Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
статья на тему

Явкина Оксана Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы педагога73.5 КБ
Файл Советы врача45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Советы педагога

Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми,  у  него  появляются  нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.

Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3 лет был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность в этом у него была. В первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем - ведь навык общения у него не сформирован.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие - за обеденный стол, третьи - за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот, В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний.

Можно ли избежать этого? Может быть, стоит как можно дольше держать ребенка возле себя?

Конечно, забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов,  которые  лежат  в  основе поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации нами были разработаны психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

нервно-психическое развитие;

черты личности.

С опорой на эти блоки была составлена карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с педагогом или психологом.

Первый блок. Поведение

Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)

Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое, подавленное).

Характер засыпания (быстро, в течение 10 мин.; очень медленное, медленное).

Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.

•  Характер сна (спокойный; неспокойный).

Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна.

Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый, плохой).

Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).

Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый).

• Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит).

Второй блок. Нервно-психическое развитие

Уровень нервно-психического развития ребенка, поступающего в детский сад, определяется методом диагностики.

У детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев изучаются понимание речи, игровая деятельность, различные движения и навыки; у детей в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет кроме названных параметров изучается еще активная речь. Определяется, соответствуют ли данные параметры возрасту ребенка.

Третий блок. Личность

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

Родители отвечают на вопросы: «Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?»

Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие; может или не может самостоятельно подготовиться к игре).

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт).

Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт
по собственной инициативе; не вступает в контакт).

Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого; не умеет играть самостоятельно).

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а ждут, чтобы их занимали взрослые.

Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое дело до конца. По ответам («Да, всегда!», «Не всегда», «Никогда не доводит до конца») делается вывод о результативности деятельности ребенка.

При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими (легко, избирательно или с большим трудом), имеется ли у ребенка достаточный опыт совместной деятельности со взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности. Если у малыша был опыт разлуки с близкими, например, он был помещен в больницу, отправлен в санаторий, родителей просят вспомнить, как он перенес это нелегкое испытание.

Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности ребенка к кому-либо из взрослых.

Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее значение для процесса адаптации имеют следующие:

наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

инициативность;

адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;

аппетит;

наличие опыта совместной деятельности со взрослым.

Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, педагог или психолог делает прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации по подготовке детей. У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения.

Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои положительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.

Осенью, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Первые четыре дня наблюдения ведутся ежедневно, затем на 8-й,16-й, 32-й, 64-й и 128-й дни. Это не значит, что в течение именно стольких дней ребенок привыкает к новым условиям. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно. Однако педагог внимательно наблюдает за ними и дальше - особенно в течение первого месяца.

В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение трех дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.

Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.

Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять   их   задумки,   положительно оценивать результаты труда.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям.

К. ПЕЧОРА,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры  поликлинической

педиатрии РМАПО

        



Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Советы врача

Кончаются летние отпуска. Мамам надо идти на работу, а детям - в детский сад. Первый месяц после летнего перерыва для всех детей, а особенно для вновь поступивших в дошкольное учреждение, будет трудным - им предстоит непростая адаптация к новым условиям.

Работникам дошкольных учреждений следует знать, каковы особенности процесса адаптации у разных по характеру детей, как зависит этот процесс от состояния здоровья ребенка, как облегчить ему вполне естественные трудности при изменении условий жизни.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации, Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую. (По терминологии Ю.А. Макаренко - хорошую, удовлетворительную и плохую.)

При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше - за 2-3 недели.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но, несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.

Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога. В таких случаях специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.

В период адаптации многие дети теряют вес, особенно малыши ясельной группы и дети с тяжелой адаптацией.

Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить детей к поступлению в дошкольное учреждение. В подготовке участвуют детская поликлиника, детский сад и семья. Особое внимание требуется тем детям, которые поступают впервые.

Поликлиника обязана провести диспансеризацию ребенка и при выявлении отклонений в состоянии здоровья назначить лечение. При наличии показаний проводятся коррекция зрения, санация носоглотки и зубов, противоглистная терапия и т.д.

Направляя ребенка в дошкольное учреждение, участковый педиатр оформляет выписку из истории развития и передает ее в ясли-сад. В выписке должны быть подробно отражены данные анамнеза, указаны перенесенные ребенком заболевания, сделанные профилактические прививки или основания для отвода от них. В заключении дается оценка состояния здоровья, физического и нервно-психологического развития ребенка, даются рекомендации по дальнейшему ведению его в дошкольном учреждении.

Ребенок, перенесший какое-либо острое заболевание, не может быть допущен в дошкольное учреждение раньше чем через две недели после выздоровления.

В течение последнего месяца перед поступлением ребенка в ясли-сад профилактические прививки делать нельзя.

Воспитатель должен заранее посетить семью, чтобы ознакомиться с условиями быта и воспитания малыша и, если необходимо, внести соответствующие коррективы - в форме совета и убеждения родителей. Следует обратить внимание на режим сна и питания и посоветовать матери постепенно (не резко!) приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду. Рассказать о температурном режиме в дошкольном учреждении, о том, как принято одевать малышей в помещении и на прогулке.

Следует также познакомить родителей с методами закаливания, которые применяются в детском саду, и посоветовать начать закаливание дома. Обязательно надо пригласить родителей посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком, чтобы посмотреть, в каких условиях он будет находиться, познакомить малыша с воспитателем и детьми, дать ему возможность ознакомиться с помещениями группы, показать игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. Можно привести ребенка в группу, разрешить ему поиграть с детьми, пока мама беседует с воспитателем, или погулять на детской площадке вместе с будущими товарищами.

Родители должны рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушаться маму - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Родители должны приучать малыша к самостоятельности   и   доступному   для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.п.

Совместные усилия родителей, работников детского сада и поликлиники облегчают адаптацию детей. И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него - дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно (это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается). Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при атом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому   в   первую   неделю   (или   две) необходимо брать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду: сначала можно оставить до обеда, в последующие дни забирать перед дневным сном, затем - сразу после сна и т. д.

Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие.

С первого дня посещения ребенком детского сада воспитателю следует ознакомиться с выпиской из его истории развития, поддерживать хорошие отношения с родителями.

В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ. Этому способствуют не только увеличение количества контактов с новой микробной флорой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход из привычного семейного быта в новые условия и разлука с родными являются для малыша стрессом.

Заболеваемость ОРВИ и тяжесть адаптации взаимосвязаны. Что же нужно делать, чтобы разорвать этот порочный круг? С чего начать?

Прежде всего с семьи. Еще в период подготовки ребенка к поступлению в детский сад следует объяснить родителям, что наличие у взрослых членов семьи хронических очагов инфекции способствует обсеменению детского организма вредными микробами, поэтому им самим нужно пройти лечение. Чтобы ребенок не заражался дома,  надо соблюдать  обычные  меры - изоляцию больного члена семьи, проветривание и влажную уборку помещения и т.д.

Курение в квартире, где проживает малыш, очень вредно отражается на его здоровье, главным образом на состоянии легких («пассивное курение»). Многие взрослые об этом даже не подозревают.

Заболеваемость ребенка в период адаптации и ее характер в целом можно заранее прогнозировать. Исследования, проведенные в Институте педиатрии РАМН, показывают, какие факторы влияют на адаптацию детей 1,5-2 лет. Благоприятных результатов можно ожидать, если мать перед наступлением беременности не имела хронических заболеваний, беременность и роды у нее протекали нормально, ребенок получал грудное вскармливание не менее 9 месяцев, в семье соблюдался режим, способствующий воспитанию спокойного, но активного малыша, а прибавка в весе у него была достаточной и регулярной.

Неблагоприятные результаты можно прогнозировать, если мать во время беременности болела, если во второй половине беременности был токсикоз или угроза выкидыша, если ребенка рано перевели на искусственное вскармливание и прибавка в весе в течение первого года жизни была неустойчивой. Адаптация к яслям бывает тяжелой также у детей со сниженной оценкой нервно-психического развития, общим двигательным беспокойством, плохим сном и раздражительностью.

Сотрудникам детского сада рекомендуется уделять как можно больше внимания индивидуальной работе с детьми для создания положительных эмоций: ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре. Эти меры значительно уменьшают заболеваемость детей в первые 1,5 месяца пребывания в яслях.

Для профилактики острых респираторных   заболеваний,   наряду   с   хорошим уходом, работой по оптимизации санитарно-гигиенических        условий (тщательное соблюдение режима, кварцевание, проветривание помещений и т.п.) и полноценным питанием с включением в рацион свежих овощей и фруктов, большое значение имеет применение витаминных и витаминно-минеральных комплексов.

Исследованиями, проведенными отечественными учеными еще в 80-е годы (Р.П. Нарциссов, В,И. Тамбовцева, М.Н. Кузнецова), было показано положительное влияние препаратов, улучшающих клеточный обмен (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, пиридоксальфосфат, липоевая кислота, пантетонат кальция в возрастных дозах), на снижение заболеваемости ОРВИ в период адаптации детей 1,5-2 лет. Десятидневный курс лечения проводился перед поступлением е ясли. В последующие полгода такие курсы повторяли через каждые 1,5 месяца.

Незавершенность созревания иммунной системы у детей раннего и дошкольного возраста является одной из причин высокой заболеваемости респираторными инфекциями. У часто болеющих детей отмечаются, как правило, витаминная недостаточность и снижение образования в организме интерферона.

Полученные в последние годы данные научных исследований (Л.А. Щеплягина и соавт.) показали, что на фоне трехмесячного приема витаминноминерального комплекса «Юникап В» у детей 3-6 лет существенно увеличивалась выработка интерферона.

Имеется также положительный опыт применения настойки элеутерококка,
который, как полагают, обладает адаптогенным эффектом и снижает заболеваемость. Препарат назначается в возрастной дозе (1 капля настойки на
год жизни) 1 раз утром ежедневно в течение первого месяца посещения
детского сада. Чрезмерно возбудимым детям элеутерококк не назначают.        

Профилактика        заболеваемости

ОРВИ     в    дошкольном    учреждении должна быть комплексной.

  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима. Тщательная уборка помещений в соответствии с имеющимися нормативами. Проветривание и кварцевание комнат. Протирание дверных ручек дезинфицирующим раствором. Соблюдение правил гигиены детьми и персоналом.
  • Противоэпидемические мероприятия. Очень важно не допускать к работе с детьми персонал с признаками ОРВИ. Необходимо соблюдать принцип групповой изоляции детей. При отсутствии карантина допускается общение между детьми только старших групп во время прогулок и праздников. Ежедневный утренний прием детей проводится медицинскими сестрами или воспитателями, которые спрашивают родителей о самочувствии ребенка, осматривают у него кожу и зев, в ясельных группах всем детям измеряют температуру, а в дошкольных - по показаниям. При выявлении признаков заболевания ребенок в группу не допускается. Заболевшего в течение дня ребенка изолируют и сразу извещают родителей, чтобы они по возможности раньше за ним пришли. В изоляторе ребенок должен находиться под наблюдением медсестры, а дома его посещает участковый врач.
  • Закаливание детей как перед поступлением в дошкольное учреждение, так и при пребывании в нем. Методов закаливания много. Эта тема требует специального рассмотрения. Отметим лишь, что в период адаптации при закаливании любым методом необходима осторожность. Следует учитывать эмоциональное и соматическое состояние ребенка и использовать щадящий подход, вначале уменьшая интенсивность и продолжительность процедур, а затем постепенно увеличивая их. Полезно и в любых условиях доступно полоскание горла холодной водой.
  • Занятия физкультурой и прогулки на свежем воздухе. При этом особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям.
  • Меры специфической профилактики, включающие своевременную противогриппозную вакцинацию, а также применение препаратов иммуномодулирующего и иммуностимулирующего действия: рибомунил, бронхомунап, ИРС-19, интерферон, диабазол - только по назначению лечащего врача!
  • Местная профилактика: полоскание горла травяными (ромашка, шалфей, зверобой, календула) или дезинфицирующими растворами, промывание носовых ходов физиологическим раствором (2 г соли на 200 г кипяченой воды), смазывание слизистой оболочки носа простерилизованным растительным маслом. Следует обучить родителей этим процедурам.
  • Применение комплекса витаминов и микроэлементов в достаточных дозах. В настоящее время существует большой выбор витаминных препаратов, которые легко дозировать в соответствии с возрастом ребенка: например, Юникап назначается часто болеющим детям раннего возраста 1 раз в день по 1/2 чайной ложки сиропа, детям 3-6 лет - по 1 чайной ложке. Сироп принимают во время еды в чистом виде или с молоком (не менее 3 месяцев).

Таким образом, профилактика неблагоприятной адаптации ребенка к дошкольному учреждению включает большой комплекс мер, среди которых важное значение имеют профилактика и лечение заболеваний у будущей матери, пропаганда здорового образа жизни в семье и санитарно-просветительная работа с родителями, которую должны проводить как участковые педиатры, так и работники детских садов.

Подготовка к поступлению в ясли-сад (закаливание, витаминизация и др.) имеет большое значение. Но самым главным, по нашему мнению, остаются компетентность, добросовестность и доброе отношение к детям работников дошкольных учреждений.

И. ШИРЯЕВА,

доктор медицинских наук,

        профессор,

Научный центр здоровья детей РАМН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА    К ДОШКОЛЬНОМУ  УЧРЕЖДЕНИЮ »   Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллектив...

Адаптация ребенка в Дошкольном учреждении.

Определение адаптации, классификация, раскрытие проблемы, психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ. Советы по адаптации. Анкета на ребе...

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Памятка для родителей

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, предлагаем несколько рекомендаций.Во время процесса адаптации ре...

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хочу предложить несколько рекомендаций....