Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
статья на тему

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведением других людей, сдерживать свои эмоции и т.п. Дети, посещающие ясли -сад, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальные занятия, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_rebenka_k_doshkolnomu_uchrezhdeniyu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведением других людей, сдерживать свои эмоции и т.п. Дети, посещающие ясли -сад, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальные занятия, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки.

Советы педагога

Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят физическое  психологическое развитие ребенка, дальнейшее существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.

Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, сли рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3 лет был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность у него в этом была. В первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем - ведь навык общения у него не сформирован.

Часто, родители, не смотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным неприспособленным к новым условиям.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуют другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных  негативных реакций, плача даже серьезных аболеваний.

Можно ли избежать этого? Может быть, стоит, как можно дольше держать ребенка возле себя?

Конечно забота и любовь родителей  (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множества психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

Наблюдения показали, что большое значение в процессе адаптации имеет следующее:

  1. Наличие или отсутствие контактов со сверстниками;
  2. Инициативность;
  3. Адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;
  4. Аппетит;
  5. Наличие опыта совместной еятельности со взрослым.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебание различных факторов внешней среды.

У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других (длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше - за 2-3 недели.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более -10 дней и проходит без осложнений.

При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевалочной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.

Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога. В таких случаях специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.

В период адаптации многие дети теряют вес, особенно малыши ясельной группы и дети с тяжелой адаптацией.

Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить детей к поступлению в дошкольное учреждение. В подготовке участвуют детская поликлиника, детский сад и семья. Особое внимание требуется тем детям, которые поступают впервые. Поликлиника обязана  провести  диспансеризацию  ребенка  и  при  выявлении отклонений в состоянии здоровья назначить лечение. При наличии показаний проводятся коррекция зрения, санация носоглотки и зубов, противоглистная терапия и т.д.

Направляя    ребенка    в    дошкольное    учреждение,    участковый    педиатр оформляют выписку из истории развития и передает ее в ясли-сад. В выписке должны быть подробно отражены данные анамнеза, указаны перенесенные ребенком заболевания, сделанные профилактические прививки или основания для отвода от них. В заключении  дается оценка состояния здоровья, физического и нервно-психологического развития ребенка, даются рекомендации по дальнейшему ведению его в дошкольное (учреждение.

Ребенок, перенесший какое-либо острое заболевание, не может быть допущен в дошкольное учреждение раньше, чем через две недели после выздоровления.

В   течение   последнего   месяца,   перед   поступлением   ребенка   в   ясли-сад  профилактические прививки делать нельзя.

Родители должны рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушаться маму - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.д.

Совместные усилия родителей, работников детского сада и поликлиники облегчают адаптацию детей. И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него -дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно (это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается). Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях они начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже ни в состоянии не есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, приободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем  не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо брать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду: сначала можно оставить до обеда, в последующие дни забирать перед дневным сном, затем - сразу после сна и т.д.

Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие.

В   период   адаптации   отмечается   высокая   заболеваемость   ОРВИ.   Этому  способствует не только увеличение количества контактов с новой микробной флорой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход из привычного семейного быта в новые условия и разлука с родными являются для малыша стрессом.

Заболеваемость ОРВИ и тяжесть адаптации взаимосвязаны. Что же нужно делать, чтобы разорвать этот порочный круг? С чего начать?

Прежде всего с семьи. Еще в период подготовки ребенка к поступлению в детский сад следует объяснить родителям, что наличие у взрослых членов семьи хронических очагов инфекции способствует обсеменению детского организма вредными микробами, поэтому им самим нужно пройти лечение. Чтобы ребенок не заражался дома, надо соблюдать обычные меры - изоляцию больного члена семьи, проветривание и влажную уборку помещения и т.д.

Курение в квартире, где проживает малыш, очень вредно отражается на его здоровье,   главным   образом   на   состоянии   легких   («пассивное   курение»).   Многие взрослые даже не подозревают об этом.

Заболеваемость ребенка в период адаптации и ее характер в целом можно заранее  прогнозировать. Исследования, проведенные в Институте педиатрии РАМН показывают, какие факторы влияют на адаптацию детей 1,5-2 лет. Благоприятных результатом можно ожидать, если мать перед наступлением беременности не имела хронических заболеваний, беременность и роды у нее протекали нормально, ребенок получал грудное вскармливание не менее 9 месяцев, в семье соблюдался режим, способствующий воспитанию спокойного, но активного малыша, а прибавка в весе у него была достаточной и регулярной.

Неблагоприятные результаты можно прогнозировать, если мать во время беременности болела, если во второй половине беременности был токсикоз или угроза выкидыша, если ребенка рано перевели на искусственное вскармливание и прибавка в весе в течение первого года жизни была неустойчивой. Адаптация к яслям бывает тяжелой также у детей со сниженной оценкой нервно-психического развития, двигательным беспокойством, плохим сном и раздражительностью.

Для профилактики острых респираторных заболеваний, наряду с хорошим  уходом, работой по оптимизации -санитарно-гигиенических условий (тщательное соблюдение; режима,  кварцевание, проветривание помещений и т.п.) и полноценным питанием с включением в рацион свежих овощей и фруктов, большое значение имеет применение витаминных и витаминно-минеральных комплексов.

Исследованиями, проведенными отечественными учеными  еще в 80-е годы Р.П. Нарциссов, В.И. Тамбовцева, М.Н. Кузнецова), было показано положительное влияние препаратов, улучшающих клеточный обмен (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлабин, пиридоксальфосфат, липоевая кислота, пантетонат кальция в возрастных дозах), на снижение заболеваемости ОРВИ в период даптации детей 1,5-2 лет. Десятидневный курс лечения проводился перед поступлением в ясли. В последующие годы такие курсы повторяли через каждые 1,5 месяца. Незавершенность созревания иммунной системы у детей раннего и дошкольного возраста является одной из причин высокой заболеваемости респираторными Инфекциями. У часто болеющих детей отмечаются, как правило, витаминная недостаточность образования в организме интерферона.

известен положительный опыт применения настойки элеутерококка, он обладает адаптогенным эффектом и снижает заболеваемость. Назначается в возрастной дозе (1 капля настойки на год жизни) 1 раз утром во  первого месяца посещения детского сада. Чрезмерно возбудимым элеутерококк не назначают. В период адаптации при закаливании любым методом необходима осторожность. Следует учитывать эмоциональное и соматическое состояние ребенка и использовать щадящий подход, вначале уменьшая интенсивность и продолжительность процедур, а затем постепенно увеличивая их. Полезно и в любых случаях доступно полоскание горла холодной водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Памятка для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА    К ДОШКОЛЬНОМУ  УЧРЕЖДЕНИЮ »   Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил ...

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...

Адаптация ребенка в Дошкольном учреждении.

Определение адаптации, классификация, раскрытие проблемы, психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ. Советы по адаптации. Анкета на ребе...

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Памятка для родителей

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, предлагаем несколько рекомендаций.Во время процесса адаптации ре...

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хочу предложить несколько рекомендаций....