Педагогический совет «Безопасность и здоровье наших детей»
материал (подготовительная группа) на тему

Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование комплексной работы в детском саду по формированию безопасного поведения детей

План проведения педсовета:

1)    Вступительное слово старшего воспитателя. Разделы «Безопасность» и «Здоровье» в программе «Детство» согласно ФГТ, требованиям СанПинов.  Анализ программы «Безопасность» Авдеевой

2)    Выступление психолога Рубцовой А.М. по теме «Психологическая безопасность ребенка»

3)    Выступление  воспитателя Агеевой Т.П. по теме «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»

4)    Анализ программы  «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры»  Базуева М.В.

5)    Анализ Фадеева Л.П.

6)    Анализ предметно-развивающей среды и занятий по ОБЖ в группах детского сада.

 

 

 

1)    Вступительное слово.

Первая задача, которую выполняет воспитатель в детском саду – это охрана жизни и здоровья детей. Тема нашего педсовета «Безопасность и здоровье наших детей». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 - 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 - 25% - от окружающей среды, на 16 - 20% -от наследственности и на 10 - 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста, воспитывающего ценностное отношение к здоровью и прививающего навыки безопасного поведения.

2)    Нормативно-правовые документы

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

  • «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
  • «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.

В 2011 году у нас было 247 случаев заболеваний (1683 дня) – это примерно 3 случая на 1 ребенка в год, продолжительность болезни составляет в среднем 6,8 дня 20,5 дней ребенок болеет в среднем в год. Самая высокая статистика заболеваемости у нас в феврале – апреле. Болеют дети в основном ОРВИ. Динамика заболеваемости в нашем детском саду на протяжении 3 лет держится примерно на одном уровне, лишь 2011 года отметился небольшим снижением.

Вопрос к воспитателям: Отчего зависит здоровье детей?

Ответы: организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; соблюдение режима дня; безопасно организованная среда.

Вопрос к воспитателям: Какие меры мы предпринимаем для профилактики заболеваемости в нашем детском саду? Что еще можно сделать в данном направлении?

Вопрос к воспитателям: как вы сформулируете понятие здоровье?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).

1.                     Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2.                     Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3.                     Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4.                     Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

5.                     Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.         

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. (формулировка, разработанная ВОЗ)

Хочу обратить теперь ваше внимание на психическое здоровье детей?

Вопрос к воспитателям: как вы понимаете понятие «психическое здоровье»?

 Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. (формулировка, разработанная ВОЗ)

И тут здоровье тесно связано с безопасностью. По теме «Психологическая безопасность ребенка» выступит психолог Рубцова А.М.

Вопрос к воспитателям: какие меры мы предпринимаем для поддержания здоровья детей и профилактики заболеваемости?

Возможно, именно поэтому в ФГТ к структуре ООПДО выделили отдельными образовательными областями «Здоровье» и «Безопасность». Напомню содержание этих областей:

«Здоровье» - образовательная область, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, и воспитание культурно-гигиенических навыков.

ОО «Здоровье» у нас проходит ежедневно в качестве закаливающих процедур после дневного сна (по 5 минут в день) и образовательной деятельности – это формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня (2 минут в день или 10 минут в неделю). Т.е. ОО «здоровье» у нас не входит в сетку непосредственной образовательной деятельности, но ее задачи должны выполнятся в ОД в режимных моментах в течение всего дня. Так как один из основных принципов ФГТ является интегрирование, хочется отметить с чем интегрируется ОО «Здоровье». ЭТО:

·        «Физическая культура» - Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей

·        «Познание» - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о здоровье и здоровом образе жизни

·        «Социализация» -  Соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни

·        «Коммуникация» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека

·        «Безопасность» - Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе и здоровья

«Безопасность» - образовательная область, направленная на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического  сознания (безопасности окружающего мира) и интеллектуальных и личностных качеств.

ОО «Безопасность» присутствует в непосредственной образовательной деятельности. Но на нее выделяется в день по 1 минуте или по 5 минут в день. Поэтому целесообразнее проводить НОВ по безопасности 1 раз в месяц по 20 минут в форме бесед, чтении художественной литературы, наблюдений, практической деятельности, играх-ситуациях, дидактических играх, рассматривании сюжетных и предметных картинок.

Эта ОО интегрируется со следующими областями:

·        «Коммуникация» - Развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, оказание помощи себе и другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического сознания

·        «Труд» - Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

·        «Познание» - Расширение кругозора в части представления о возможных опасностях, способах их избегания

·        «Социализация» - Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве

·        «Здоровье» - Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина)

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников.

Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

1)                Ребенок и другие люди.

2)                Ребенок и природа.

3)                Ребенок дома.

4)                Здоровье ребенка.

5)                Эмоциональное благополучие ребенка.

6)                Ребенок на улицах города.

Каждое направление состоит из небольших пунктов, например направление «Ребенок дома», состоит из таких пунктов:

- прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами;

- открытое окно, балкон как источники опасности;

- экстремальные ситуации в быту.

По одному из направлений мы сейчас послушаем доклад воспитателя Агеевой Татьяны Павловны.

 

Сейчас в помощь вышло много дополнительной литературы по теме «Безопасность». Например «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры»  послушаем анализ этой программы воспитателя Базуеву Марию Владимировну.

 

 

Но безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:

  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели
  • Маркировка постельного белья и полотенец
  • Правильное освещение

Вопрос к воспитателям: все ли эти требования соблюдаются в нашем детском саду? Что конкретно в вашей группе требует доработки?

Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Безопасность»

Анализ имеющихся перспективных планов. Рекомендации по изменению

 

 

Викторина для воспитателей:

1 блок. Знание программы «Детство»:

1.     Девиз программы “Детство” (чувствовать, познавать, творить)

2.     Назовите хотя бы одного из авторов программы. (Михайлова, Логинова, Бабаева, Курочкина, Кондратьева)

3.     В каком городе находится университет, творческая группа педагогов которого создала программу “Детство”. (С-Петербург)

4.     Чье имя носит университет, группа преподавателей которого создала программу? ( Герцен)

5.     Мы работаем по программе О.А. Воронцовой «Добро пожаловать в экологию», а Как называется программа по экологическому воспитанию – составная часть программы “Детство”, автор Кондратьева Н.Н. (“МЫ”)

6.     Эпиграфом к программе выделены слова:

“Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети!
Дети – это значит мы!”

Чьи это стихи? (Р.Рождественский )

2 блок. Валеология

1.     Ребенку сделали очередную прививку. Какую разновидность приобретенного иммунитета он приобрел – естественный или искусственный? (искусственный)

2.     Какой орган человеческого организма самый большой? (кожа)

3.     Что относится к нарушениям осанки – сколиоз или плоскостопие? (оба)

4.     У взрослого человека 206 костей. У ребенка больше или меньше? (300)

5.     Молоточек, наковальня, стремечко – где это находится? (в среднем ухе)

6.     Зачем нужен зуб мудрости? (незачем, рудиментарный орган, выходит последним, разрушается первым )

7.     Что должно хранится в аптечке в вашей группе? (бинт, лейкопластырь, зеленка, йод, активированный уголь, нашатырный спирт, вата)

3 блок. Безопасность

1.     Раздел «Ребенок и другие люди»: Детям рассказывают, что не всегда внешность человека соответствует его характеру. Дети думают, что опасны только люди с неприятной внешностью, а красиво одетые и симпатичные опасности не представляют. Но это не всегда соответствует истине. Какой присер из сказки вы можете привести? (Золушка)

2.     «Здоровье ребенка» : мы детям даем это понятие, объясняя, что без этого человек не может быть здоровым и крепким. Что это? (витамины)

3.     «Ребенок и природа»: Что это за гриб? (желчный)

4.     В какой раздел программы безопасность входит пожарная безопасность? (Ребенок дома)

5.     «Ребенок на улицах города» - Как правильно переходить проезжую часть с группой детей?

6.     «Эмоционально благополучие ребенка»: изучение это темы предполагает кроме создания благоприятной атмосферы в группе, объяснения страхов ребенка еще и решение этих проблемных ситуаций. Для детей это очень тяжелая ситуация, крайний способ решения которой они видят в драке. Что это такое? (конфликт)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье наших детей в наших руках

Что такое здоровье? Ответы для родителей...

Здоровье наших детей - наша забота

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья  современного человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и воз...

Презентация для воспитателя На тему: « Здоровье наших детей- в наших руках»

•Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. •Познакомить воспитателей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоров...

Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках»

1. Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.2. Формировать у родителей мотив...

Забота о природе – это забота о нашем здоровье, здоровье наших детей.

Необходимость формирования знаний у детей о бережном отношении к окружающей среде....