Консультация для воспитателей «Роль игры в процессе познания природы дошкольниками»
консультация на тему

Тузова Елена Александровна

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста. Экологическое образование оказывает на развитие личности ребенка многообразное воздействие, поскольку носит комплексный характер, включает: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, трудовое, познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.odt29.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Консультация для воспитателей

 «Роль игры в процессе познания природы дошкольниками»

 В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста. Экологическое образование оказывает на развитие личности ребенка многообразное воздействие, поскольку носит комплексный характер, включает: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, трудовое, познавательное развитие. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.Камшилов.

 Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

 Экологические игры бывают:

-ролевые;

-дидактические;

-имитационные;

-соревновательные;

-игры-путешествия.

  Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

 Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

 Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

 В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т. д.

 Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

 В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

 Игры экологического содержания могут быть использованы с детьми любого возраста в различных видах деятельности: на занятиях, прогулках, экскурсиях, в свободной деятельности, а так же дома.

     Примеры экологических игр:

 

  «Что где растет?»

Цель: закреплять представления о месте произрастания растений.

Учить соотносить предмет с его характеристиками (местом произрастания) .

Содержание игры. Воспитатель называет декоративные и травянистые луговые растения. Например: «Ландыш» - дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» - «На лугу»; «Астра» - «В цветнике».

  «Загадай — отгадаем».

Цель: по существенным признакам учить находить разные овощи (фрукты). Материал: муляжи (натуральные) овощи, фрукты.  Содержание игры. Ребенок выходит из комнаты. Другие дети готовят описание овоща, фрукта в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ (фрукт) на выставке.

 «Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар — лягушка — цапля

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

ряска — малёк — хищная рыба

  «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения — гусеница — птицы

растения — мышка — сова

растения — заяц — лиса

насекомые — ежи

грибы — белки — куницы

лесные злаки — лось — медведь

молодые побеги — лось — медведь

 «Хорошо — плохо».

Цель: развивать у детей способности к анализу. Учить давать самооценку своим действиям в природе. Закрепить правила грамотного поведения в природе. Дать представления о влиянии человека на окружающую среду, растительный и животный мир.

Содержание игры. Детям предлагается назвать поступки человека в природе. Если ребенок называет поступок человека, который наносит вред природе – встает с левой стороны от ведущего ребенок, назвавший поступок, который помогает природе – встает с правой стороны.

Предполагаемы ответы детей:

- Люди моют машины рядом с водоемами, в воду поступают вредные вещества, вода становится грязной, рыбы и водные растения не могут жить в загрязненной воде.

- Люди сажают деревья, кустарники. Чем больше зеленых насаждений, тем чище воздух.

 «Кому нужна вода».

Цель: способствовать развитию представлений о роле воды в природе, ее ценности для всего живого. Учить рациональному пользованию воды в повседневной жизни. Закрепить представления о факторах загрязнения воды.

Материал: конверт с картинками – схемами (например: стул, дерево и др.) на каждого играющего.

Содержание игры. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. У каждого ребенка конверт с картинками-схемами. Надо выбрать нужную и прикрепить к стрелке. Дети рассматривают картинку и объясняют, кому нужна вода и для чего. Почему так мало чистой воды осталось на земле.

   «Ромашка»

Цель: заинтересовать детей деятельностью природоохранного характера.

Материал: цветок ромашки, изготовленный из бумаги; на обратной стороне белых лепестков написаны задания детям (например: «Собрать мусор», «Подмести дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «Прополоть клумбу», «Посадить цветы»).

Игровые действия: отрывая лепестки от ромашки, дети выполняют определённые трудовые поручения.

Ход игры

Игра может проводиться во время трудового десанта, рейда или во время обычной прогулки. Воспитатель сообщает ребятам, что им необходимо навести порядок на участке или на территории детского сада (парка). Распределить задания между детьми помогает цветок ромашки, на лепестках которого написаны задания. Дошкольники делятся на небольшие микрогруппы по 2—3

человека, подходят к ромашке, отрывают лепестки, и воспитатель читает им то задание, которое написано на

лепестке. После этого рассказывают, как они будут выполнять то или иное поручение (какие орудия труда им понадобятся, с чего начнут работу и т.д.), не причиняя вреда живым объектам.

 

 Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и  целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности,понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами,осознанно выполнять нормы поведения в природе. Исходя из этого, можно предположить, что  игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

     Игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников»

Под гендерной социализацией мы понимаем процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в об...

Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"

Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"...

Консультация для воспитателей "Роль игры в жизни дошкольников"

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультация для воспитателей "Народные игры – ступень к познанию национальной культуры"

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эс...

Консультация для воспитателей «Роль игры и методика проведения подвижных игр с детьми в процессе развития физических качеств».

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить св...