Сказкотерапия
презентация на тему

Голикова Татьяна Викторовна

Сказкотерапия (Голикова Т.В.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon skazkotnrapiya1.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия на логопедических занятиях

Слайд 2

Голикова Татьяна Викторовна учитель – логопед первой квалификационной категории МАДОУ № 394. Советский р-он г. Казань

Слайд 4

« Сказкотерапия и элементы театрализации в процессе коррекции речевой патологии»

Слайд 5

Для развития связной речи необходимо очень многое. Достаточный номинативный и предикативный словарь. Чтобы распространять предложение, необходимо иметь достаточный набор прилагательных, наречий, определений. Для того, чтобы грамотно построить фразу, нужно правильно согласовывать слова в предложениях, правильно употреблять предлоги. Чтобы красиво высказать предложение, необходимы чистота произношения звуков и умение плавно произносить фразу на едином выдохе, нужно уметь правильно выбрать интонацию высказывания и силу голоса. Из всех этих компонентов строится связная речь. Рассмотрим, как при помощи сказки, элементов театрализованной деятельности можно проводить коррекцию этих разделов логопедической работы.

Слайд 6

Ребенок с удовольствием играет в сказку, в результате чего незаметно для него происходят речевая и личностная коррекции. Использование элементов театрализованной деятельности увеличивает эффективность занятий. Содержание сказки дети пропускают через свои переживания, движения, мимику, чувства и оно становится им ближе и понятнее. При этом включаются все анализаторы: кинестетический, зрительный, слуховой.

Слайд 7

Общеизвестно, что большинство наших детей являются кинестетиками и воспринимают материал через движения. Это не заученные, безжизненные и отвлеченные предложения, а высказывания, основанные на пережитом опыте. Естественно, что такие высказывания запоминаются надолго, и ребенок, вспоминая при необходимости когда-то проигранную им ситуацию, будет воспроизводить подобные высказывания. Это способствует тому, что у него вырабатывается яркий, красочный и прочувствованный образец речи.

Слайд 8

Элементы c казкотерапии можно включать во многие разделы коррекции речевой патологии : артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки; развитие фонематического слуха; развитие мелкой и общей моторики; грамматическое построение речи; расширение лексического запаса; развитие связной речи.

Слайд 9

В логопедической коррекции через элементы сказкотерапии и театрализованной деятельности мы не можем четко отделить один раздел работы от другого. Эти технологии являются комплексными и многофункциональными. Мы только делаем акцент на основной раздел работы, а все остальные направления могут быть сопутствующими..

Слайд 10

А всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Слайд 11

Как сочинить лечебную сказку? Если вы заметили, что у ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт.

Слайд 13

Когда жизнь становится сказкой Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если педагог сможет правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажет своим детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что взрослому небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Слайд 14

А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Слайд 15

Логопедические придумки. Дорога в сказку. Приключения веселого язычка.

Слайд 16

Сказки о веселом язычке «Путешествие на лошадке» Основой этой сказки является цоканье языка - упражнение «лошадка». Скачем на «лошадке» в лес (зимний, летний, осенний, в зависимости от времени года). Детям нравится, когда у них уточняют, какого цвета их «лошадки». -Прррууу! Остановились (вибрационные упражнения для губ). Описываем, что мы видим в лесу. Мы видим грибочки. Собираем грибочки. Дети выполняют упражнение «грибок». Можно задать вопросы о количестве и названии собранных грибов. Например: «Я собрал пять подосиновиков и две лисички». Собрали грибы, устали. Увидели на опушке леса домик. Осмотрели воображаемый домик и увидели в нем неокрашенный потолок. «Давайте покрасим потолок». Дети красят потолок в тот цвет, который им нравится. Выполняется упражнение «маляр». Можно задать вопрос: «какого цвета твой потолок?» (Мой «потолок» розового цвета). Теперь можно отдохнуть. Давайте растопим печку и погреемся у огня. Закроем глаза, протянем руки, почувствуем тепло на пальчиках, на лице, во всем теле. Откроем глаза и подуем на язычки пламени. Вдох и долгий плавный выдох. Отдохнули и захотели покушать. Давайте будем печь блинчики и есть их с вкусным вареньем. Дети выполняют упражнение «блинчики», «вкусное варенье». Поели, а теперь пора отправляться в обратный путь. Вышли на поляну, вдохнули свежий воздух. Ой! Кого же мы слышим? Это дятел стучит и лечит деревья. Дети выполняют упражнение «дятел».

Слайд 17

А теперь попрощаемся с осенним лесом и «поедем на лошадке» в садик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...