Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_sovershenstvovaniya_poznavatelno.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста.

Составитель: Галимова Наталья Валерьевна.


Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Для дошкольников противоестественны скука и безразличие.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Темп умственного развития   дошкольников является весьма интенсивным и динамичным.

Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание на развитие общих интеллектуальных способностей.

Именно в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

  • восприятия и, прежде всего, таких его видов как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);
  • наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;
  • наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;
  • творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста необходимо создать такие условия как:


  1. Организация предметно-развивающей среды детского сада:

- групповые комнаты;

- физкультурный зал;

- музыкальный зал;

- музеи;

- кабинет учителя логопеда;

- лестничные площадки;

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную-интеллектуальную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития: Центр конструирования и строительных игр, Центр математики, Центр речевого творчества, Центр художественного творчества, Центр юного Троичанина, Центр экологии, Центр науки и экспериментирования) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательно-интеллектуальную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.  Наборы детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Обязательное условие построения среды — это эстетика и соответствие санитарно- гигиеническим нормам. Построение развивающей среды должно соответствовать возрасту детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом правильно организованная Предметно-развивающая среда группы, соответствующая возрасту детей, ведет к познавательно-интеллектуальному развитию.

  1. Педагогическая работа, обеспечивающая устойчивые познавательно-интеллектуальные интересы дошкольников:  

- развитие познавательно-интеллектуальной активности в непосредственно образовательной деятельности.

Основное усилие у педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

- проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.  

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Особое внимание педагог должен уделять неправильным ответам. Анализировать их вместе с детьми, помогать понять свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение.

- творческие задания.

Предлагая детям творческие задания, педагог должен учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора. (в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ребёнку право выбора)
  • Принцип открытости. (Предоставляется ребёнку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения)
  • Принцип деятельности. (Любое творческое задание включает практическую деятельность)
  • Принцип обратной связи. (Педагог регулярно контролирует процесс)
  • Принцип идеальности. (Творческие задания не требуют специального оборудования, могут быть частью любого занятия)

- Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.

К исследовательским методам обучения относятся:

  • Наблюдение
  • Эксперимент, опыт

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

- кружковая работа

         Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Обращаем внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении. Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей.

Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках (студиях, секциях) позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка (секции, студии) позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках (секциях, студиях) оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

  1. Работа с родителями по вопросу воспитания познавательно- активного и успешного ребёнка.

Правильное построенное общение родителей и воспитателей- это залог успешного воспитания дошкольника.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в дошкольном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Для этого педагогам предлагаются различные варианты педагогического просвещения родителей:

  • Родительские собрания
  • Семинары-практикумы
  • Консультации
  • Стенды с информацией, папки-передвижки и др.

Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально- одарённых детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы.

- создание пространственной разносторонней среды;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям;

- взаимодействие с родителями;

- правильно организованная система планирования.

-Непрерывность повышения квалификации педагогов;

-Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.

Таким образом, качество познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста зависит способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!


Рекомендуемая литература

  1. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание //Вопросы психологии -1994, -№3. -С.88-93.
  2. Голицын В.Б., Щербакова Е.И. Познавательная активность дошкольников//Советская педагогика, -1991. -№3. -С. 44.
  3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми // Вопросы психологии. 1982. -№4. -С.18-35.
  1. Богоявленская М.Е. Природа проблем одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60.
  2. Доровский А.И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
  3. Моренко Е.С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.
  4. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М. : Прогресс, 1991.
  5. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н.С. - М. : Академия,1996.
  6. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Огранизация развивающей предметно-пространственной среды для создание условий по организации опытно - экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста....

Выступление на тему: «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он ес...