Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду
консультация (подготовительная группа) на тему

Альгина Надежда Сергеевна

Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_sohraneniya_psihicheskogo_zdorovya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.

Здоровье:
физическое – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;

психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
социальное – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Образовательная  среда – один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития – получением ребенком образования.

Таким образом, на педагога ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого воспитанника. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушении здоровья детей, уметь создавать благоприятные условия для здоровья воспитанников.
Причины психических нарушений:

  • поведенческие расстройства (СДВ);
  • особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);
  • психофизиологические расстройства (медлительные дети);
  • умственная работоспособность в неблагоприятных условиях (монотонная речь, наглядность);
  • эмоциональные расстройства (социометрия);
  • отношения «учитель – ученик».

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.
Одной из причин психического расстройства являются
поведенческие расстройства. Наиболее частой формой таких расстройств является синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков.

Симптомы СДВ:

• невнимательность;

• импульсивность;

• моторная неловкость;

• отвлекаемость;

• гиперактивность.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят нарушения психологического здоровья. Такие дети не могут успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе они служат источником постоянного беспокойства: шумят; не задумываясь, берут чужие вещи; мешают окружающим, отвлекают их. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют хорошие, интеллектуальные способности, но слабую успеваемость, которая является результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.
Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо знать способы реагирования на их поведение.

Нас раздражает то, что дети с СДВ беспокойны, навязчивы, недисциплинированны, непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
Хорошей работы от таких детей можно достичь, если увлечь и заинтересовать происходящим на занятии. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но если на занятии происходит частая смена деятельности, педагог применяет различные формы и методы работы, а деятельность ребенка подкрепляется похвалой, то это повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль педагога при работе с этими детьми немаловажная.
Другой причиной нарушения психического здоровья являются –
особенности психического развития ребенка.

Всех детей можно разделить на несколько типов:

К теоретическому типу относятся дети с наиболее развитой планирующей функцией мышления. Для них характерно четкое понимание инструкций и полноценное планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход, обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких детей приводит к эффективным результатам.

Для эмпириков характерна ориентация на внешнюю форму, поэтому им характерен так называемый «подгон» результатов. Стремление к ярко принимаемому результату заставляет искажать, нарушать правило. Для эмпириков вообще характерно стремление подчинить ситуацию своему желанию. Например, по правилу нельзя выполнять действие, но если очень хочется, то могут пренебречь правилом, так как правило для них не средство решения, а внешнее требование и ограничение.

Для представителей манипулятивного типа характерно отсутствие даже пошагового планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом, манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.
Как вы думаете, каких детей больше в нашем детском саду?

Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности детей на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой педагог излагает материал. Монотонная речь способствует возникновению у детей заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, в снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях.

Материал необходимо преподносить воспитанникам с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ – иллюстрации и муляжи, проводить опыты, приводить конкретные примеры и сравнения. Такие занятия не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.
Особого внимания заслуживают
эмоциональные расстройства детей, связанные с его статусом в детском коллективе.

На статус ребёнка в группе немалое влияние оказывает отношение к нему педагога. Если воспитатель выделяет ребёнка, то статус его становится выше, если же педагог демонстрирует негативное отношение, то статус падает, и это становится источником переживаний ребёнка. В связи с этим хочется пожелать, чтобы педагоги демонстрировали ровное и доброжелательное отношение ко всем обучающимся.

Какой бы фактор, влияющий на психологическое здоровье учеников, мы ни затронули, он неизбежно нас подводит к главному, а именно: на формирование психического состояния дошкольников влияют взаимоотношения воспитателя и детей.

Неправильное поведение педагога может создавать психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии. Ребёнок чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, и это провоцирует усугубление тех черт, которые подобное отношение вызывало: пренебрежение занятиями, дальнейшее снижение успеваемости, грубость. Это, в свою очередь, влечет усиление антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий невыносимую ситуацию, порождающую у одних дошкольников страх, у других – резкие реакции протеста, отказы от посещения садика, то есть многообразные проявления неврозов.
В противовес этому доброжелательность воспитателя, вовремя сказанное слово ободрения и справедливая, хотя и строгая оценка успехов, уважительное отношение к детям любого возраста формируют благоприятный психологический климат, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что причин, влияющих на психическое здоровье детей, множество, но одной из самых важных является то, как будут развиваться взаимоотношения между педагогом и воспитанником.

Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Детский сад – учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья детей, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.

Именно детский сад является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинства каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...

«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.В качестве одной из составляющих здоровья человек...

«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравствен...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье

Раскрывается понятие "психического здоровья". Раскрывается понятие психически здоровых детей. Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.Факторов связанные  с детскими учрежде...