Познавательно-творческий проект "Витаминная семья"
проект (средняя, старшая группа) на тему

Хошенко Надежда Дмитриевна

Цель проекта:

-Дать представление детям о роли витаминов в сохранении здоровья;
-Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их пользе для здоровья человека.
Задачи проекта:
-Расширить знания детей о пользе овощей, фруктов и других продуктах питания содержащих жизненно важные белки, жиры, углеводы, витамины, клетчатку, минеральные соли и другие полезные микроэлементы для здоровья  человека.
-Продолжить знакомить детей с овощами, фруктами и продуктами питания содержащими витамины.
Предполагаемый результат и продукты проекта:
-Дети познакомятся с продуктами питания содержащими витамины и другие полезные микроэлементы.
-Дети начнут с большим энтузиазмом есть овощи и фрукты.
-Создание наглядного демонстрационного материала «Витамины».
-Рисунки детей.
-Родители продолжат вводить в детский рацион продукты содержащие витамины, поливитамины, белки, жиры, углеводы, и другие полезные микроэлементы.
-Активное участие родителей в реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vitaminnaya_semya.pptx444.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Витаминная семья» Познавательно-творческий проект Воспитатели: Хошенко Н. Д. Черемухина М. А.

Слайд 2

Актуальность проблемы: в последнее время дети с неохотой едят фрукты и овощи. Необходимо углубить и обобщить знания детей о пользе витаминов. Обобщить знания о пользе употребления свежих овощей и фруктов в детском рационе, как детей, так и родителей. Цель проекта: Дать представление детям о роли витаминов в сохранении здоровья; Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их пользе для здоровья человека. Задачи проекта: Расширить знания детей о пользе овощей, фруктов и других продуктах питания содержащих жизненно важные белки, жиры, углеводы, витамины, клетчатку, минеральные соли и другие полезные микроэлементы для здоровья человека. Продолжить знакомить детей с овощами, фруктами и продуктами питания содержащими витамины. Вид проекта: Познавательный, творческий. Продолжительность: Краткосрочный (1-2 недели) Участники проекта: Дети, родители, воспитатели, музыкальный работник.

Слайд 3

План реализации проекта: Центр познания: - Беседа «Об овощах и фруктах» - НОД «Рассматривания лука и бурака» Центр здоровья: Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью через формирование элементарных правил рационального питания. Речевой центр: Расширить словарный запас детей(витамины, овощи, фрукты, салат, здоровье, полезные, сок, белки, жиры, углеводы). Составление описательного рассказа «Овощи и фрукты» (см. перспективный план). Центр художественной деятельности: Закрепить с детьми знания цветов (зеленый, красный, оранжевый, желтый, фиолетовый). Рисование «Яблоко сочное, сладкое» (см. перспективный план). Рисование «Кисть рябинки, гроздь калинки» (см. перспективный план). Центр занимательных игр: Игра «Чудесный мешочек». Центр математики: - Игра «Сосчитай-ка». (фрукты и овощи).

Слайд 4

Центр музыки: Хоровод «Огород». Музыкальная игры «В огороде чучело». Хоровод «Есть у нас огород». Работа с родителями: Консультация для родителей «Поливитамины для детей». Консультация для родителей «Витамины для детей». Консультация для родителей «Витамины в жизни ребенка». Информация для родителей «Дефицит витаминов у детей». Информация для родителей о витаминах. Обеспечение проекта: Кукла Айболит (кукла), корзина с муляжами овощей и фруктов, стол для кукол, карандаши, бумага, телефон, материалы для ИЗО. Предполагаемый результат и продукты проекта: Дети познакомятся с продуктами питания содержащими витамины и другие полезные микроэлементы. Дети начнут с большим энтузиазмом есть овощи и фрукты. Создание наглядного демонстрационного материала «Витамины». Рисунки детей. Родители продолжат вводить в детский рацион продукты содержащие витамины, поливитамины, белки, жиры, углеводы, и другие полезные микроэлементы. Активное участие родителей в реализации проекта. Досуг «Витаминный калейдоскоп»: Подраздел «Человек есть, то что он ест» средний возраст.

Слайд 5

ДОСУГ «Витаминный калейдоскоп» СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ : 1. Ритуал начала «Солнечные лучики». Дети встают в круг, протягивают руки вверх, соединяют их в центре круга, изображая солнечные лучики. 2. Игровая мотивация. В гости приходит кукла « Нехочуха ». Дети здороваются с ней, знакомятся. Воспитатель: -Час обеда подошёл - Нехочуха сел за стол. Нехочуха поёт (вяло): Не хочу я есть салат, Дайте лучше мармелад! Не хочу я винегрет, Дайте булок и конфет! Воспитатель: -Ай-ай-ай! Посмотрите-ка на неё! Что за внешний вид? Что-то здесь не так! У Нехочухи бледная кожа, вялость, да ещё и зуб болит (перевязана щека). Если что у неё болит, ей поможет Айболит. Воспитатель по телефону приглашает Айболита. Появляется Айболит, здоровается, спрашивает детей: Что случилось? Дети просят Айболита осмотреть Нехочуху . Айболит: -Что вы кушали на завтрак? Нехочуха : -Торт, варенье и конфеты. (держится за щеку) Айболит: -Как, вы не ели овощи и фрукты? А вы ребята что кушали на завтрак? Дети: -Кашу, салат из моркови, чай с молоком, хлеб с сыром. Айболит (поёт): Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить, Все без исключения - В этом нет сомнения.

Слайд 6

Воспитатель : -Дорогой Айболит! А почему надо есть овощи и фрукты? Айболит: -Потому что в них содержатся такие волшебные вещества, которые помогут Нехочухе стать здоровой, румяной, бодрой. Обращается к детям: вы знаете, что за волшебные вещества? Дает понятие «Витамины» - это вещества, содержащиеся в некоторых продуктах, которые очень полезны для роста и развития ребенка. Айболит: -Кто будет есть морковь, помидоры, зелёный лук, абрикосы у того будет здоровая кожа, хорошее зрение, быстрый рост. Кто будет есть капусту, огурцы, орехи у того крепкие мышцы, крепкие нервы, красивые волосы. Кто будет есть лимоны, шиповник, яблоки тот будет защищён от всех болезней. Советую вам, ребята, и тебе, Нехочуха , всегда есть овощи и фрукты, и вы всегда будете здоровы. Айболит прощается и уходит. 3. Физминутка . Хоровод «Есть у нас огород» 4. Дидактическая игра «Отгадай загадку». В корзине лежат огурец, помидор, морковь, яблоко, груша, лимон. Воспитатель описывает овощ или фрукт, дети отгадывают и берут отгадку из корзинки. Воспитатель еще раз рассказывает детям о пользе данного продукта для здоровья. 5 .Детям предлагается нарисовать овощи и фрукты, которые они любят кушать (рисунки использовать для оформления стенгазеты «Что мы любим кушать» ). б. Дегустация морковного сока. Соком угостить Нехочуху , она с удовольствием пьёт сок, благодарит детей и обещает ежедневно есть овощные салаты и пить фруктовые соки. Прощается и уходит. 7. Итог. Воспитатель спрашивает детей, о каких волшебных веществах они сегодня узнали, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.

Слайд 7

Консультация для родителей - "Витамины в жизни ребёнка" : Витамины – важные, необходимые для жизни человека вещества. Они активизируют участие во всех процессах, происходящих в организме человека, способствуют полноценному усвоению пищи, своевременному и правильному росту, повышению общего тонуса, невосприимчивости детского организма к простудным заболеваниям. Отсутствие или недостаточное количество витаминов (особенно длительное «витаминное голодание») может вызвать серьезные последствия. Так, недостаток витамина А, который необходим для правильного роста, сохранения зрения, нормального состояния кожи и слизистых оболочек, вызывает отсутствие аппетита, снижение веса. Значительно понижается сопротивляемость организма влиянию окружающей среды и инфекционным заболеваниям. Не менее важен витамин С – аскорбиновая кислота. Витамин С активно участвует в обмене веществ, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям, предотвращает развитие рахита. Ребенок, получающий недостаточное количество витамина С, быстро утомляется. Он раздражителен, плохо спит, капризничает. Значительное место среди витаминов занимает, так называемый, противорахитный витамин Д. Его применяют в основном как средство предупреждения и лечения рахита на всех его стадиях. Недостаток в организме витамина Д приводит сначала к появлению первых признаков рахита, хотя и незначительных, потом ко все более нарастающему нарушению нормального состояния нервной системы, деформации отдельных частей скелета, а затем и мышечной ткани. При ярко выраженных формах рахита дети теряют аппетит, худеют. Весьма значительна роль и витамина Р, наличие которого способствует наилучшему усвоению организмом витамина С. Витамин Р оказывает благотворное действие на сердечно-сосудистую систему. Необходимы ребенку и витамины группы В (В1, В2, В6, В12 и др.). Они оказывают влияние на состояние нервной системы, способствуют нормальному росту, кроветворению и другим важным процессам.

Слайд 8

Консультация для родителей. ПОЛИВИТАМИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВИТАМИНЫ (поливитамины) – отличное средство для поддержания здоровья детей. Если лечащий врач считает, что вашему малышу без них не обойтись, добросовестно следуйте его рекомендациям ! Педиатры знают: в начале зимы и весны многие дети становятся вялыми, сонливыми, у них про-падает аппетит… Причина в том, что организму не хватает витаминов. Поэтому доктора рекомендуют не дожидаться явных признаков гиповитаминоза и своевременно проводить его профилактику. Ребенок часто простужается, у него шелушится кожа, слоятся ногти, а в уголках губ появились небольшие ранки? Срочно принимайте меры. Не забывайте, что наряду с приемом витаминных препаратов малыш должен хорошо питаться. Тогда ваши действия принесут положительный результат. Дозировка Натуральные пищевые продукты – источник витаминов и микроэлементов. При правильно составленном рационе авитаминоза (острая нехватка) и гиповитаминоза (средний дефицит) вполне можно избежать. А вот легкий недостаток этих элементов встречается довольно часто, особенно в зимнее - весенний период. Дело в том, что к марту овощи и фрукты содержат уже не так много витаминов, как осенью. И даже если вы включаете в меню разнообразные салаты, свежевыжатые соки и овощные блюда, не все полезные вещества усвоятся должным образом. К тому же часть их утратится в процессе приготовления . Но вы без труда исправите эту проблему. Постарайтесь максимально сбалансировать питание, а если потребуется, - поддержите детский организм витаминами. Правила приема витаминов Витамины удобны в применении, особенно те, о которых нужно вспомнить лишь один раз в день. Как правило, сладкий сироп или таблетку следует принимать во время или после еды.

Слайд 9

Лучше делать это в первой половине дня. В утренние часы малыш наиболее активен, а его организм отлично усвоит необходимые вещества. Витаминами нельзя запастись впрок. Большинство из них не накапливается в организме. Исключение составляют лишь жирорастворимые витамины А, Е, D, которые в большом количестве оказывают токсическое действие и потому небезопасны. Если малыш принимает витамины в виде сиропа, геля или капель, строго соблюдайте дозировку . Позаботьтесь об их правильном хранении: баночка должна стоять в темном сухом, недоступном для ребенка месте, например, в шкафчике, до которого он не дотянется. Следите за реакцией малыша (особенно в первые три дня). Если щечки ребенка покраснели, поя-вилась сыпь – откажитесь от этого препарата, он вам не подходит. Необходимо прекратить прием витаминов при рвоте, а также при диарее. Когда самочувствие наладится, вы сможете вернуться к укрепляющим средствам . Состав витаминов для детей Существует несколько групп витаминов. Однокомпонентные назначают в лечебных целях при явном их недостатке. Это касается аскорбиновой кислоты, витаминов А, Е, D. Поливитаминные комплексы обогащены еще и необходимыми минеральными веществами. Оптимальное сочетание всех составляющих позволяет обеспечить их отличное усвоение. Есть еще одна группа, где витамины соединены с микро- и макро- элементами, экстрактами лекарственных растений, ферментами. Обе группы показаны как общеукрепляющие средства. Но как выбрать то, что подойдет вашему малышу? Проконсультируйтесь с врачом, которому вы доверяете.

Слайд 10

• Грудничкам показан витамин D3. Все остальные вещества он получает из маминого молока (или искусственной смеси). • В период активного роста делайте акцент на препараты, содержащие кальций. Проведите поддерживающий курс витаминов и микроэлементов. • После болезни давайте малышу общеукрепляющие средства с железом и витамином С. • При адаптации в детском коллективе малышам также не помешают поливитамины. Они активизируют защитные силы организма, а кроме того, поддерживают нервную систему ребенка: берегут его от стрессов, помогают справиться с напряжением. Перед поступлением в сад непременно пройдите курс витаминотерапии! • Узнайте, какие существуют специальные рекомендации с учетом ситуации в местности, где вы живете. Возможно, вашему малышу понадобится дополнительный прием йода, магния или каких-то других минералов. • У малыша склонность к аллергии? Спланировать для него полезный рацион довольно сложно – ведь ему приходится соблюдать строгую диету. Такому ребенку нужно проходить курс лечения поливитаминами (желательно 2 раза в год). Остановите свой выбор на препаратах, не содержащих вкусовых добавок и консервантов. Дефицит витаминов у детей Понятие о том, что дефицит витаминов является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей, занимает прочное место в современной педиатрии. Особенно актуальной эта проблема становиться весной после долгого осенне-зимнего периода. В соответствии с современными представлениями, витамины - это низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека, которые, не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме , а поступают с пищей.

Слайд 11

Содержание витаминов в пище значительно ниже, чем белков, жиров и углеводов. Поэтому особенно важно достаточное содержание каждого из витаминов в повседневном питании детей. Но в отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не служат источником энергии или «строительным» материалом для органов и тканей, а являются регуляторами физиологических и биохимических процессов, лежащих в основе большинства жизненно важных функций организма. Недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение их усвоения на уровне желудочно-кишечного тракта приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Виды витаминной недостаточности Под витаминной недостаточностью понимают патологическое состояние, вызванное сниженным поступлением тех или иных витаминов или нарушением их функционирования в организме. В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами. Под авитаминозами понимают состояния практически полного отсутствия витаминов в организме , сопровождающиеся возникновением симптомов, характерных для дефицита того или иного витамина (например, цинги и др.). Под гиповитаминозами понимают состояния резкого (но не полного) снижения запасов вита-мина в организме, вызывающего появление ряда слабо выраженных симптомов, таких как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т.п. Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой стадию дефицита витаминов , проявляющуюся в нарушении физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными симптомами. Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко.

Слайд 12

Их основными причинами являются глубокие нарушения всасывания продуктов, и в том числе витаминов. Значительно более распространены гиповитаминозы, которые могут возникать у больных детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, при глубоких и длительных нарушениях принципов рационального питания детей, длительных инфекционных заболеваниях, а также у недоношенных детей. Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности в настоящее время является, однако, субнормальная обеспеченность витаминами, которая имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Ее основными причинами служат: нерациональное вскармливание детей первого года жизни, нарушения в питании беременных и кормящих матерей, широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства, хранения и кулинарной обработки, гиподинамия, а также сезонная недостаточность витаминов, которую мы часто наблюдаем весной. Хотя субнормальная обеспеченность витаминами не сопровождается выраженными симптомами, она значительно снижает устойчивость детей к действию различных инфекций, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных детей. Нехватка витаминов может сопровождаться появлением раздражительности, головной боли при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина , кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 и др . Откуда взять витамины Профилактика витаминной недостаточности должна быть направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями детей в витаминах и их поступлением с пищей.

Слайд 13

При этом следует иметь в виду, что весь необходимый для ребенка набор витаминов может поступать в организм только при питании всех групп продуктов, тогда как питание тем или иным продуктом даже с очень высокой пищевой ценностью не может обеспечить поступление в организм всего спектра витаминов. В частности, необходимо указать на распространенное заблуждение и среди населения, и среди медицинских работников, о том, что основным источником витаминов служат свежие овощи и фрукты. Эта группа продуктов действительно служит важнейшим (и практически единственным) источником витаминов С и Р, фолиевой кислоты и b-каротина, тогда как содержание тиамина, рибофлавина, ниацина - невелико, а витаминов B12, Е и D практически отсутствует. В то же время мясные продукты являются исключительно важным источником витамина B12 и вносят немалый вклад в обеспечение человека витаминами B1, B2, B6. Молоко и молочные продукты поставляют в организм витамины А и B2, злаковые - витамины B1, B2, B6, РР, Е; растительные жиры - витамины Е, животные жиры - витамины А и D и т.д. В связи с этим нужно стремиться к их максимальному разнообразию детского питания и включать в его состав все группы продуктов. Очень часто особенности быта и питания детей в современных условиях не позволяют полностью удовлетворить их потребности во всех витаминах только за счет пищи. В связи с этим желательно дополнительное поступление в детский организм витаминов. Оно может быть обеспечено за счет индивидуального приема детских поливитаминных препаратов.