Консультация для воспитателей "Народные игры – ступень к познанию национальной культуры"
учебно-методический материал ( группа) на тему

Сударская Наталья Владимировна

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Народные игры – ступень к познанию национальной культуры»

Подготовила: Сударская Н.В.,

музыкальный руководитель

МБДОУ №11

Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованной радости ребенка являются - сначала песня, а затем игра.

Раньше всего на утеху и радость человеку является музыка, сопровождающая его и дальше на всем жизненном пути. На руках у матери грудной ребенок, слыша музыку, хлопает ручками и подпрыгивает, притопывая ножками, у него уже является определенная потребность двигаться под музыку.

За песней идет второй спутник ребенка — игра. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все это своей творческой фантазией.

Удивителен феномен игры... В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития — от древности до современности.

Когда-то игра была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Она магически представляла желаемое и как бы предвосхищала появление его в реальной действительности. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

По-разному играет человек от рождения до старости. Но все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством.

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой - дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений. Например, давно из охотничьего снаряжения исчезли лук и стрелы, но для мальчишек они до сих пор интересны.

Детский фольклор и «детская культура» вообще служат приобщению ребенка к сообществу людей — взрослых и сверстников. Когда дитя еще мало, с ним играют бабушки, мамушки-нянюшки, часто переадресовывая из «большого» фольклора то, что под силу детскому восприятию. Или же создают в рамках детской эстетики пестушки, потешки, прибаутки, развивающие и веселящие (а по существу, «очеловечивающие») ребенка.

С возрастом расширяется «жизненное пространство» ребенка — и физическое, и эмоциональное, и социальное. Здесь тоже незаменима игра: «Дочки-матери», «Казаки-разбойники, «В магазин», «В больницу»... У каждого времени свои игры, помогающие ребенку освоить окружающий мир.

Типы народных детских игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание; игры с игрушками, игры с движениями, прыгание, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с веревочкой, жгуты, игры с метательными орудиями, игры с мячом, игры с мячом и палками, игры с палками и деревяшками, игры с костями, игры с камешками, домашние игры, зимние игры.

Обращение к детскому игровому фольклору объясняется тем, что современные дети в связи с разрушением, к сожалению, традиционной устной культуры становятся в своих играх все менее певучи, «безгласнее». Они утрачивают благотворную возможность научиться в игре соотносить интонацию, ритмику, эмоциональность музыкально-поэтического образа и пластику, ритм жеста, рожденного человеческим телом, т. е. согласовывать движение, внешнее действие и заключенный в нем идеальный, внутренний смысл.

Традиционная детская устная культура донесла до нас игры с припевами и приговорами. Многие из них уходят своими корнями в далекое прошлое, связаны с древними мировоззренческими представлениями. И так же, как другие жанры детского фольклора, игры в своем составе многослойны, прошли долгий путь развития. Одни из них сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских обычаях и обрядах, о труде и быте народа. Другие — возникли позже, уже не в крестьянской, а в городской среде. Третьи — созданы в относительно близкое нам время. Но для всех них характерно гармоничное сочетание эстетического и этического начал, соединенных с задачей физического воспитания в интересной драматизированной, ролевой форме.

Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для детского устного творчества, унаследованные от плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания («Гуси, гуси, га-га-га!..»); четкий ритм; динамичность сюжетного действия.

Так же разнообразна по месту, пространству, хореографии, игровой задаче драматургия игры: игры цепочкой, либо в различных комбинациях с другими фигурами и движениями; классические общий круг, круг в круге, два круга рядом, змейка, две шеренги, воротца. В них можно играть и в помещении, и на улице. Есть игры, суть которых состоит в подражании действиям ведущих, когда они стоят в круге. Напрыгаются вдоволь дети в играх со скакалкой, мячом, льдинкой. С удовольствием переведут дух, играя в хлопки руками. Но долго усидеть не смогут, и закружится «Мельница», «Метелица», «Юла» - игры, в которых развивается координация движений, где можно посоревноваться в выносливости и ловкости.

Взрослому за детьми не угнаться. Но никогда вы не передадите детям несметного богатства народной игры, не введете их в эту прекрасную, высокую, умную и нисколько не занудливую школу приготовления к жизни, если будете стоять в стороне, менторски излагая условия увлекательного и необходимого детям занятия. Надо чуточку вернуться в детство, играть с детьми вместе.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

Играя, ребенок живет в мире фантазии, на фоне окружающей его действительности он беспрерывно что-то творит. Как игра, так и музыка развивают творческую фантазию ребенка. Если взрослый человек будет навязывать ребенку свои движения, то у ребенка эти жесты окажутся искусственными и часто даже очень некрасивыми.

Естественнее всего, если ребенок будет переживать свою игру сам, всем существом, выявляя свою активность в мимике и жестах, а музыка облагородит и украсит все жесты. Красота жеста может далеко не сразу проявиться у всех. Вначале дети просто постепенно привыкают выявлять жесты под музыку. Задача наша должна сводиться к тому, чтобы, пробудив художественный вкус в сфере музыки, под влиянием ее дать первые навыки более или менее красивого выявления жестов в игре.

ИГРЫ С ПЕНИЕМ

Выбрав подходящую для детей песню, нужно постараться заинтересовать детей как ее текстовым содержанием, так и музыкой.

Текст разъясняется так, что детям становится ясно все происходящее в песне действие. Разучивается текст не в зубрежку, а так, чтобы детям все представилось последовательно в картинах, как бы движущихся на экране перед мысленным взором детей. Помимо облегчения запоминания слов песни, такого рода разучивание заставляет детей переживать песню, а не автоматически пропевать слова. Еще лучше, если мы сумеем внушить детям симпатию к тем существам, о которых в песне поется и кого дети будут изображать.

Разучив текст, предлагаем детям наметить план игры; напоминаем им, где происходит действие, в комнате ли, в поле, в лесу или еще где-нибудь, как это видно из слов песни. Затем намечается место, где игра развернется; обсуждается, какая обстановка, какие предметы могут понадобиться для игры, а может быть, все предметы просто мысленно себе представим и сговоримся, сразу ли все играющие будут на месте, или же кто-нибудь должен прийти потом.

Весь план намечается примерно и может во время игры видоизменяться сколько угодно, но что-то основное, устанавливающее сразу некоторый порядок в игре большею частью остается.

Тут же дети распределяют роли играющих. Далее нужно указать детям на характерные, типичные черты тех существ, людей или зверей, о которых поется. Например, если говорится о котике, то вспоминается, какой он: он маленький, шерстка у него мягкая, лапки бархатные, выступает он осторожно, грациозно, неслышно, крадучись, красиво вытягивая лапки и т.д. Если существа, о которых идет речь, малоизвестны или забыты, кроме словесных объяснений нужно принести детям картинки с их изображением.

Разъяснив и направив игру, воспитатель подводит детей под обаяние музыки, стараясь напевать песню как можно лучше, обращая внимание детей на красоту музыки, предлагая прислушаться к ней внимательно и стараться так красиво все выражать в игре, как это красиво звучит в музыке.

Затем воспитатель предлагает детям каждому по-своему, не подражая соседям, красиво, под музыку, вполне самостоятельно выявлять в движении все, о чем поется. Каждый удачный, самостоятельно выявленный жест отмечается и поощряется.

Если ребенок грубо, слишком реально или неосмысленно играет, она словесно его корректирует. Поправки вносят изредка, не нарушая хода игры и ни в каком случае жестом не показывая, как именно нужно играть.

Наиболее активные роли воспитатель предлагает старшим детям, являющимся вожаками, инициаторами игр. За общим порядком фигур, как направление круга и т.д., следит воспитатель, поправляя неправильности, указывая на них детям. Постепенно она эту роль с себя слагает и приучает к этому то одного, то другого из старших детей.

В играх, где требуется быстрое движение, должны петь дети, не участвующие в нем, так как пение при сильном беге вредно для детей.

Проводя уже отлившиеся в форму игры, дети могут быть совершенно предоставлены себе без всякого вмешательства взрослых.

Остается еще прибавить, что игры с пением могут проводиться в обычной обстановке, в обыкновенных платьях, а также и на фоне декорированных уголков и в соответствующих костюмах.

Принимая во внимание то, что игра, пронизывая детскую жизнь, является постоянной потребностью, мы должны ее обставить возможно красивее. Дети постепенно привыкают подходить к игре, поэтизируя ее, и чем дальше, тем больше совершенствуется у них игра в форме драматизации под музыку. Дети, не обнаруживавшие никаких драматических способностей, под влиянием музыки начинают их мало-помалу проявлять, все более и более заинтересовываясь этим занятием и желая по мере сил выявить себя в игре. Для детей, обладающих врожденными драматическими способностями, такого рода игры являются богатой средой для их развития и правильного направления. Если ребенок от природы одарен не только драматическими, но и музыкальными способностями, то результат от проведения таких игр может получиться очень быстрый и подчас прямо-таки поразительный.

Проводить музыкальные игры предлагается в очень медленном, спокойном темпе, не форсируя детей к проявлению как можно большего количества жестов. Надо просто терпеливо выждать действительного воздействия на них музыки, иначе жест, будучи разъединенным с нею, окажется искусственным. Проводя правильно музыкальные игры, мы не только даем детям приятное развлечение, но в то же время закладываем фундамент к развитию таких высоких чувств, как эстетическое и социальное.

Народные игры многому учат детей, развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры — национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.

Использованная литература:

  1. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. Игровой фольклор / М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко – М.: Просвещение, 1995.
  2. Подвижные игры с песнями в детском саду / Н. Н. Доломанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Журнал «Музыкальная палитра» №3, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...

Русские народные игры в традициях и национальной культуре народов Мордовии»

Игры в традициях и национальной культуре Мордовии...

Народные подвижные игры в формировании основ национальной культуры у детей дошкольного возраста

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, соде...

Консультация для воспитателей. «Знакомство детей с мордовской национальной культурой».

Знакомя детей с родным краем, национальными традициями мордовского народа педагог должен ставить перед собой следующие задачи:а) воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детском...

Консультация «Развитие у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством ознакомления с русской народной игрушкой»

В последние годы в дошкольных организациях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада...

Консультация для родителей "Знакомим детей с Мордовской национальной культурой"

Консультация для родителей "Знакомим детей с Мордовской национальной культурой"...