Консультация на тему: «Развитие творческих способностей посредством театральной деятельности».
консультация (младшая, средняя группа) по теме

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. О том как способствовать  развитию  творческих способностей у детей вы можете прочесть ниже в моем материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей посредством театральной деятельности».

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность- это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражения личного «я».Творчество-это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя ,прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество- одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали, Н.А.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина,

Б.М.Теплов,О.М.Дьяченко,А.И.Волков и многие др.

Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий ,учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными ; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Для того чтобы добиться положительных результатов в проведении театральной деятельности, необходимы основные направления работы с детьми это:

1 .театральная игра, где развивается зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образные мышления, фантазия, воображение, интерес к сценическому искусству.

2.Ритмопластика, где идет развитие координации движений, запоминание заданной позы, умение создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

3.Культура и техника речи, где развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, четкая дикция разнообразие интонации, логика речи, связная обратная речь, творческая фантазия. Здесь мы учим сочинять небольшие рассказы и сказки ,подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи, тренируем четкое произношение согласных, пополняем словарный запас.

4.Основы театральной культуры. Здесь знакомим детей с элементарными понятиями профессиональной терминологии театрального искусства (особенности театрального искусства, виды театрально искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя).

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых считается необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками, активно используются творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываются индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников).

Как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Они эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Необходимо читать художественную и познавательную литературу, позволяющую в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизации.

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

  1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
  2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.
  3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
  4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  5. Совершенствование познавательных процессов.

Данные задачи решаются в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой).Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой

деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды :

ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).

Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально - экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Развитие творческих способностей через театральную деятельность...

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования."

Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования....

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования ИКТ»

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования ИКТ»...

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования ИКТ»

Современное поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без телефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети испол...

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования ИКТ»

Современное поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без телефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети испол...