КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ?
консультация (младшая группа) на тему

Альгина Надежда Сергеевна

Данный материал подойдёт как для педагогов ДОУ, так и для родителей. В статье представлены виды адаптации, особенности и рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ?

Адаптация - это широкий спектр психофизических и личностных реакций на условия пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении, но можно выделить некоторые общие закономерности приспособления детей к режиму ДОУ.

Приспособление организма к новым или измененным условиям называется адаптацией, которую можно заранее спрогнозировать и облегчить. Адаптация состоит из двух слагаемых: биологической и психологической перестройки организма. В период адаптации резко понижаются защитные силы организма, на ребенка оказывает неблагоприятное воздействие окружающая среда, в его организме создаются все условия для проникновения различных инфекции.

Но адаптацию можно скорректировать, многие проблемы, связанные с новыми условиями жизни ребенка, можно предусмотреть и избежать. Медицинский прогноз составляется медперсоналом ДОУ по результатам медицинского осмотра и на основании индивидуальной медицинской карты ребенка. Психолого-педагогический прогноз делают психологи и воспитатели групп, воспользовавшись данными длительных наблюдений за психоэмоциональным состоянием детей в различных ситуациях на протяжении достаточно большого промежутка времени, а также данными, отраженными в медицинской карте ребенка, где указаны группа здоровья, характер перенесенных заболеваний, хронические заболевания, подверженность аллергическим реакциям.

Определяя возможные проблемы с адаптацией ребенка к дошкольному учреждению, следует учитывать следующие неблагоприятные факторы:

1) частые заболевания матери;

2) несоответствие домашнего режима режиму ДОУ;

3) вредные привычки взрослых членов семьи;

4) неблагополучное состояние семьи;

5) II и III группы крови ребенка;

6) заболевания ребенка хронического характера или перенесенные в первые годы жизни;

7) отставание в нервно-психическом развитии (к примеру, задержка речевого развития).

Период адаптации можно условно разделить на 3 этапа:

1) острый-характеризуется нарушением сна, ухудшением аппетита, вегетативными и гормональными сдвигами;

2) подострый - характеризуется восстановлением биоритмов различных органов и систем организма, нормализацией аппетита и сна, эмоциональной стабилизацией. Ребенок приспосабливается к общему режиму дня, начинает принимать участие в играх;

3) период компенсации, при котором органы и системы организма работают по норме, появляются положительные эмоции, поведение становится ровным и спокойным.

По степени тяжести период адаптации может быть легким, средней тяжести и тяжелым.

Если ребенок легко приспосабливается к изменившимся условиям жизни, то в его поведении нет отклонений от обычной для него реакции на то или иное событие; нарушения аппетита, сна, речевой функции наблюдаются менее месяца.

При адаптации средней тяжести поведение, сон, аппетит, речь ребенка длительное время нарушены и восстанавливаются в течение 1-2 месяцев, имеются функциональные отклонения, может развиться ОРЗ.

Если адаптация ребенка не произошла в течение 2 месяцев, говорят о тяжелой форме. У таких детей в 90% случаев диагностируются неадекватное поведение, невротические состояния, он часто болеет острыми респираторными заболеваниями. Как правило, тяжело адаптирующиеся дети находящиеся на учете у психоневролога.

Также в процессе адаптации выделяют 3 стадии:

1) стадия тревоги;

2) стадия сопротивляемости;

3) стадия либо стабилизации и выздоровления, либо истощения.

Кроме того, выделяют следующие виды адаптации:

1) сенсорная адаптация - изменения, происходящие с органами чувств;

2) социальная адаптация - способность ребенка изменять свое поведение в зависимости от новых условий;

3) психологическая адаптация - усвоение правил поведения в дошкольном образовательном учреждении, активная деятельность ребенка, адекватность его самооценки.

Истощение организма, тяжелая адаптация могут наблюдаться из-за отсутствия навыков общения, высоких требований ребенка при достаточном уровне развития его интеллекта. Такой ребенок может быть эмоционально неуравновешенным, тревожным, замкнутым, испытывать страх перед общением с другими детьми.

Все негативные последствия тяжелой адаптации выражаются беспокойством, заторможенностью, вялостью, раздражительностью, капризами, упрямством, психическим напряжением. Степень выраженности этих негативных признаков тяжело проходящей адаптации зависит от условий, в которых находится ребенок дома, уровня привязанности к матери, возрастных особенностей ребенка, связанных с переходным периодом, с организацией учебно-воспитательной работы в детском дошкольном образовательном учреждении, психологическим, психофизическими, нейрофизиологическими особенностями организма ребенка.

Противоположным тяжелой адаптации, как уже упоминалось выше, является легкий тип адаптации, когда ребенок быстро приспосабливается к новым условиям организации его жизни, все проявления негатива незначительны и кратки по времени.

Помимо описанных типов адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению существует средний, промежуточный тип приспособляемости организма ребенка к новым условиям, и он встречается наиболее часто. При среднем типе адаптации ребенок может заболеть, но без осложнений; период привыкания длится в среднем месяц, негативные проявления у такого ребенка можно подкорректировать, что позволит ему приблизиться к варианту легкой адаптации. Помочь ребенку со средним типом адаптации могут медперсонал ДОУ, родители и воспитатели.

Средний срок адаптации по возрастам составляет:

1) дети ясельного возраста - 7-10 дней;

2) дети трехлетнего возраста - 2-3 недели;

3) дети дошкольного возраста - 1 месяц.

Однако практика показывает, что у многих детей на адаптацию уходит больше времени.

О готовности ребенка посещать ДОУ можно судить по следующим признакам.

До двухлетнего возраста ребенок:

1) опрятен;

2) дает понять взрослым, что ему необходимо удовлетворить физиологические потребности;

3) позволяет себя умывать и купать, не капризничая;

4) имеет навыки одевания-раздевания;

5) самостоятельно ест и пьет из чашки;

6) может некоторое время сам себя занять;

7) аккуратен в хранении одежды и игрушек. После 2 лет ребенок:

1) ест аккуратно и самостоятельно;

2) сам умывается и вытирается полотенцем;

3) самостоятельно, хотя бы частично, одевается и раздевается;

4) знает, где что в доме лежит;

5) умеет пользоваться носовым платком;

6) контролирует физиологические потребности;

7) убирает за собой игрушки и складывает одежду;

8) выполняет некоторые несложные поручения;

9) знает назначение домашних предметов;

10) знает слова благодарности и пользуется ими.

Выделяют следующие основные показатели процесса адаптации ребенка к ДОУ.

Отрицательные эмоции. Они отмечаются у каждого ребенка, впервые оказавшегося в новых для него обстоятельствах.

Страх. Он сопутствует отрицательным эмоциям, малыш боится неизвестности, встречи с незнакомыми людьми.

Гнев. Он возникает как реакция раздражения практически на все, что встречается ребенку в первые дни посещения ДОУ.

Положительные эмоции. В первые дни они проявляются редко. Их появление свидетельствует о том, что адаптация проходит нормально.

Социальное контакты. Коммуникабельность ребенка - очень хорошая черта, которая помогает адаптации.

Познавательная деятельность. Во время стресса, связанного с адаптацией, она снижается.

Социальные навыки. Ребенок может на время утратить навыки самообслуживания, но постепенно начнется восстановление его умения самостоятельно одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры.

Особенности речи. Речь может измениться, регрессировать, словарный запас в процессе адаптации нередко уменьшается. Однако после привыкания к коллективу и требованиям режима речь ребенка быстро прогрессирует, его словарный запас пополняется.

Двигательная активность. Во время адаптации ребенок либо сильно заторможен, либо гиперактивен. Но это негативная реакция на стресс, связанный с адаптацией.

Сон. Вначале он нарушен, может даже отсутствовать совсем, ребенок плачет, капризничает, не хочет ложиться в кровать. Только когда произойдет адаптация, он спокойно засыпает в тихий час.

Аппетит. Он зависит от того, насколько трудно ребенок проходит адаптацию, иногда аппетит отсутствует, малыш практически ничего не ест. Иногда, напротив, ест слишком много, чтобы заглушить волнение и переживания. Когда процесс приема пищи нормализуется, можно констатировать, что период адаптации завершен.

Все это важные критерии и сигналы того, как проходит адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Как облегчить период адаптации к детскому саду?

Необходимо рассказать ребенку о садике и о причинах, по которым, он станет туда ходить. Пусть малыш поймет, что родители считают его достаточно большим, чтобы, как многие дети, он мог ходить в детский сад, что у детей, как у взрослых, есть своя «работа». Можно рассказать о том, как там бывает интересно, сколько друзей у него появится, чем они будут заниматься вместе в детском садике. Но не стоит слишком усердствовать и каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах, чтобы не сделать из предстоящего события проблему.

Очень важно, чтобы родители использовали возможность познакомиться самим и познакомить малыша с детским садиком и воспитателями заранее. Хорошо, если мама (или папа) вместе с ребенком увидит группу, музыкальный и спортивный зал, изостудию и другие помещения сада, где проходят занятия. Для малыша – это новые яркие впечатления от игрушек, играющих детей, возможностей заниматься новыми делами. У него складывается собственное представление о садике. Родители должны рассказать воспитателю о ребенке, его особенностях, что ему нравится, а что нет, какими способами решаются конфликтные ситуации, что он умеет делать самостоятельно, а в чем надо ему помочь. Это поможет найти подход к ребенку. Родителям (конечно же, без ребенка) желательно побеседовать с медицинской сестрой или врачом. Хорошо, если родителям разрешат в дневное время гулять с ребенком на площадке детского сада.

Очень важное условие сохранения здоровья детей – это знакомство с режимом детского сада, который будет посещать ребенок, и постепенное установление его дома. В домашних условиях ребенок нередко поздно ложится спать, поздно встает утром, не спит днем. Как правило, часто плачущие по утрам в садике дети – те, которые не выспались, которые поздно ложатся спать. Значит, домашний режим ребенка, который готовится к посещению детского сада, должен быть исправлен так, чтобы он как можно больше напоминал режим детского сада.

Так же обстоят дела и с едой. Нередко в детский сад приходят дети с такой избирательностью в пище, что это грозит ребенку постоянным чувством голода! Причем эта избирательность – не медицинская рекомендация, как, например, у детей с пищевой аллергией (это оговаривается при поступлении и затем учитывается воспитателями). Просто к трем годам ребенок привыкает есть только, например, сосиски, копченую колбасу и макароны. И если дома не вводить разнообразие в меню настойчиво и терпеливо, то завтраки, обеды и полдники в детском саду превратятся для ребенка в пытку.

Неприятности могут возникнуть и из-за отсутствия навыков самообслуживания. Может оказаться, что ребенок не умеет делать элементарные вещи: самостоятельно есть, пить из чашки, умываться, снимать и надевать штанишки, расчесывать волосы, обуваться и т. п. Необходимо научить этому ребенка, если он еще не умеет.

За время подготовки ребенок должен привыкнуть больше общаться с другими детьми и взрослыми. Для этого надо посещать детские площадки и парки, ходить на праздники, приглашать в гости сверстников ребенка и т. п. Важно наблюдать за поведением малыша. Если ребенок тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется, надо помочь ему советом или предложить действовать с ним вместе. Родители должны показать, как можно действовать в непростых для него ситуациях: «Давай, познакомимся с этой девочкой. Скажи, как тебя зовут, и спроси, как ее зовут» или «Давай машинку дадим поиграть этому мальчику, а сами построим для нее гараж» и т. п.

Рекомендации родителям

Маме нужно постараться находиться рядом с ребенком меньше, чем обычно, постепенно увеличивать расстояние на прогулках между собой и малышом, на большее время оставлять его играющим в комнате, «вспомнив» о делах на кухне, и т.д. Этому можно посвятить летние месяцы. Чем более развита эмоциональная связь с матерью и сложнее психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация.

Следует очень аккуратно и внимательно давать обещания ребенку–не стоит обещать то, что сложно сделать или не входит в планы взрослых. Доверие – очень важная характеристика отношений между взрослыми и детьми. Доверие малыша к словам матери поможет переносить в первое время пребывания в садике разлуку: «Ведь мама обещала, значит, так и будет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА    К ДОШКОЛЬНОМУ  УЧРЕЖДЕНИЮ »   Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...

Родительское собрание в детском саду "Несколько слов об адаптации ребенка к дошкольному коллективу"

Что такое адаптационный период, степени адаптации ребенка, факторы от которых зависит течение адаптационного периода, как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ....

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного воз- раста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошк...

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...