Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга эмоций"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Баканова Лариса Викторовна

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. 

 Программа кружка «Радуга эмоций»  направлена  на  развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры.

Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_raduga_emotsiy.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кружок   «РАДУГА ЭМОЦИЙ»

Пояснительная записка.

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.   Программа кружка «Радуга эмоций»  направлена  на  развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры. Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Новизна.

Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Основными средствами обучения детей является игра,  тренинги, релаксации,  развлечения, практическая деятельность. Данная программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей (базовая программа «Я-ТЫ-МЫ» под руководством О.Л.Князевой, кандидата психологических наук). Программа рассчитана на один год периодичностью одно занятие в неделю, продолжительность  25 – 30 минут во второй половине дня. Численность  детей в кружке – 10 человек.

Программа основана на следующих принципах:

  • добровольное участие в игре;
  • взрослый должен стать непосредственным участником игры;
  • многократное повторение игр – необходимое условие данной программы;
  • взрослый не должен оценивать детей.

Показателями эффективности работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста будет:

  1. Знание основных эмоций;  
  2. Умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам – мимике, пантомимике, жестам;                                                                                                    
  3. Умение разделять эмоции на положительные и отрицательные;
  4. Обогащение  и активизация  словаря детей.

Предполагаемый результат:  

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников,  снижение тревожности, повышение самооценки,  внимательное отношение друг к другу, полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество, доброжелательное отношение к окружающим.

 Общие сведения о кружке:

Вид – познавательный, театральный, игровой, обучающий

         Год занятий – 2013-2015г.

         Количество детей – 10

         Возраст: 5 – 6 – 7 лет

         Место – детский сад

         Количество занятий в неделю – 1

Формы организации занятий:  

1. Тренинги

2. Этюды

3. Импровизация

4. Рисование

5. Игровая терапия

6. Игры-путешествия

7. Беседы

8. Чтения

9. Релаксация

10. Упражнения  

План методической работы

  1. Работа с методической литературой
  2. Разработка теоретических занятий
  3. Составление плана работы кружка  
  4. Подборка атрибутов
  5. Изготовление пиктограмм, различных игр

Формы подведения итогов

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Начальный контроль (сентябрь),

2. Итоговый контроль (май).

Перспективный план работы кружка
на 2013-2014 учебный год

 Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.              

Задачи: 

  1. Научить детей понимать  эмоциональные состояния  свои и окружающих людей;
  2. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
  4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
  5. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  6. Снижение уровня тревожности детей.
  7. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.

Месяц

Тема

Цели

Материал

Октябрь

1 неделя

«Мое настроение»

  Развивать способности  понимать свое эмоциональное состояние. Дать детям понятие о настроении. Познакомить с понятием пиктограмма. Показать способы выражать свое настроение при помощи цвета.

Пиктограммы с изображениями различных эмоций

3 неделя

«Я такой!»

  Развивать способности  понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.

Кубик настроения

игра

2 и 4 недели

«Разноцветное настроение»

  Снижение  тревожности, эмоционального напряжения. Выражение своего эмоционального состояния при помощи красок.

Краски, гуашь, восковые мелки, поролон.

Ноябрь

1 неделя

«В гостях у героев сказки»

  Развивать способности  понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.

Рассматривание иллюстраций. Рисование, плоскостные изображения героев сказок

3 неделя

«Я и моя семья»    

 Рассматривание себя в зеркале

Рисование

Выставка для родителей

2 и 4 недели

«Дневник моей жизни»

 Беседа о режимных моментах в жизни детей

Рисунки детей

Декабрь

1 неделя

«Радость»

  Знакомство детей с эмоцией «радость». Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

   Познакомить детей с разнообразием приемов выражения эмоции радости чувства восторга,  счастья, используя различные выразительные средства.

Зеркало, пиктограммы, фотографии веселых людей, стихи веселые

3 неделя

«Дарите радость»

  Учить замечать, какое настроение у близких людей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости, используя изобразительные средства.

Ложки с изображением эмоции радости

2 и 4 недели

«Мне грустно»

   Знакомство детей с эмоцией «грусть, печаль». Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоцию «грусть» вербально и не вербально.

Зеркало, пиктограммы, фотографии грустных людей, стихи о грусти,

Январь

3 неделя

«У страха глаза велики»

Знакомство детей с эмоцией «страх», учить выражать чувство страха при помощи этюдов психогимнастики. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью приемов арт- терапии ( сказкотерапия, этюды)

 Пиктограммы с изображением  эмоции страха, «страшные стихи»,  

«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Л. Муур.

4 неделя

«Разноцветные настроения»

 Развивать способности понимать различные эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств. 

Рисование «Взлохмаченные человечки» -выставка для родителей

2 и 4 недели

«Я удивлен»

Знакомство детей с эмоцией «удивление»,  выражать его при помощи мимики и изобразительных средств.  Учить понимать чувства свои и других людей.  Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.

Пиктограммы, зеркало, фотографии с изображением  удивленных лиц, кукла Антошка

Февраль

1 неделя

«Я не злюсь, я улыбаюсь»

 Знакомство детей с эмоцией «злость», его мимическими и пантомимическими проявлениями. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.

Пиктограммы, фотографии, кукла Антошка, волшебный мешочек

3 неделя

«Волшебные превращения»

  Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

Разрезные пиктограммы, кукла Антошка с различными эмоциональными выражениями, ложки, плоскостные изображения кукол из сказок

2 и 4 недели

«Мои друзья»

 Учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Снизить  эмоциональное напряжение. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать коммуникативные навыки.

Рассматривание фотоальбома, изготовленного родителями в союзе с детьми

Март

1 неделя

«Волшебные маски, волшебные краски»

 Учить детей делать маски с разным эмоциональным окрасом при помощи бумаги  и изобразительных средств, традиционными и нетрадиционными способами

Шаблоны круглой и овальной формы, краски, гуашь, поролон, печатки, свеча

3 неделя

«Кто и что тебе нравится»

 Формировать  умения высказывать свои чувства и желания, воспитывать уверенность в себе в процессе выполнения различных действий

Упражнения –«нравится – не нравится», рисование «люблю – не люблю»

2 и 4 недели

«Измени себя»

 Формировать положительные представления  о себе, дать понять, что всегда можно изменить себя внешне и внутренне ,чувства, желания могут меняться  по различным причинам

чтениеВ.Осеева»Волшебное слово, пантомима, изготовление альбома «Кем я хочу быть», театрализованные игры по сюжетам произведений

Апрель

1 неделя

«Театр настроений»

  Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. Закреплять умения  передавать эмоциональные настроения героев сказок при помощи мимики, пантомимики.

Чтение сказок, разрезные пиктограммы

2 неделя

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

   Развитие взаимопонимания, использование невербальных средств общения – мимика, жесты, пантомимика

Игра

3 неделя

4 неделя

«Назови эмоцию»

  Детям предлагается по картинкам героев сказок определить эмоцию: радость, злость, печаль, удивление, страх 

Картинки пиктограммы, разрезные пиктограммы

 Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Изобрази эмоцию»  

«Рисуем эмоцию»

  Ребенку предлагается поиграть с кубиком,  на гранях  которого изображены 6 основных эмоций. Какая эмоция выпадет на кубике – ребенок должен изобразить                                                     Детям предлагается заполнить листок «Азбука настроения», нарисовать 4 основные эмоции: радость, печаль, злость, удивление.

Кубик с изображением на гранях различных эмоций

Перспективный план работы кружка

на 2014-2015 учебный год

Цель:  Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.              

Задачи:

  1. Научить детей понимать  эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  2. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, пантомимика жесты, поза, слова).
  4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
  5. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  6. Снижение уровня тревожности детей.

Месяц

Тема

Цели

Материал

Сентябрь

3 неделя

«Путешествие в страну этикета»

   Развивать навыки общения, учить свободному речевому общению, соблюдать нормы речевого поведения.  

Игра с карточками

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 недели

 «Все мы разные»

Игра» Снежный ком»

«Каким образом мы видим, говорим»

«Мое настроение»

«Что я люблю»

    Выявить знания детей об их организме, что вредно и полезно для зубов. Формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для укрепления своего здоровья.

 Игра «Лица»

Пиктограммы, беседа, рассматривание иллюстраций

Ноябрь

1 и 2 недели

3 и 4 недели

 «Чувства одинокого человека»

«Радость и печаль»

«Правила доброжелательного поведения»

«Цветик-семицветик»

«Скажи другому комплимент»

   Учить анализировать свое эмоциональное состояние, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции.

Игра с разноцветными карточками. Чтение «Первый раз».

Беседа.

Игра «Тень».

Игра «Закончи предложение»…

Декабрь

1 и 2 недели

3 и 4 недели

 

 

«Герои сказок»

«Умники и умницы»

  Учить понимать эмоции, которые изображают герои сказок

   Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни

Герои сказок: Буратино, Бармалей, Карабас-Барабас, Мальвина, тексты стихов, пиктограммы

Карточки с различными ситуациями

Январь

3 и 4 недели

«Интонация»

   Знакомство с интонированием речи, сочувствия, внимания, отрицательного отношения к безразличию

Игра «Кто тебя позвал – узнай»

Чтение стихов с различной интонацией

Февраль

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Мимика»

Игра «Маски»

Ролевое проигрывание ситуаций

   Знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе

Пиктограммы

с различными выражениями эмоции

Март

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Пантомимика и жесты»

Игра «Кто ты?»

Игра «Кто это?»

Игра «Соберитесь вместе»

 Знакомство с понятием пантомимики и жеста, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Пантомимические этюды

«Море волнуется раз…» - игра

Апрель

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Азбука эмоций»

«Волшебные картины»

«Какого цвета настроение»

 Различать и сравнивать эмоциональные ощущения, рассматривая различные картинки природы, через цветные пленки, развивать воображение

Цветные пленки, картинки с изображением природы.

Лепестки различных цветов.

Май

2 неделя

3 неделя

«Расколдуй девочку»

«Собери правильно»

«Поиграем с Антошкой»

 Расширить представление об основных базовых эмоциях, учить передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства

 Изображение лица девочки, глаз, бровей, рта с различными эмоциям, кукла Антошка

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Творческий Центр, Москва, 2004.
  2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций», АЙРИС ПРЕСС, М.: 2004.
  3. Князева О.Л, «Я – ты – мы», Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
  4. Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет», Ярославль, Академия Развития, 2001.
  5. Крюкова С.В., Слободяник И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Москва, «Генезис»,2003.  
  6. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Москва 2013.
  7. Мулько И.Ф.  «Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет», Творческий центр, Москва 2004.
  8. Панфилова М.А. «Игротерапия общения», Москва 2000.
  9. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. Волгоград, 2015.
  10. Семенака С.И. «Уроки добра», коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет, Москва. 2002.