Игры и упражнения на развитие общения старших дошкольников
материал на тему

Педосенко Инна Сергеевна

Данные игры и упражнения могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений в рамках формирования межличностных отношений между ребятами, обучению их правильному общению, преодолению отчужденной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других (1 этап).

«Царевна-Несмеяна» (2, с. 143).

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны-Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.

«Вежливые слова» (32, с. 123).

Цель: развивать навыки эффективного общения, речь, формировать положительные чувства по отношению к другим.

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч и говорят добрые слова или вежливые выражения. Если детям сложно такие вспомнить, педагог называет несколько слов сам, чтобы ребенок мог выбрать.

Усложнение: предложить называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).

Ведущий задает вопросы:

  • Понравилось ли тебе упражнение?
  • В каких ситуациях мы говорим вежливые слова?
  • Что ты чувствовал, когда говорил вежливые слова?
  • Что ты чувствовал, когда слышал вежливые слова в свой адрес?

«Ласковое имя» (22, с. 112).

Цели: стимулировать интерес детей друг к другу, развивать эмпатию к сверстнику.

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен непременно поблагодарить говорящего, сказав «спасибо».

«Успокой другого» (22, с. 108).

Цель: развивать эмпатическое понимание.

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

  • Мальчик упал, разбил коленку и заплакал. Пожалей его.
  • Девочка сломала свою любимую куклу. Утешь ее.
  • Девочка заболела, у нее высокая температура. Пожалей ее.

Игры и упражнения, позволяющие научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова (2 этап).

«Где мы были, мы не скажем,а что делали, покажем» (2, с. 140).

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие.

Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». «Зрители» внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая группа.

Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий  четвертому и так далее. Так, по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

«Бабушка Маланья» (26, с. 115).

Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе с взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей.

Все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими усами,

Вот с такими носами,

С такой головой,

С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Сначала дети движутся по кругу, держась за руки.

Потом останавливаются и с помощью жестов, мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, большой нос и уши, показывают усы и прочее. На слова «Ничего не ели» присаживаются на корточки, делают круглые глаза, а в конце повторяют за ведущим любое смешное движение.

«Кто сказал?» (25, с. 131).

Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал взрослый, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

«Передай движение» (2, с. 102).

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Игры и упражнения, направленные на то, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных ситуациях (3 этап).

«Старенькая бабушка» (2, с. 137).

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой  внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

«Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

«Шляпа волшебника» (26, с. 177).

Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Взрослый раздает детям по три разноцветные карточки, сажает детей вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (взрослый показывает шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня взрослый напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером взрослый опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

«Заблудившийся ребенок» (26, с. 177).

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа взрослый организует сюжетно-ролевую игру: напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать, помогает построить дом из воображаемых веток и камней, сообщает о наступлении ночи и приходе утра. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.

«Бабушки и дедушки» (26, с. 176).

Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внучка). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести  врачу, а для этого – перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин», провести через опасную «дорогу», показать «доктору» (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

«Эмоциональные минутки» Игры и упражнения в структуре КНОД старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

laquo;Эмоциональные минутки" позволяют детям на ранних этапах коррекции звукопроизношения сменить вид деятельности  во время занятия. В более продвинутом варианте - коментировать проце...

Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду.Конечная цель современного образования – развитие и воспитание человека и культуры. Дошкольное об...

Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для родителей  на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...

Дидактические игры и упражнения по правовому воспитанию старших дошкольников

laquo;Что такое права и обязанности? Право на жизнь» (Ст. 6) «Я имею право...»Цель: Дать дошкольникам  правовые знания.Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям...

игры и упражнения для развития памяти старших дошкольников

игры и упражнения для развития памяти у детей...