КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2015 -2016 год «Основы безопасности детей дошкольного возраста» младшая группа
методическая разработка (младшая группа) на тему

Воропаева Наталья Степановна

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2015 -2016 год

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева

Первая младшая группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования.

Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:

·​  «Ребёнок и другие люди»

·​ «Ребёнок и природа»

·​ «Ребёнок дома»

·​ «Здоровье ребёнка»

·​ «Эмоциональное благополучие ребёнка»

·​ «Ребёнок на улице города»

Цель программы:

- сформировать у ребенка навыки разумного поведения,

- научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми,

- взаимодействие с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

- способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Содержание программы:

-  стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение; 

-  воспитание у ребенка навыков адекватного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшая группа

 

месяц

Темы занятий

Программное содержание

 

Сентябрь

Ребенок и другие люди

Взаимодействие с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребенок учится оценивать ситуации «опасно-неопасно», принимать решения и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуации.

Октябрь

Ребенок и природа

Всегда ли общение с природой несёт пользй? Что дает самой природе, деятельность человека? Обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

Ноябрь

Декабрь

Ребенок дома

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы оставить ребенка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребенка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту.

Январь

Здоровье ребенка

Как сберечь и приумножить здоровье ребенка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Расскажем детям об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнить о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе,  и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровье привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

Февраль

Март

 

Эмоциональное благополучие ребенка

Раздел посвящен эмоциональной « безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребенка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых - родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные  последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам « безопасного» поведения. Помочь ребенку научить нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению

Апрель

Май

Ребенок на улице

Выход ребенка в « большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (автобус, автомобиль) - эти понятия входят в круг представлений ребенка. Познакомить  ребят с основами ПДД, для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГИБДД и научит, что делать, если ребенок потерялся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные разделы программы

Раздел 1. Ребенок и другие люди

1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

1.5.Если «чужой» приходит в дом.

1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.

                                  

Раздел 2. Ребенок и природа

2.1.В природе все взаимосвязано.

2.2.Загрязнение окружающей среды.

2.3.Ухудшение экологической ситуации.

2.4.Бережное отношение к живой природе.

2.5.Ядовитые растения.

2.6.Контакты с животными.

2.7.Восстановление окружающей среды.

 

Раздел 3. Ребенок дома

3.1.   Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

3.2.   Открытое окно, балкон как источники опасности.

3.3.   Экстремальные ситуации в быту.

 

Раздел 4. Здоровье ребенка

4.1.                  Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

4.2.                   Изучаем свой организм.

4.3.                   Прислушаемся к своему организму.

4.4.                   О ценности здорового образа жизни.

4.5.                   О профилактике заболеваний.

4.6.                   О навыках личной гигиены.

4.7.                   Забота о здоровье окружающих.

4.8.  Поговорим о болезнях.

4.9.  Инфекционные болезни.

4.10. Врачи — наши друзья.

4.11. О роли лекарств и витаминов.

4.12. Правила оказания первой помощи.

 

Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка

5.1. Психическое здоровье.

5.2. Детские страхи.

5.3.Конфликты и ссоры между детьми.

 

Раздел 6. Ребенок на улице

6.1. Устройство проезжей части.

6.2.«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

6.4.Правила езды на велосипеде.

6.5. О работе ГИБДД.

6.6.                       Милиционер-регулировщик.

6.7.Правила поведения в транспорте.

6.8.Если ребенок потерялся на улице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem._bezopasnost.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2015 -2016 год

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева

Первая младшая группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования.

Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:

​  «Ребёнок и другие люди»

​ «Ребёнок и природа»

​ «Ребёнок дома»

​ «Здоровье ребёнка»

​ «Эмоциональное благополучие ребёнка»

​ «Ребёнок на улице города»

Цель программы:

- сформировать у ребенка навыки разумного поведения,

- научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми,

- взаимодействие с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

- способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Содержание программы:

-  стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение; 

-  воспитание у ребенка навыков адекватного поведения.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшая группа

месяц

Темы занятий

Программное содержание

Сентябрь

Ребенок и другие люди

Взаимодействие с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребенок учится оценивать ситуации «опасно-неопасно», принимать решения и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуации.

Октябрь

Ребенок и природа

Всегда ли общение с природой несёт пользй? Что дает самой природе, деятельность человека? Обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

Ноябрь

Декабрь

Ребенок дома

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы оставить ребенка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребенка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту.

Январь

Здоровье ребенка

Как сберечь и приумножить здоровье ребенка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Расскажем детям об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнить о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе,  и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровье привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

Февраль

Март

Эмоциональное благополучие ребенка

Раздел посвящен эмоциональной « безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребенка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых - родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные  последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам « безопасного» поведения. Помочь ребенку научить нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению

Апрель

Май

Ребенок на улице

Выход ребенка в « большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (автобус, автомобиль) - эти понятия входят в круг представлений ребенка. Познакомить  ребят с основами ПДД, для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГИБДД и научит, что делать, если ребенок потерялся.

Основные разделы программы

Раздел 1. Ребенок и другие люди

1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

1.5.Если «чужой» приходит в дом.

1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.

        

Раздел 2. Ребенок и природа

2.1.В природе все взаимосвязано.

2.2.Загрязнение окружающей среды.

2.3.Ухудшение экологической ситуации.

2.4.Бережное отношение к живой природе.

2.5.Ядовитые растения.

2.6.Контакты с животными.

2.7.Восстановление окружающей среды.

Раздел 3. Ребенок дома

  1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
  2. Открытое окно, балкон как источники опасности.
  3. Экстремальные ситуации в быту.

Раздел 4. Здоровье ребенка

  1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
  2. Изучаем свой организм.
  3. Прислушаемся к своему организму.
  4. О ценности здорового образа жизни.
  5. О профилактике заболеваний.
  6. О навыках личной гигиены.
  7. Забота о здоровье окружающих.

4.8.  Поговорим о болезнях.

4.9.  Инфекционные болезни.

4.10. Врачи — наши друзья.

4.11. О роли лекарств и витаминов.

4.12. Правила оказания первой помощи.

Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка

5.1. Психическое здоровье.

5.2. Детские страхи.

5.3.Конфликты и ссоры между детьми.

Раздел 6. Ребенок на улице

6.1. Устройство проезжей части.

6.2.«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

6.4.Правила езды на велосипеде.

6.5. О работе ГИБДД.

  1. Милиционер-регулировщик.

6.7.Правила поведения в транспорте.

6.8.Если ребенок потерялся на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Подготовительная группа.

подготовительная группа Перспективное планирование по теме "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Пожарная безопасность, дорожнаябезопасность, безопасность в быту....

Перспективный план по разделу «Здоровье ребенка» программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

Цель: - знакомство с факторами, влияющими на здоровье ребенка, расширение представлений о самом себе;- объяснить необходимость заботиться и беречь свой организм....

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2015 -2016 год «Ознакомление с окружающим миром» автор С.Н. Николаева Первая младшая группа

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». ...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет

В ХХI веке перед человечеством встаёт одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет

Перспективный план работыпо реализации Программы«Основы безопасности детей дошкольного возраста»Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.для детей 5-6 лет...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой для детей подготовительной группы (6-7 ле...