Консультация для воспитателей на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы"
консультация на тему

Саликина Елена Викторовна

В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы". В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования процесса наблюдения, раскрывается из каких компонентов складывается содержание наблюдения, расказывается о такой форме работы как циклы наблюдения и приводятся их примеры. Даются конкретные рекомендации по их использованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Наблюдение – основа чувственного познания природы

  1. Психолого-педагогическая основа наблюдения.

   Практика дошкольного воспитания и педагогические исследования доказали, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает  формирование у детей  отчетливых представлений  об объектах и сезонных явлений природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить детей ориентироваться на наиболее значимые  признаки,  обнаруживать взаимосвязи в природе.

    По мнению С.Н.Николаевой и психолога С.Н.Рубинштейна, наблюдения  одной стороны – это источник знаний, а с другой  - оно само требует наличие определенных знаний как отправных элементов наблюдения.

   Осмысление при восприятии предметов  зарождается рано, однако, недостаточное знание и опыт маленького ребенка не позволяет ему видеть существенные стороны. Яркие впечатления – это результат непроизвольного восприятия детьми. С другой стороны, в своем высшем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. По  утверждению  Рубинштейна, это мнение опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование  наблюдения, должен обеспечить накопление и систематизацию знаний, а также становлению осознанного отношения к наблюдаемому.

  1. Содержание наблюдения складывается из трех компонентов:
  1. Рассматривание внешних особенностей и строения растений и животных.
  2. Наблюдения за их проявлениями, способами функционирования.
  3. Знакомство с компонентами внешней среды, проявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий.
  1. Новая форма работы – цикл наблюдения

   В настоящее время найден иной подход к организации деятельности детей – это проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему.

   Отдельно взятый цикл, ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом.

    Каждое наблюдение имеет свою цель и содержание. В комплексе наблюдение цикла формируют разносторонние и системные знания.

   Важным в организации циклов является следующее:

  1. Комплексное проведение цикла. Одно наблюдение следует за другим без больших перерывов во времени. Содержание каждого наблюдения «наслаивается» на предыдущее.
  2. Преобладание визуального источника знания над словесным.
  3. Охват наблюдениями  вех детей, а именно: каждое наблюдение при проведении подгруппами повторяется несколько раз.
  4. Учет биологических способностей, видовой специфики животных и растений.
  5. Использование двигательной активности дошкольников – это включение наблюдений соответствующих его содержанию упражнений и действий с предметами.
  1. Примерный цикл наблюдений за мать -и -мачехой. 

  Наблюдение 1. Мать - и - мачеха. Какая она?

Цель: Учить находить первые весенние цветы на участке и узнавать их по характерным особенностям ( невысокий стебель с чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку).Развивать наблюдательность, воспитывать интерес.

Ход наблюдения:

  • Ребята, какое сейчас время года? Как вы догадались? Правильно, пришла весна и на проталинах, где земля прогрелась, появились золотые корзиночки цветов мать - и - мачехи. Этот самый первый из всех первоцветов цветок можно увидеть повсюду. Рассмотрите стебель у мать - и - мачехи. Какой он по величине? А что расположено на стебле?

       - Какие цветы у мать - и - мачехи? Кто помнит, как я рассказала? По   смотрите на цветок, какого он цвета?

       - Какой цветок по величине, какой по форме?

    Молодцы, то есть цветок у мать - и - мачехи золотой, желтый, круглый. Цветки распускаются раньше, чем распускаются и появляются листья. Видите, что у мать - и - мачехи пока не выросли листья. Как стало красиво от цветов мать - и - мачехи, их гак много, что они видны издалека - желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики зажгла весна.

   Наблюдение 2. Кто прилетает и садится на цветы?

Цель: Продолжать развивать умение замечать изменения, произошедшие в природе (растения выросли, на каждом кустике стало больше цветов, по ним ползают насекомые). Воспитывать интерес, наблюдательность.

Ход наблюдения:

- Ребята, посмотрите, что изменилось в растении, которое мы называли мать-и-мачеха?

- Обратите внимание, мать - и - мачехе не скучно, у нее кто-то в гостях. Кто это?

- Правильно, на цветы мать - и - мачехи прилетают пчелы, шмели, бабочки, мухи. Как назвать одним словом гостей мать - и - мачехи?

  • Прилетают насекомые, которые пьют сок цветов - нектар, собирают на лапки пыльцу одного цветка и переносят ее на другой - опыляют цветы.

   Наблюдение 3. Какие листья у мать - и - мачехи?

Цель: Дать представление об особенностях листьев мать - и - мачехи (широкие, округлой формы, сверху темно - зеленые, гладкие, холодные на ощупь, снизу светло - зеленые, покрыты пушком, теплые на ощупь), о том, что название растения произошло от свойств листьев: " мать " - теплая сторона, " мачеха " - холодная сторона. Развивать наблюдательность и интерес.

Ход наблюдения:

- Мы с вами говорили, что сначала у растения мать - и - мачеха появляются цветы. Какие они по цвету, фирме, величине?

- А теперь мы с вами рассмотрим литья, которые распустились после цветов. Листья у этого растения необыкновенные. Посмотрите, какие они по величине? Форме? А чем покрыты листья? Правильно, листья мать-и-мачехи широкие, округлые, покрытые пушком. С верхней стороны листа пушок быстро исчезает, а на нижней, обращенной к земле, остается. Верхняя сторона листа - гладкая, холодная " мачеха ", а нижняя - мягкая, нежная -нежная, как будто даже теплая - родная мать. Поэтому и называется растение «мать - и - мачеха».

- Я вам предлагаю осторожно прикоснуться к листу мать-и-мачехи рукой, что вы чувствуете?

   Наблюдение 4. Собираем листья мать - и – мачехи

   Цель: Продолжать формировать представления о листьях мать-и-мачехи как лекарственном сырье ( их собирают, высушивают в тени, сухие листья заваривают как чай и пьют при кашле и дети, и взрослые). Воспитывать интерес к природе.

   Ход наблюдения:

- Сегодня мы с вами будем собирать листья мать - и - мачехи. Мать - и - мачеха - это лекарственное растение. Ее листья собирают, аккуратно раскладывают в тени, высушивают. Вот и мы с вами разложим собранные листья на полочке в нашем сарае. В нем всегда есть тень и много щелей, чтобы был свежий воздух. Будем наблюдать, что будет происходить с листьями. Когда листья высушатся, их можно будет заваривать и пить как чай при кашле, делать примочки на место ушиба.

    Организуются ежедневные наблюдения за погодой ( высокое голубое небо, плывущие облака, яркое солнце и тень от предметов).Воспитатель, гуляя с детьми по участку, учит их определять деревья по листве, коре. Вместе с ними любуется цветущими яблонями, вишнями, сиренью, вдыхает их аромат, составляет букет из веток. Дети продолжают наблюдать за одуванчиками: листья, стебли и цветы их не такие, как у мать - и - мачехи, закрываются к вечеру или в пасмурную погоду, полностью раскрываются в полдень.

   Воспитатель проводит диагностические наблюдения за детьми в группе и на участке детского сада, фиксируя в специальной тетради особенности поведения, их различные проявления, направленные на разные объекты природы. Он не обучает детей, не делает им замечаний, не дает указаний, а лишь наблюдает.

   Целесообразно отмечать в поведении детей следующие моменты:

    - наблюдают ли они самостоятельно за растениями и животными;

    -   бережно ли они обращаются с насекомыми на участке;

    -    высказываются ли на экологические темы, задают ли вопросы о        природе;

   - интересуются ли обитателями уголка природы, выражают ли готовность   ухаживать за ними;

   - обращают ли внимание на красоту природы;

   - имеются ли в играх детей " природное содержание ";

   - пытаются ли они в свободном рисовании изображать явления и объекты   природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль игры в процессе познания природы дошкольниками»

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношен...

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...

"Наблюдение как метод чувственного познания природы"

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования  к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми....

Наблюдение – метод чувственного познания природы

laquo;Организация наблюдений в детском саду»...

Презентация "Наблюдение-основа чувственного познания природы"

Наблюдая, ребенок познает сущность мира....

Консультация для воспитателей «Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации»

Консультация для воспитателей «Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации» ...