Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)
консультация (средняя группа) на тему

Костромитина Алла Валентиновна

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу -воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).

Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. При выборе форм общения с родителями надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

 

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Направления

Цель использования

Формы проведения

Информацион­но-аналитиче­ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

·      Проведение социологических срезов, опросов;

·      «Почтовый ящик»;

·       Индивидуальные блокноты.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло-экологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди­телей практических навыков воспитания детей.

·      Семинары-практикумы;

·      Тренинги;

·      Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;

·      Мини-собрания;

·      Педагогический брифинг;

·      Педагогическая гостиная;

·      Устные педагогические журналы;

·      Игры с педагогическим содержа­нием;

·      Педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

·      Совместные досуги, праздники;

·      Выставки работ родителей и детей;

·      Кружки и секции;

·      ·    Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.

Наглядно-ин­формационные: информационно-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

§  Информационные проспекты для родителей;

§  Альманахи;

§  Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей;

§  Дни (недели) открытых дверей;

§  Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;

§  Выпуск стенгазет;

§  ·    Организация мини-библиотек.

 

Познавательные формы взаимодействия с родителями

Традиционные и нетрадиционные  формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых -- обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются:

·        на коллективные;

·        индивидуальные;

·        наглядно-информационные;

·        индивидуальные и наглядно-информационные.

 Коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

 Групповые родительские собрания -это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями -наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

 Цель педагогической беседы -обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей -- существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога .Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим.

Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.

Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности;

·        режимных моментов,

·        занятий; фотографии,

·        выставки детских работ,

·        стенды, ширмы, папки-передвижки.

 В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные  формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденно й форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания. Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей. Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами: пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес. Разработать одну из форм наглядной агитации -листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители. Еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей. Для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы? Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?» Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Литература.

Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66-70

 

 

ы взаимодействия с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/node/add/book-ds27 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу -воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).

Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. При выборе форм общения с родителями надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Направления

Цель использования

Формы проведения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

  • Проведение социологических срезов, опросов;
  • «Почтовый ящик»;
  •  Индивидуальные блокноты.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло-экологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

  • Семинары-практикумы;
  • Тренинги;
  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;
  • Мини-собрания;
  • Педагогический брифинг;
  • Педагогическая гостиная;
  • Устные педагогические журналы;
  • Игры с педагогическим содержанием;
  • Педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  • Совместные досуги, праздники;
  • Выставки работ родителей и детей;
  • Кружки и секции;
  • ·    Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

  • Информационные проспекты для родителей;
  • Альманахи;
  • Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей;
  • Дни (недели) открытых дверей;
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
  • Выпуск стенгазет;
  •     Организация мини-библиотек.

Познавательные формы взаимодействия с родителями

Традиционные и нетрадиционные  формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых -- обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются:

  • на коллективные;
  • индивидуальные;
  • наглядно-информационные;
  • индивидуальные и наглядно-информационные.

 Коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

 Групповые родительские собрания -это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями -наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

 Цель педагогической беседы -обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей -- существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога .Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим.

Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.

Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности;

  • режимных моментов,
  • занятий; фотографии,
  • выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

 В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные  формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденно й форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания. Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей. Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами: пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес. Разработать одну из форм наглядной агитации -листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители. Еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей. Для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций. 

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы? Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?» Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Литература.

Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк форм взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей)

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие....

Методические рекомендации: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»

В методических рекомендациях рассматривается создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями (законными представителями)....

Семейный клуб как современная форма взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников.

            Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного...

Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...