РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
статья по теме

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальным данный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Одно из условий жизнедеятельности современного человека на данном этапе развития общества – потенциальная непрерывность общения, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации  к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей – философов, педагогов, психологов. Бесспорное предпочтение в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности, именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих друзей и свои собственные, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, а реальные взаимоотношения, отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры, через которую дети учатся учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, то есть учатся языку общения.

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.

Чтобы в полной мере оценить значимость игр, мною было проведено исследование, посвященное проблеме изучения игрового взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, роли игры в развитии общения дошкольников.

В результате определения по методике М. И. Лисиной уровня развития коммуникативной деятельности детей мною было установлено, что у 38% обследованных появляется внеситуативно-личностная форма общения, которая отмечается потребностью во взаимопонимании и сопереживании, а ведущими мотивами становятся личностные. У большинства детей 42% – ведущей формой общения остается внеситуативно-познавательное общение, а у 20% – ситуативно-деловая.

Также была проведена социометрическая методика Я.Л.Коломенского игра «Секрет». В результате полученных данных выяснилось, что у  20% обследуемых индекс социометрического статуса выше 0,22 – это «авторитетные» дети группы, они в группе популярны. «Предпочитаемые» - члены группы с маргинальным значением в пределах 0,22-0,10, составили вторую группу, их 46%. Еще 20% с индексом ниже 0,10 попали в третью группу – «малоавторитетных». Детей, которые не получили выборов, а таких в группе 3 ребенка 14%, являются «непопулярными». Взаимовыбора нет у 6 детей, у десяти детей по одному взаимному выбору, у пяти по два взаимных выбора.

После беседы с воспитателем, выяснилось, что в новом учебном году восемь детей ушло в школу, а в группу поступило семь новых детей. Дети, не получившие взаимного выбора – это те, которые совсем недавно начали посещать группу или часто болеющие дети, малоподвижны, необщительны.

Коэффициент взаимности группы составил 48%. В результате чего можно сделать выводы, что в коллективе сверстников воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет удачно. Необходимо отметить, что в группе есть «непопулярные» дети их 14 %, что может настораживать и говорить о неблагополучии данной категории. Все данные, полученные в исследовании, были систематизированы и отображены в графическом рисунке «мишени» – межличностных отношений и структуры группы. По результатам социометрической методики мною были проведены беседа с воспитателем о лидерах группы – «звездах» и «непопулярных» детях, а также беседа с родителями о лидерах (их детях) и «непопулярных» детях.

На основе полученных данных по методике выявления ведущей формы общения и социометрической методике мною были составлены рекомендации для решения спорных ситуаций в игровой деятельности. Также разработан и проведен комплекс игр и упражнений для повышения уровня общения детей в старшем дошкольном возрасте, определены цель, правила каждой игры, выявлены особенности хода и содержания.

Все игры и упражнения улучшения отношений старших дошкольников со сверстниками разделены на несколько групп. В первую группу вошли игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии: «Представься с помощью куклы», «Мое настроение», этюд на различные позиции в общении и другие. Во вторую – игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия: «Солнечный зайчик», «Менялки игрушек», «Липучка», «Дракон кусает свой хвост», «Бип». Третья – игры доверия, помогающие детям испытывать положительные чувства друг к другу, и формируют атмосферу сотрудничества, использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе. Например: Прогулка с закрытыми глазами, «Ива на ветру». Четвертая – игры для развития произвольности поведения, подвижные игры на развитие внимания: «Давайте поздороваемся», «Запомни ритм», «Кто быстрее», «Повтори за мной», «Шапка-невидимка». Пятая – упражнения для тренировки усидчивости: «Море волнуется...», «Живая картина». В шестую – игры направленные на контроль импульсивности и тренировку выдержки, такие как «Да» и «нет» не говори, «Запрещенное движение». Седьмая группа игр, направленных на снятие напряжения и реагирования на агрессию: «Крикуны», «Нехочухи», «Рвакля».

Исходя из положений деятельностного подхода к развитию личности, был составлен и апробирован комплекс игр-занятий, включающий игровые упражнения и проблемные ситуации, подбор которых осуществлялся эмпирическим путем и базировался на опыте работы с детьми. Очередность введения игр определялась принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения. В соответствии с целью и задачами каждого этапа работы, в игры-занятия включались соответствующие методы. Так, на первом этапе мною применялись психогимнастика, чтение, обсуждение и драматизация литературных произведений, и дидактическая игра. Второй этап работы основывался на методе анализа игровых проблемных ситуаций и применении дидактических игр. В обобщающем блоке основу работы составили сюжетно-ролевые игры, которые способствовали закреплению полученных ранее представлений и навыков и применению их в новых условиях.

В результате проведенных мероприятий, можно с уверенностью утверждать, что правильно подобранные игры и игровые ситуации  положительно влияют на формирование гуманного отношения к людям и коммуникативные способности детей, способствуют развитию общения детей, делают его более содержательным и вырабатывают коммуникативные навыки. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Литература

  1. Кочетова Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду // Школьный психолог. – 2000. – № 25. – С. 66-78.
  2. Мазепина, Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах / Т.Б. Мазепина - Ростов-н/Д., 2002. – 164  с.
  3. Максимова, А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие / А.А. Максимова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78 с.
  4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов-н/Д.: Издательство «Феникс», 2005. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

Формирование культуры общения старших дошкольников со сверстниками

Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

Игры и упражнения на развитие общения старших дошкольников

Данные игры и упражнения могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений в рамках формирования межличностных отношений между ребятами, обучению их правильному общению, преодолению отчужденной по...

Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду.Конечная цель современного образования – развитие и воспитание человека и культуры. Дошкольное об...

Консультация «Общение старших дошкольников со сверстниками»

Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллекту-альных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребёнок в старшем возрасте скучает при расставании с друзьями...

Как игра способствует развитию общения у дошкольников

Игра является мощным инструментом для развития общения у дошкольников. Она способствует развитию навыков взаимодействия, развитию языковых и невербальных коммуникационных навыков, социальных навыков, ...