«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ С КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРОМ».
статья на тему

Карманова Ирина Владимировна

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и с явлениями окружающей действительности, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельно­сти, в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_detey_v_rabote_s_kukolnym_teatrom.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СООБЩЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ С КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРОМ».

Программа развития речи дошкольников была разработана (1994г.) на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания).

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и с явлениями окружающей действительности, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Использование детьми разнообразных средств выразительной речи - важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы.

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важно: нередко люди, содержательные и владеющие речью, настолько застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух —трех посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалоге с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживании и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития симпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации, с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенности в себе. Поэтому театрализованная деятельность имеет значение для всестороннего развития ребенка. Но театрализованная деятельность не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

1. развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2. создание атмосферы творчества;

3. социально-эмоциональное развитие детей.

Содержание занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом и т.д., т.е. со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение.

Ни в ком случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу зла и добра, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много надо сил приложить, чтобы выпрямить детскую душу». (В.А. Сухомлинский).

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта — длительная работа, которая требует участия родителей. Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

1. единство социально-эмоционального развития;

2. насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

3. наличие интересных и эффективных методов и проемов работы с детьми;

4. совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством кукольного театра

ldquo; Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством кукольного театра.  “ Задачи и цели : ...

Проект " Развитие речи у детей раннего возраста средствами кукольного театра"

Развитие речи у детей посредствам театралезованной деятельности...

Речевое развитие детей раннего возраста средствами кукольного театра

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста средствами кукольного театра...

Конспект НОД по речевому развитию детей раннего возраста средствами кукольного театра "Теремок"

Тема: «Теремок» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие детей раннего возраста средствами кукольного театра. Возраст детей: 2-3 года...

«Развитие речи детей младшего возраста средствами кукольного театра».

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. В акт...

Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей средствами пальчикового и кукольного театра в семье"

Пальчиковый театр для детей. Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Большинство родителе...

Проектная работа Тема: «Кукольный театр как средство развития активного словаря в Дошкольном образовательном учреждении»

В последние годы исследователи проблемы особенностей речевого развития детей дошкольного возраста отмечают снижение уровня речевого развития современных детей. Важнейшим фактором такого снижения...