«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
статья (средняя, старшая группа) по теме

Никитина Лидия Алексеевна

Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_razvitiya_rechi.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

«А как речь - то говорит, словно реченька журчит» - так говорилось в известной сказке А.С.Пушкина о героине, о ее умении говорить. Не всегда взрослые, а тем более дети могут выражать свои мысли последовательно, грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные затруднения в речи: не могут объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их часто бессвязные.

Что помогает развивать речь ребенка? Самым главным средством развития речи: является общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Дети, как известно, не рождаются на свет с уже готовой речью. Они перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Поэтому очень важно с момента появление ребенка установить с ним речевой контакт, разговаривать, спрашивать его о чем-либо, делиться своими впечатлениями. Речь дошкольника зависит от общения его со сверстниками, взрослыми людьми.

Как мы, взрослые, любим иногда просто поболтать со своими знакомыми о погоде, о природе, так и дети, им тоже хочется рассказать своим друзьям, где он был, что видел, какую обновку ему купили, и т.д. наберитесь терпения выслушайте ребенка до конца, пусть он выскажет свои мысли, суждения.

Практика показывает, что у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью:

-нарушено звукопроизношение;

-беден словарный запас;

-преобладание простых, коротких предложений;

-несвязность, сбивчивость, невыразительность речи;

-присутствие слов- паразитов и др.

А ведь хорошо развитая речь- залог успешного обучения в школе. Вот несколько предметов, как можно просто и с удовольствием развивать речь ребенка, пополнять его активный словарный запас.

Важную роль в развитии речи играет ежедневное чтение. Слушая сказку или рассказ, ребенок узнает новые слова и словосочетания, у него расширяется словарный запас. В детских книгах много ярких, цветных иллюстраций. Привлекая внимание ребенка к иллюстрациям, важно заранее продумать серию вопросов, которого вы зададите ребенку. Можно попытаться составить рассказ по картинке, сначала вместе, а потом пусть он придумает сам рассказ, сказку по данной иллюстрации.

Пополнить активный словарь помогут всевозможные игры и упражнения со словами. «Тебе бы только играть!»- часто говорим мы ребенку, забывая о том, что игра для ребенка- это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает фантазию, ум, смекалку. В чем особенности игр со словами? Благодаря этим играм, ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это есть путь к грамотному письму и фонетическому чутью. Он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство. Словарные игры не подавляют детскую любознательность, а, наоборот, дают простор для активной деятельности. В таких играх дети не устают, активны, успешно развивается образное мышление, формируется богатство речи ребенка.

«Какой предмет я задумала?» ( можно конкретно по одной лексической теме).

-Зеленая, пушистая, колючая, душистая, смолянистая…(ель)  

-Белый, пушистый, холодный, легкий, сверкающий…(снег)

-Грибной, теплый, летний, проливной, моросящий…(дождь)

-Золотое, яркое, ласковое, лучистое, летнее…(солнце)

-Веселый, говорливый, прохладный, лесной, журчащий…(ручей)

-Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная…(береза)

Затем взрослый называет предмет, а ребенок должен назвать его признаки. Например: лиса (какая?)- рыжая, хитрая, быстрая, пушистая, шустрая, ловкая, хищная; колобок (какой?)- круглый, румяный, красивый, горячий; кот (какой?)- пушистый, рыжий, усатый, полосатый, смешной, забавный, игривый, баловный, озорной, веселый.

Или, например, лексическая тема «Птицы»:

-Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый…(воробей)

-Ленивый, малоподвижный, красногрудый…(снегирь)

-Шустрая, веселая, юркая, пугливая, желтогрудая…(синичка)

-Большой, зимующий, красноголовый, длинноклювый…(дятел)

-Зимующая, малоподвижная, сонная, ночная, большеглазая…(сова)

«Подбери слово, что каким у нас бывает?».

-Что бывает круглым? (мяч, колесо, шар, солнце, луна, яблоко, вишня, обруч,…)

-Что бывает длинным? (дорога, река, веревка, нитка, шнур, лента,…)

-Что бывает высоким? (Гора, дерево, дом, человек, шкаф, столб,….)

-Что бывает зеленым? (трава, лягушка, деревья, кусты, кузнечик, платье, карандаш,…)

-Что бывает холодным? (лед, снег, вода, мороженное, ночь, день, камень, погода, зима, дождь,…)

-Что бывает гладким? (стекло, зеркало, доска, стена, камень, яблоко,…)

-Что  бывает сладким? (сахар, мед, варенье, конфеты, пирожное, торт, чай, вафли,…)

Что бывает шерстяным? (носки, свитер, шапка, варежки, перчатки,…)

-Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, иголка, проволока,…)

-Что бывает острым? (нож, стекло, ножницы, иголки у ежа, елки,…)

-Что бывает легким? (пушинка, снежинка, вата, перо,…)

-Что бывает глубоким? (море, океан, яма, колодец, канава, река, озеро, рана, обида,…)

-Что бывает мягким? (игрушка, подушка, одеяло, мяч, булочка, хлеб,…)

«Кто и что летит, бежит, ходит, ползает, прыгает?»

Летают- птицы, самолет, вертолет, воздушный шар, ракета, спутник, бабочка, муха, жук, комар, мошка, стрекоза,…

Плавают- рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы, гуси, утки, корабли, лодки, люди,…

Ползают- черви, змеи, гусеницы, черепахи,…

Прыгают- кузнечики, заяц, лягушка, жаба,…

Идет- человек, дождь, животные, поезда, пароход, снег, град, время,…

«Что животные умеют- птицы, рыбы, кошки, змеи?»

Кошка- мурлычет, умывается, мяукает, крадется, лакает, играет, охотится, бегает, прыгает, кусается, ласкается, слушает, смешит,…

Собака- стоит, сидит, лежит, идет, бежит, лает, сторожит, играет, кусается, спит, ест,…

Мышка- пищит, грызет, прячется, шуршит, запасает,…

Змея- шипит, ползет, извивается, жалит, нападает,…

Ворона- летает, каркает, ходит, клюет,…

Еж- спит, шуршит, фыркает, сворачивается в клубок, разворачивается, убегает, прячется, собирает, заготавливает, ест,…

Утка- крякает, плавает, ныряет, летает,…

«Вот предмет, а из чего люди сделали его?»

Ваза из хрусталя –хрустальная

Рукавичка из меха…

Тазик из меди…

Рукавичка из шерсти…

Медвежонок из плюша…

Ткань из шелка…

Ткань из хлопка…

Ткань из шерсти…

Кубики из пластмассы…

Мяч из резины…

Ложка из дерева…

Ложка из золота…

Ложка из серебра…

Стол из дуба…

«Назовите одним словом»

5 этаж- пятиэтажный (дом)

Длинные уши- длинноухий (заяц)

Короткий хвост- короткохвостый

Рыжий хвост- рыжехвостый (бельчонок)

Белые лапы- белолапая (кошка)

Большой рот- большеротая (лягушка)

Любит тепло- теплолюбивый

Машина моет посуду- посудомоечная

Светлые волосы- светловолосый

Карие глаза- кареглазый

Пыль сосет- пылесос

Лед колет- ледокол

Сам летает- самолет

Везде ходит- вездеход

По снегу ходит- снегоход

Рыбу ловит- рыболов

По Луне ходит- луноход

Зверей ловит- зверолов

Китов ловит- китолов

По морям плавает- мореплаватель

«Что куда положим, нальем?»

В масленку кладут (что?)- масло

В сахарницу насыпают…

В супницу наливают…

В хлебницу кладут…

В конфетницу кладут…

В солонку насыпают…

В селедочницу кладут…

В песочницу насыпают…

В молочник наливают…

В чайник наливают…

В кофейник наливают…

В глубокую тарелку наливают…

В мелкую тарелку кладут…

В салфетнице стоят…

Ложкой едят…

В самоваре…

Ножом режут…

На блюдце ставят…

Вилкой едят…

Из чашки пьют…

Чайной ложкой размешивают…

В кастрюле варят…

В дуршлаге моют (промывают)

В сковородке жарят…

«Доскажи словечко» (можно по конкретной теме)

Ребенок добавляет к заданному слогу другие слоги, чтобы получилось слово.

Например по теме «Посуда. Питание».

Хлеб-ница

Мас-ло (ленка)

Моло-ко (чник)

Со-ль (лонка)

Са-хар (харница)

«Доскажи предложение».

Ребенок заканчивает предложение, начатое взрослым. Например: «Мама пошла в магазин….»

В такие словесные игры можно играть с ребенком по дороге в детский сад, вечером дома, во время прогулки.

Для выработки хорошей дикции у ребенка полезно упражнять его в проговаривании скороговорок. Сначала медленно, вместе, по очереди, убыстряя темп.

Например: «Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак!

Сунул Грека в реку руку,

Рак за руку Греку цап!»

Известно, что большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, затрудняются последовательно описать увиденное, передать содержание прочитанного. Этому ребенка надо научить. Дети- фантазеры, они любят придумывать разные истории, сочинять рассказы, сказки.

Назовите ребенку несколько ключевых слов (например: туча, дождь, зонтик, радуга, лужа) и попросите его составить небольшой рассказ, включая эти слова. Может получиться забавный рассказ: «Мы пошли гулять в парк. Неожиданно налетела большая серая туча. Пошел сильный, но теплый дождь. Мы не взяли с собой зонтик. Дождь быстро пошел, на небе появилась радуга. Мы улыбались и весело шлепали по лужам…»

Можно использовать при этом набор предметных картинок, расположенных цепочкой. И предложить ребенку составить по этим картинкам рассказ. Может быть, это будет так «….»

Все дети любят сказки: слушать их, рассказывать, драматизировать. Попробуйте сочинить с ребенком свою сказку, используя «салат из сказок»: возьмите несколько известных героев из разных сказок и придумайте им новые приключения.

Рассказы и сказки, сочиненные вам с ребенком, можно записать в тетрадь. Получится замечательная книга- ваша и вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста" на 2021 - 2022 учебный год

План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...