Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "
консультация на тему

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процессаОписание: http://content.schools.by/2.terehovka/library/sm.gif

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx189.04 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса http://content.schools.by/2.terehovka/library/sm.gif

«Правильно организованное обучение

ведет за собой развитие».

Л.С.Выготский

        Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

 Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

 Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»

 Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н,  раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

 В настоящее время, в педагогической литературе, понятия «профессиональная компетентность» и «компетентность»,  рассматривается в работах разных ученых В.А.Сластениным, О.В.Соколовой, Д.А. Ивановым и др. Существует  много мнений, но  единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. «Профессиональные компетентности» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать  профессиональные проблемы и задачи в условиях своей деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит педагогу эффективно и самостоятельно не только решать поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые и разрабатывать инновационные пути их решения и применять их в своей практической работе.

   Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

     Наиболее полно структуру профессиональной компетентности освещена в работах В. А. Сластенина, который определяет ее как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеристику его профессионализма.

Структура - профессиональной  компетентности педагога раскрывается В. А. Сластениным через педагогические умения. Исследователь считает, что полное соответствие педагога требования квалификационной характеристики означает форсированность умения логически мыслить и действовать.

Структуру профессиональной компетентности педагога можно представить в виде графической модели.

   Содержание теоретической готовности воспитателя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога:

 аналитических - умение извлекать знания из практики

 прогностических – умение ориентироваться на четко поставленный результат и действий в сознании человека до того, как они будут реально осуществлены /моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др. по Сластенину В.А/

 проектных – материализация результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах воспитания и обучения.

 рефлексивных – умение осуществлять контрольно- оценочную деятельность направленной на себя.

  Можно  выделить основные позиции в определении сущности профессиональных компетентностей педагогов:

профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;

структура компетенции включает в себя:

умения как основу компетенции;

знания, обеспечивающие усвоение умения;

ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;

содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.

Знать образовательные и парциальные программы.

Владеть современными образовательными технологиями.

Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников.

Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Методологическая (методическая) компетентность.

Понимать различных подходы к образованию и выбора методов.

Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.

Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.

Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

4. Компетентность в организации воспитательной работы.

Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).

Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.

Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.

5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

7. Компетентность в установлении контактов с родителями

Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.

Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.

Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности.

Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.

Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.

Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

10. Креативная компетентность педагога (исследовательская).

Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.

Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

11. Коммуникативная компетентность.

Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.

Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».

Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.

Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.

Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.

Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.

Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.

12. Регулятивная компетентность.

Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.

Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.

Быть способным к саморегуляции.

Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.

13. Социальная компетентность.

Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.

Уметь работать в команде педагогов

Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений..

Владеть различными социальными ролями.

14. Специальная компетентность.

Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне.

Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Педагог овладевает той или иной компетенцией проходя 4 стадии:

1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность. Нет  необходимых знаний, умений и навыков не знает, об их отсутствии

Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).

2. Вторая стадия - сознательная некомпетентность.

осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает

Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).

3. Третья стадия - сознательная компетентность. Знает  содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять

Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).

4. Четвёртая стадия - бессознательная компетентность. Профессиональные  навыки полностью интегрированы, встроены в поведение

профессионализм является частью личности.

Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).  

     Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в ДОУ постоянно. Сейчас же главной нашей целью, в рамках повышения педагогической компетенции педагогов - является создание такой среды, в которой максимально будет реализован творческий потенциал каждого педагога: развитие интеллектуальных, методических, технологических знаний и умений, выявление лучшего педагогического опыта, изучение и обобщение его.

    Считаем, работу в данном направлении необходимо строить, опираясь на следующую структуру:

Определение состояния воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Повышение уровня воспитательно-образовательной работы и ее конкретных результатов

Изучение деятельности педагогов - новаторов

Изучение личностных особенностей педагогов в целях наилучшей организации их совместной деятельности

На основе общих принципов:

• актуальность

• научность

• системность

• комплексный характер

• последовательность, преемственность, непрерывность

и массовость

• творческий характер

• конкретность

• направленность

• единство теории и практики в деятельности педагогов;

• оперативность, гибкость,

• коллективный характер

• совершенствование навыков

• создание благоприятных условий работы

Пути развития профессиональной компетентности педагога: 

-работа в методических объединениях и творческих группах

-исследовательская, экспериментальная деятельность

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

-различные формы педагогической поддержки

-активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах

-обобщение собственного педагогического опыта

   Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:

-систематически проходить курсов повышения квалификации

-изучать современную методическую, педагогическую литературу

-посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.

-участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами

-участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности

-изучать информационно-компьютерные технологии

-участвовать в конкурсах профессионального мастерства

-иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок

-осуществлять работу по самообразованию 

Система методической работы с педагогами должна включать:

1. Ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.

Цель:

определение стратегии развития детского сада

создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов

Формы работы с педагогами:

работа с документами,

использование Интернет-ресурсов

консультации

семинары

2. Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации.

Цель:

осознанием педагогами своей значимости в принятии основополагающих решений для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения.

Формы и методы:

презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение.

методы обучения активному мышлению

мозговой штурм

психологические тренинговые упражнения

Организация педагогов:

групповая

Объединение:

по уровню педагогического мастерства

по интересующей их проблеме

индивидуальная

3. Организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов.

Формы работы:

самостоятельное изучение информации,

систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток

мастер-класс

открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений

4. Мониторинг профессиональной компетентности педагогов

Цель:

выявление педагогического опыта воспитателей и специалистов по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.

Этапы и формы методической работы по проблемам организации педагогического процесса в ДОУ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (изучение)

Цель: осмысление передовых систем

Формы методической работы:

проблемные консультации

семинары (теоретический, проблемный)

семинары-практикумы

групповые дискуссии

педагогические мастерские

аукцион педагогических знаний по одному из направлений образовательной работы

МЕТОДИЧЕСКИЙ этап (показ)

Цель: показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы

Формы методической работы:

Дискуссионная площадка

Мастер-класс

Школа педагогического мастерства

Клуб творческих встреч.

Психолого-педагогический семинар

Психологический тренинг

Организационно-деятельностные игры

Деловые игры (с моделированием реальных практических ситуаций)

Открытые просмотры разных видов деятельности, в том числе непосредственно образовательной

Взаимопосещения

Смотры-конкурсы

День открытых дверей

ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (разработка и апробация)

Цель: самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания

Формы методической работы:

Практикумы

Творческие отчеты

Научно-практический семинары

Беседы за «круглым столом»

Эстафета передового опыта

Конкурс педагогического мастерства

   В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Требования к проведению мониторинга (диагностики) профессиональной компетенции педагогов

Направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.

Оценка профессиональной компетентности должна проводиться не только путем сопоставления полученных результатов с нормами, но и путем сопоставления с результатами предыдущих диагностирований.

Проводится не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.

Должна опираться на самоанализ, самодиагностику для создания мотивации к самообразованию.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика педагога, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

      Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.