Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
консультация на тему

Красина Наталья Владимировна

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kometent.docx319.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад   воспитателя группы №8 Красиной Н.В.

Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность».

    1. Игра «Качества»

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы  свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

2. Работа с теоретическими понятиями по теме объединения

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности  и профессионализма. C:\Users\Владимир\Desktop\ФОТО ДЛЯ САЙТА\image (11).jpg

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

                 В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Современный воспитатель – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
         Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары ит.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Среди мотивов самообразования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
         
Условия профессионального роста
Самообразовательная работа
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
           Для того чтобы сформировать данные умения у педагогов предлагаю создать в  ДОУ «Школу педагога- дошкольника», целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
- лекции по заявкам педагогов;
- тренинги;
- практикумы.
       
Направления деятельности «Школы педагога- дошкольника»: формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
Формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.
       Результативность:
         Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
          У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
           Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам  готов к переменам, личностно развивающийся в профессии,  обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к  проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

3. Деловая игра

Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.

Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.

Группа пользователей: педагоги  ДОУ.

Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:

1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.

2. теоретическая часть.

3. демонстрационная часть.

4. заключительная часть.

    Практическая часть

Организационный этап:

Участники делятся на две группы. В группе выбирают секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранитель времени - для контроля времени, оратор - для защиты своей модели. Время работы- 3-5 минут.

«Этап Мозговой штурм»

Секретарь записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время работы – 10-15 минут.

C:\Users\Владимир\Desktop\ФОТО ДЛЯ САЙТА\image (12).jpg

Оформительный этап

На ватмане оформляется групповая модель профессиональной компетентности педагога: необходимо на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств. Время работы – 15 минут.

C:\Users\Владимир\Desktop\ФОТО ДЛЯ САЙТА\image (13).jpg

Демонстрационный этап

Презентация модели профессиональной компетенции педагога, обоснование представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут. После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти представленных.

C:\Users\Владимир\Desktop\ФОТО ДЛЯ САЙТА\image (15).jpg

Обратная связь

Участникам группы предлагается ответить на вопросы:

 С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

 Укажите положительные и отрицательные моменты при выполнении задания.

 Что нового вы узнали о себе?

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога нашего ДОУ  относятся:

 Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеϖ знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

 Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

И др.

Заключительная часть

 Педагогам предлагается ответить на вопросы:

 Что вы сейчас чувствуете?

 Что понравилось или не понравилось во время проведения деловой игры?

 Пожелания участникам встречи.




Рефлексия понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные
результаты (положительные и отрицательные) являются средством его деятельности.



Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги,
родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности

Доклад   воспитателя группы № 7 Сидоренко Н.В.

Основы профессиональной компетентности педагога.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенстивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов 

Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012  «Об образовании в Российской Федерации» ставит  дошкольное образование на первую ступень общего образования . Его целевая  направленность- гармоничное развитие ребёнка. 

Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых  появляются:

-Центры развития ребёнка,

- детские сады с группами ухода и оздоровления,

-школы- детские сады,

-учреждения компенсирующего вида для детей с  ограниченными возможностями,

-детские сады с приоритетным направлением в развитии ,

-учреждения общего развития,

- учреждения комбинированного вида.  

Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.

В соответствии с Федеральным  Государственным Образовательным Стандартом разработана новая  общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает  Обязательную часть Программы и  часть, формируемую  участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.

И здесь также важна профессиональная компетенция  воспитателя.

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств  личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная  компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8)  умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды  деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить  индивидуальное  развитие каждого ребёнка,

     11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .    [2]

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому  же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

 Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование.

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и  периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.  [педагогический словарь].

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности,

-творческий рост педагога,

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:  изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов,  а также практическая деятельность.

 Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же  остаётся одним  из  главных помощников.

Существует несколько методов работы с книгой:

- чтение- просмотр,

- чтение выборочное,

-чтение полное,

-чтение с проработкой материала ( составление записей).

Существует несколько видов записей:

-выписки,

-планы,

-тезисы,

-конспекты.

Во время чтения  необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.    Важно, чтобы  знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение  по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:

-выбор темы,

-определение целей и задач,

-составление плана работы,

-подбор видов деятельности для работы над темой,

-подбор источников,

-анализ результатов.

Правильно организованная работа  по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

В  приложении даны тесты , с помощью которых  можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию,  а также  есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.

Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и  творческих поисков педагог  придёт к своему мастерству. Сформированность  профессиональной компетенции даст  возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Памятка. Возможные проблемы  в работе по самообразованию и пути их решения  

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

·      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

·      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

·      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

·      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

·      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

·      Включите современные взгляды на проблему

·      Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

·      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

·      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

·      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

·      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

·      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

·      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

·      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Часть 1. Умения.

Критерии оценки:

Владею свободно- 3 балла

Владею  посредственно-  2 балла

Не владею- 1 балл

Навыки самостоятельной работы

Баллы

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

Умение  делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

 

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

 

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

 

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

 

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

 

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

 

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

 

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

 

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

 

Уровень владения навыками самостоятельной работы:

 24- 33 балла- высокий,

15-23 балла- средний,

1-14 баллов – низкий.

Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.

Критерии оценки:

Да- 1 балл,

Не знаю – 2 балла,

Нет- 3 балла.

Проблема

Баллы

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

 

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

 

Получен обширный информационный материал  («каша в голове»), теряется значимость  информации

 

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

 

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать.

 

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

 

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

 

8- 10 баллов- испытываю трудности в работе по самообразованию,

11- 18 баллов- необходимо систематизировать работу по самообразованию,

19- 24 балла- правильная организация работы по самообразованию

Навыки самостоятельной работы

Баллы

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

Умение  делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

 

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

 

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

 

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

 

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

 

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

 

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

 

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

 

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

 

Проблема

Баллы

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

 

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

 

Получен обширный информационный материал  («каша в голове»), теряется значимость  информации

 

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

 

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать.

 

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

 

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

"Профессиональная компетентность - необходимое условие повышения качества педагогического процесса"

Данная кнсультация направлена на повышения уровня педагогической осведомленности воспитателей....

«Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Выступление на пед совете «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»...