«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
материал (средняя группа) на тему

Лакомова Ирина Сергеевна

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – ДС № 8 «ЗВЁЗДОЧКА»

«Условия сохранения психического здоровья детей

 в детском саду и семье»

ст. Выселки

январь 2014 г.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Одним из условий сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье  является создание здоровьесберегающей развивающей среды. Ведь еще Л.С. Выготский сказал: «Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».

Что же такое «предметно-развивающая  среда»? Одно из определений гласит, что предметно-развивающая среда - это совокупность предметов, представляющая собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Однако, элементом среды выступает и человек. Поэтому грамотнее говорить об образовательной среде, которая представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития и сохранения здоровья (по Ясвину).

Здоровьесберегающей средой является та, в которой все компоненты представлены качественно.

Компоненты развивающей среды.

1. Социальный компонент (человеческие факторы): характер общения является показателем эмоционального благополучия:

- взаимопонимание,

- позитивное настроение,

- сплоченность,

- продуктивность.

2. Пространственно-предметный компонент:

- среда должна быть изменяющейся и сложной,

- должна быть связной, чтобы ребенок, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнял их как взаимосвязанные жизненные моменты,

-  среда должна быть гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент:

- педагогическое обеспечение развивающее возможности ребенка: содержание программ, стиль преподавания.

Здоровьесберегающая среда также подразумевает соблюдение основных принципов организации:

  1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии:

- разновысокий уровень пола, разноуровневая мебель,

- красивый ковер,

- разновысокая мебель.

            2. Принцип закрытости и открытости (организация зеленых комнат, зимних садов, ландшафтный дизайн территории, эко-комнаты, эко-музеи):

                  - открытость культуре: использование элементов взрослой культуры и дизайна, выставки детского творчества, тематические выставки, минимузеи, оформление по сезону;

                  - открытость обществу;

                  - открытость своего «Я» (персонализация среди каждой группы, т.е. группа имеет свое название и свое оформление).

           3. Принцип активности:

                  -группе предусмотрены центры активности: большие модульные наборы, центры песка и воды, мастерские, инструменты для уборки;

                - предоставление детям возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);

                - использование стен (свободные рамки, стена творчества);

                - использование цветового и звукового дизайна.

4. Принцип стабильности – динамичности:

    - сборно-разборная мебель,

    - игрушечная мебель,

    - емкости для хранения игрушек,

    - игрушки,

    - мягкие плоскости,

    - подиумы для отдыха,

    - создать проект возможного изменения среды,

    - предоставлять ребенку право видоизменять окружающую среду,

    - мягкая комната, как часть игровой,

    - игровое спортивное оборудование,

    - игровые столы сложной конфигурации,

    - мебель трансформер.

5. Принцип комплексирования и гибкого зонирования:

    - игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,

    - центр сюжетно-ролевой игры.

6. Принцип половых и возрастных отличий:

    - специально-организованные зоны, с целью сформировать у детей устойчивую гендерную идентификацию, позитивное отношение к гендерным ролям, улучшить межличностные отношения в группе,

    - с возраста 3-4 лет внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность: «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте, девочки», а не «ребята»; оформление альбомов «Вот мы какие девочки», «Вот мы какие мальчики»;

   - учет возрастных отличий:

  • Для детей 3-его года жизни – большое пространство, чтобы дети много двигались, причем с учетом того, что мальчики передвигаются по диагонали, а девочки жмутся к взрослому
  • В группе 4-ого года должен быть насыщенный центр сюжетно-ролевой игры с орудийными и ролевыми атрибутами
  • В среде группы 5-6 леток должна учитывать потребность игры со сверстниками и потребность в уединении
  • В подготовительной группе среда должна быть насыщена играми на развитие психических процессов.

7. Принцип достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места и времени.

8. Среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

- содержать предметы известные детям,

- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого.

- совсем неизвестные предметы и материалы (15%).

9. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого:

- уголок уединения,

- наличие равновеликих зеркал,

- обеспечить личное пространство каждого ребенка,

- ребенок может приносить любые игрушки, какие хочет.

10. Принцип учета индивидуальных особенностей детей: строить воспитательно-образовательную деятельность с детьми, учитывая темперамент. Например,

- флегматикам давать задание на результат, а не на время; формировать интерес к чему-то, т.к. они познавательно пассивны; в течение дня надо время от времени (каждые 15 минут) будить; задание давать пошагово,

- для холерика новая цель должна появляться раньше, чем достигнута предыдущая, т.к. достигнутая цель сразу теряет ценность; в состоянии равновесия обозначать для него 3-4 правила,

- сангвиников нужно много и разнообразно нагружать,

- у меланхоликов повышать самооценку, оказывать помощь только в опосредованной форме, хвалить только за конкретные дела, а не личность, т.к. они подсаживаются на хвалу, как на наркотик.

Помимо дидактического материала и подготовленного педагога в современной педагогике говорят о том, что в среде должны удовлетворяться 6 основных потребностей ребенка.

К ним относят:

  1. Потребность в независимости;
  2. Потребность в вербальном общении;
  3. Потребность в свободном передвижении;
  4. Потребность в социализации, как овладении навыками позитивного социального поведения;
  5. Потребность в уверенности в себе;
  6. Потребность в свободном выборе занятий.

Примерно такой же должна быть и семейная среда.

Поскольку одним из элементов семейной среды выступают родители, то условиями приобретения и сохранения психологического здоровья детьми являются  не только общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями, т.е. благоприятная семейная ситуация, а также опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур. Для этого вы – педагоги должны консультировать родителей по вопросам организации здоровье сберегающей среды, причем для сохранения не только физического, но и психического здоровья детей.

В процессе консультирования доносить до родителей, что развивающую здоровье сберегающую среду необходимо закладывать в семье:

- речь, разговор,

- книги: и не просто чтение, а обсуждение,

- исключать бегунки, прыгунки, раннее высаживание, которые приводят к нарушению осанки, а также, поскольку головной мозг еще не готов перерабатывать получаемую информацию, вызывают  проблемы с поведением. Подводить родителей к выводу, что тело и мозг должны развиваться параллельно, не надо форсировать события,

- минимизировать общение ребенка с компьютером: 80% китайских детей в начальной школе сидят в очках;

- гигиена нервной системы – режим дня,

- учить ребенка собственным примером: бесполезно говорить ребенку, что курить вредно, если мама или папа курят.

Главное помнить: «Среда – условие оптимального саморазвития личности» (Ж.Ж. Руссо).