Консультации для педагогов
консультация на тему

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_agressivnost.doc72 КБ
Microsoft Office document icon detskaya_revnost.doc90.5 КБ
Microsoft Office document icon voobrazhenie.doc81.5 КБ
Microsoft Office document icon vospriyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессивность и ее причины

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Прежде всего, следует сказать о том, что

агрессивность ребенка может быть обусловлена естественными физическими и возрастными факторами.

Например, у младенцев и детей раннего возраста она возникает, как реакция на дискомфорт и незрелости нервной системы (неумением управлять своим поведением и эмоциями), а также из-за недостатка знания нравственных норм и правил.

Именно в этих случаях агрессивность ребенка выполняет защитную функцию самосохранения, как физического, так и психического.

Возрастные вспышки агрессивности (обычно 3, 5 и 7 лет) означают, что потребности свойственные ребенку в это время не удовлетворяются, а отношения с окружающим миром дискомфортны. Взрослым следует изменить свои отношения с ребенком и помочь дальнейшему социальному развитию.

К сожалению, родители, страдающие от агрессивности своего чада, вольно или не вольно являются ее источником.

Если родители ведут себя несдержанно, агрессивно в отношениях друг с другом или по отношению к ребенку (кричат, оскорбляют, угрожают и т д.), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям детской агрессивности, то эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера.

Повышенная тревожность и страхи, чувство незащищенности и постоянной опасности могут толкать ребенка на агрессивное поведение, как защитное от ожидаемой агрессии со стороны взрослых.

Неверный стиль воспитания (излишняя опека или игнорирование ребенка) могут привести к ситуативному или стойкому проявлению агрессивности. Когда взрослый ограничивает самостоятельность ребенка, двигательную и социальную активность возникает вполне закономерный дискомфорт, ребенок ищет выход и находит его в агрессивном поведении. Такой же принцип срабатывает в противоположной ситуации, когда дети испытывают дефицит родительского внимания и любви, когда отношения с ребенком формальны и лишены эмоционально-чувственной стороны. В этом случае ребенок старается привлечь внимание и находит самый простой для себя способ - быть агрессивным.

Индивидуальность ребенка и его статус в детской группе тоже могут быть причиной агрессивного поведения.

Внешне агрессивными часто бывают дети с ярко выраженным стремлением к лидерству, особенно если они не довольны своим статусом в группе или если их лидерство не признается группой.

Ребенка с выраженной тенденцией к лидерству необходимо учить быть терпимым, доброжелательным и уступчивым в отношениях со сверстниками и поддерживать проявление таких качеств в сочетании с лидерством.

Агрессивными бывают дети, страдающие от неудовлетворенности своими отношениями со сверстниками из-за неумения играть. Задача взрослых формировать и развивать навыки совместной игры, чтобы избежать или ослабить агрессивность ребенка.

      Подводя итог сегодняшней теме, хочется еще раз сказать: "Зная причину, легче решить проблему".

1. Если Вы столкнулись с детской агрессивностью, не спешите паниковать или давить на ребенка.

2. Определитесь с причинами и постарайтесь их устранить.

3. Не забывайте, что такое поведение может быть ситуативным и быстро проходит при правильном поведении взрослого.

4. Помните, что помочь ребенку может только взрослый.

5. Развивайте собственные коммуникативные способности, расширяйте способы общения с детьми.



Предварительный просмотр:

Сколько ликов у ревности,
или разговор о причинах и способах
преодоления детской ревности

Ревность ребенка - это чувство того, что самый важный человек или самые значимые люди отдадут предпочтение другому, а ты будешь обделен любовью, заботой и вниманием. Дети могут испытывать ревность в отношении разных людей: пап, бабушек, любимых друзей, но чаще всего приходиться сталкиваться с ревностью к матери, потому что, все что ребенок знает и умеет, все что ему дорого связано прежде всего с мамой. Дети разного возраста проявляют чувство ревности по-разному.

В 2-3 года малыш, впервые увидевший другого ребенка на руках СВОЕЙ мамы, возмущен и рассержен. Он начинает бороться за свои права на маму. Он не знает, откуда появился этот ребенок,

он не понимает, зачем он здесь, и не может предположить, надолго ли. Он относится к брату или сестре как к незнакомцу, который отвлекает маму. И вначале ребенок начинает мешать маме общаться с малышом. В его поступках нет зла или ненависти. В них просто еще нет любви, а есть обычная самозащита: мне это мешает, меня это расстраивает, я этого не хочу.

• Очень важно, чтобы ребенок, который хочет подражать папе и маме, имел возможность видеть, как надо ухаживать за малышом: как пеленать его, как давать соску, качать на руках, укладывать в коляску.

• Девочке всегда проще начать знакомство с малышом, потому что быть похожей на маму - для нее естественное желание. Мальчик хочет быть похожим и на маму, и на папу, ему трудно понять, в чем его мужская роль. Поэтому для него лучше, если папа уделит ему ЛИЧНО больше внимания. Тогда он научится ухаживать за малышом, как мама и быть самостоятельным и деловитым, как папа.

Когда старшему ребенку уже 5-6 лет, он уже довольно хорошо понимает, что такое брат или сестра. И его ревность не выплескивается бурным открытым требованием внимания, хотя и такое не редкость. Ревность маскируется или прячется за:

• капризами: не хочу сам спать, есть, одеваться и т.д.;

• регрессией в развитии - ребенок начинает вести себя как маленький;

• заболевания типа заикания, энуреза, частых ОРЗ;

• плохое поведение;

• драки, обиды и жадность.

Важно помнить, что это происходит с ребенком неосознанно, помимо его воли. Заставить ребенка не ревновать, приказав ему вести себя хорошо, просто невозможно. Нужно научить его справляться с ревностью, тогда ситуация с поведением и со здоровьем стабилизируется.

Если ревность старших детей связана с тем, что младшие "отбирают" у них родительскую любовь, с тем, что они теряют привычные представления о семье и семейных отношениях, то у младших это происходит по-другому. Они приходят в семью, в которой уже есть другой ребенок и уже сложились определенные отношения родителей с ним.

Младший ребенок переживает, что не может сравниться со старшим в знаниях и жизненном опыте. Неосознанно для себя они переживают, что в этом мире первенство у мамы принадлежит старшему брату или сестре. Младшие дети могут выбрать 2 способа, как пережить ревность.

1. Продуктивный:

активное усвоение младшим ребенком всего того, что умеет старший ребенок, он гордится своим старшим товарищем, во всем берет с него пример.

2. Непродуктивный:

ребенок капризничает, когда родители общаются со старшим, вмешивается в разговоры, требует всего, что получает старший, не допускает того, чтобы хвалили другого.

Распознать ревность легко и сложно. Гораздо проще родителям понять, что с ребенком проблема, если он открыто выражает свою ревность, как в случаях нескрываемой агрессии. Своими поступками ребенок "кричит" о своей проблеме. И не услышать этот крик невозможно. Родители поневоле начинают уделять ему больше внимания, беседовать, водить к специалистам и у него появляется шанс убедиться, что он в доме не лишний, что о нем заботятся. Самое худшее, что может случиться с открыто агрессивным ребенком, - если его крик о помощи воспримут как злостную агрессию и куда-нибудь отошлют. Лечит от агрессии только внимание, забота и терпение. Хорошо помогают режим и семейные традиции.

Помощь:

• Приобщать ребенка к заботам и общению с братом или сестрой, объяснять свои действия и отношение к малышу, приходить к ребенку туда, где он находится, а не ждать, когда он прибежит.

• Невзначай просить о мелкой помощи, хвалить за любую мелочь, хвастаться помощью перед знакомыми, избегать запретных формулировок с частицей "Не".

Многие дети могут достаточно хорошо справляться с внешними проявлениями ревности, и тогда ее распознать бывает нелегко.

Сигналы секретной ревности:

Ребенок выглядит абсолютно безразличным, любит быть один дома или уходить из дома один.

Помощь:

• Совместные досуги, ненавязчивый контроль, просьбы побыть с малышом, живой интерес к увлечениям ребенка;

• Знакомство с кругом друзей и знакомых ребенка;

• Привлечение к обсуждению семейных планов.

Ребенок чрезвычайно активно включается в воспитание, иногда вопреки собственным интересам.

Помощь:

• Давать возможность побыть наедине с мамой и папой, поговорить о своих делах, поддержка дополнительных занятий спортом или искусством, желания общаться с разными людьми,

• Высказывая благодарность за помощь, дать мягко понять, что родители сами вполне справляются с ребенком и могут нести за него ответственность.



Предварительный просмотр:

Бывают в жизни чудеса,
или несколько слов о роли воображения в развитии детей

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития воображения является период от пяти до двенадцати лет.

Что же такое воображение? Воображение - способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, которая присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и явлениях и связях между ними. Поскольку жизненный "багаж" ребенка очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Воображение претерпевает изменения по мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Недостаток жизненного опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый образ.

Рассмотрим, как развивается воображение с раннего возраста до школьного?

• Этап игрового действия

В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

• Этап преобразования мира

Знаний и представлений недостаточно и ребенок легко объединяет разные представления и некритически относиться к полученным комбинациям. В начале (3-5 лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень четко отличает

реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е. воображение носит преимущественно воссоздающий характер.

• Создание воображаемых миров

В возрасте 5-7 лет дети создают целые воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие "миры" - прямое отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии, особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер.

Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и приемы.



Предварительный просмотр:

Мир вокруг меня:
развитие восприятия ребенка от 1 до 3-х лет

За первый год жизни ребенок накопил огромный чувственный опыт. Но не надо забывать, что его накопление проходило на основе продолжающегося развития нервной системы. В раннем детстве (от 1 до 3-х лет) восприятие, как психический процесс продолжает оставаться несовершенным. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок не может выделить все признаки и свойства предмета, что каждое отдельное свойство он воспринимает и осознает в деятельности с этим предметом. Малыши быстрее осваивают такие внешние признаки предмета, как величина, а затем форма. Если мама, играя с ребенком, постоянно называет и выделяет для малыша размер предметов, то к концу второго года жизни ребенок самостоятельно может найти и показать большой и маленький мячик, большую и маленькую собачку, и т. д. Чем больше различаются предметы по размеру, тем легче ребенку воспринимать этот признак и оценить его значение для предметной деятельности. Например, если предлагать ребенку складывать в коробочку шарики, то лучше взять очень маленькие и очень крупные, которые явно не соответствуют размерам коробки. Тогда ребенок в процессе собственной деятельности оценит значение размера предмета.

Очень важно так организовать деятельность ребенка, так подбирать материал для обследования, чтобы ребенок именно из собственной практики, а не со слов взрослого познавал признаки и свойства предметов.

Форма предметов тоже осваивается малышами достаточно рано, в сравнении с цветом. Дети 1,5 - 3 лет гораздо легче подбирают предметы похожие по размеру и форме, чем по цвету. Это связано с тем, что признак цвета не играет роли в результативности действия. То есть, если палка короткая или длинная, то от этого будет зависеть, достанет ли ребенок ей мячик, а ее цвет не будет иметь никакого значения.

Если Вы будете внимательно наблюдать за ребенком в течение продолжительного времени, то Вы увидите, как меняется характер его действий с предметами. Сначала процесс освоения носит хаотичный характер, ребенок спонтанно пробует то один, то другой способ выполнения. Затем возникает новый способ ориентировки во внешних признаках предметов - это примеривание.

Способность использовать отдельное свойство предмета, как мерку для сравнения, сопоставления, соотнесение предметов и их частей, - это начальная ступень в развитии логики ребенка.

Яркий пример использование мерки - это игра с пирамидкой и матрешкой, когда ребенок учиться выполнять действия, примериваясь к размеру (самому маленькому и самому большому). Разница между детьми 2 и 3 лет будет заключаться в том, что 2-х летний малыш будет многократно примеривать детали, пробовать то одно, то другое колечко или матрешку, ошибаться и исправлять ошибки. Ребенок 3-х лет будет выполнять эту задачу на основе зрительного соотнесения, разложит, рассмотрит, оценит зрительно размер, затем соотнесет друг с другом отдельные части игрушки.

Такое зрительное соотнесение становиться возможным потому, что у ребенка складываются определенные представления о свойствах предметов. Ребенок не просто знает, что такое мяч, он знает, что он круглый, что может быть большим или маленьким и разного цвета, что он катиться и подпрыгивает.

Для развития соотносительных действий используйте дидактические игрушки: вкладыши, крупные пазлы, крупный конструктор, тренажеры с завязками, кнопками и пуговицами.

Учите малыша подбирать предметы по определенному признаку, только когда убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в свойствах предметов. Учите подбирать предметы сначала такой же формы, потом размера, а потом цвета.

Используйте игровые ситуации: найти котенку такой же клубок, одеть кукле такой же башмачок, подарить мишке такой же бантик и т. д.

В связи с развитием предметной деятельности у детей раннего возраста активно развивается тактильное восприятие, ведь обследуя предмет и действуя с ним, ребенок руководствуется не только зрительной, но и тактильной информацией. Дети различают множество свойств окружающих их предметов: тело, холод, мягкость, шершавость, колкость и многое другое. Ребенок может самостоятельно не называть все знакомые ему свойства, но в его сознании они закрепляются за вполне определенными объектами.

Не забывайте, что развитие тактильного восприятия не мене важно для детской психики, чем развитие зрения, слуха и движений. Следите за разнообразием окружающих ребенка предметов и постоянно называйте ему те свойства, которые он воспринимает через обоняние и осязание.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста - это, прежде всего, развитие восприятия человеческой речи. Чем больше деятельность ребенка сопровождается речью взрослого, тем активнее развитие фонематического слуха. Иными словами, чем больше с малышом говорят, тем быстрее происходит его речевое развитие.

Помните, что малышу надо многократно называть предмет и его свойства, просить повторить за взрослым названия предмета и его признака, задавать ребенку простые вопросы о предмете и давать образец ответа на них.

Развитие слухового восприятия не ограничивается восприятием речи. Ребенок продолжает открывать для себя "звучащий" мир, хорошо знакомые предметы.

В различных играх полезно упражнять детей в узнавании предметов только на слух. В этом могут помочь музыкальные игрушки и игрушки со звуком, а также бытовые предметы.

К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....