Консультация для воспитателей по формированию культурно-гигиенических навыков детей
консультация (старшая группа)

Щепетова Вера Сергеевна

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_kgn.docx19.4 КБ
Файл artik_gimnastika.docx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по формированию у детей культурно-гигиенических навыков

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Воспитатели учат детей осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю.

В процессе повседневной работы с детьми воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В начале мы приучаем детей к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д., пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой.

Для эффективного гигиенического воспитания малышей большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых.

Нам нужно всегда помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Большое влияние на формирование культурно-гигиенических навыков оказывают условия и формы организации детей. К числу основных условий относятся:

  1. Рационально организованная обстановка
  2. Четкий режим дня
  3. Руководство взрослых

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, игры и т.д.). И здесь важно определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему вещи.

Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло;  раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков. Формирование их происходит в играх, труде, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности. тем самым предохраняя нервную систему от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях воспитателей и родителей. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомят родителей с правилами и требованиями, которые необходимо выполнять по уходу за ребенком, с основами рационального питания в соответствии с его возрастом, средствами закаливания, мерами профилактики инфекционных заболеваний, с режимом жизни в детском саду. В беседе с родителями воспитатель должен подчеркнуть обязательность соблюдения такого же режим и дома, указывать на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в детском саду.

Просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Это поможет ребенку освоить  новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.

С родителями проводятся беседы, в которых воспитатель использует конкретные примеры из жизни в детском саду.

Педагог проводит индивидуальные беседы с каждым родителем избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития выносятся на  родительские собрания.

Например: Тема родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование у детей и родителей культуры здоровья.

Участники собрания: воспитатели, родители, медсестра.

И здесь воспитателю важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания.

Можно провести «блицопрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».

Эффективность санитарно-просветительской работы повышается, если в раздевалке оформлен «Уголок для родителей», где помещают тематические бюллетени, плакаты, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребенка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещают советы педагога, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей: Можно подготовить фотовитрину: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации должны рассказать о гигиеническом поведении ребенка дома и в детском саду.

Полезно организовать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями воспитателю можно рекомендовать средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать.

Для закрепления навыков гигиенической культуры можно предложить родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», М.Яснов «Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).

Также можно предложить родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы, В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки. Большую роль играет оценка, т.е. суждение взрослого о поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой.

Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»

Консультация на тему:  «Особенности  формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»...

Состояние работы воспитателей по формированию культурно –гигиенических навыков в первой младшей группе

Воспитание у детей 1 младшей группы культурно - гигиенических навыков...

Консультация на тему: «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения....

Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"...