Теоретические основы организации дидактических игр с дошкольниками
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кондратенко Наталья Фёдоровна

Ценность дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондратенко Наталья Федоровна,

Воспитатель,

ГБПОУ «1-й МОК»

г. Москва

 Теоретические основы организации дидактических игр с дошкольниками

           Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. Народная педагогика создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песнями, движениями. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее – в них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя.

            С.А. Козлова, Т.А. Куликова отмечали, что народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические, как  «Cорока-белобока», «Барыня», «Прыгунки» и многие другие.

           Свободная энциклопедия «Википедия» дает такое определение: дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш, дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

            Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.  Концепция Фребеля во всей совокупности ценных педагогических идей была реализована лишь в его собственной практике и практике ближайших последователей. Система Фребеля превратилась в теорию, провозглашающую главным не ребенка, а педагога. Массовый детский сад изобиловал примерами формального отношения к детям, ограничения их самостоятельности.

            Другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори, получила неоднозначную оценку. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игровых занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и другие) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.

            Значительный вклад в разработку дидактических игр внесли замечательные русские педагоги Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, большое значение придававшие использованию природного материала как средства обучения и воспитания детей.

            Педагогические идеи и методические рекомендации Е.Н. Водовозовой оказали влияние на подготовку воспитателей первых российских детских садов и педагогическое просвещение родителей. Для маленьких детей Е.И. Водовозова предложила разнообразные игры и игрушки, с помощью которых они будут не только развлекаться, но и обучаться, развиваться, воспитываться, познавать назначение предметов, свойства и качества материалов, знакомиться с окружающим миром природы и вещей. Многое из того, что разработано и предложено Е.И. Водовозовой в конце XIX и начале XX вв., до сих пор используется в работе с дошкольниками.

            Большое внимание дидактической игре уделяла Е.И. Тихеева – известный педагог и общественный деятель в области дошкольного воспитания. Результатом ее творческой деятельности стало создание оригинальной системы работы, получившей название «метод Тихеевой». Одной из первых она высказала мысль о необходимости определения круга знаний, умений и навыков, которыми дети должны владеть в детском саду.

            Обучение дошкольников, по мнению Е.И. Тихеевой, должно проходить в процессе дидактических игр, упражнений, в совместной деятельности «игра – труд» с использованием различного дидактического материала. Она считала, что усвоение детьми учебного материала должно происходить легко, непринужденно, незаметно, с постоянным усложнением.

            По мнению Тихеевой, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И.Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширение арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и другое), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

            Работы А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Н.П.Поддьякова, В.Н.Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и других. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

            А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

            Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании основных качеств ребенка.

            Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

            С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

 А. А. Смоленцева отмечала большую роль дидактических игр в овладении элементарных математических знаний и умений, развитии новых познавательных мотивов. Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие педагоги. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни.

            Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, что и способствует развитию речи.

            У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

            В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы» и другие. Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

            Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и другие. Воспитатель обращает внимание играющих детей на эти качества, делая это очень осторожно.

            С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими, не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре; если начал игру с товарищами, не бросай ее без их согласия; помни, что к материалам для игр надо бережно относиться, так как потеря фишек, карточек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть, поэтому, закончив игру, сложи все в коробку, проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери коробку на место. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

           Для того чтобы дидактическая игра выполняла свои функции и назначение, она должна иметь специальную структуру. Если бы у нее не было этой точной структуры, она не была бы дидактической игрой, утратила бы свой специфический характер.

           Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).

           Дидактическая задача, отмечает Е.В. Карпова, определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и так далее.

           Задачи дидактических игр можно свести в основном к нескольким видам: а) сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей); б) классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или материалу, из которого они сделаны, причем оперируют либо конкретными предметами, либо только представлениями о них; в) определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию, или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают; г) упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и прочее, определить изменение, которое произошло в их отсутствие.

           При проведении дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным особенностям детей. Совершенно ясно, что если бы выполнение дидактической задачи оказалось для детей непосильным и они не справились с ней и не смогли бы достичь цели, то дидактическая игра лишилась бы смысла. И, наоборот, если бы задача игры была очень простой и не требовала от детей никакого умственного усилия, они утратили бы интерес к ней.

           Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Как указывает Е.В. Карпова, самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи.

Действие – самая существенная часть дидактической игры. Без деятельности осуществление цели игры было бы только сухим дидактизированием, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действия в игре мы вообще не могли бы говорить об игре.

           В дидактической игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень разнородной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям: а) обязательно подчиняться задаче, и таким образом, выполнять учебную цель игры; б) быть занимательной и увлекательной вплоть до окончания игры. Можно сказать, что от интересной и увлекательной деятельности в дидактической игре зависит выполнение задачи, достижение желаемых результатов.

           Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила подчиняются задаче игры. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать.

           Заключение дидактической игры нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполнение дидактической задачи требует от детей определенного усилия, предъявляет требования к их умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости. Для воспитателя при суждении о дидактической игре важно: выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты.

           Если мы сопоставим обе эти точки зрения, то придем к выводу, что правильной и, с точки зрения результатов, хорошей нужно считать ту игру, которая, с одной стороны, возбуждает интерес детей и побуждает их к осуществлению деятельности, с другой же стороны, в полном объеме выполняет предписанную дидактическую задачу.

           В дошкольной педагогике, как указывает А.К. Бондаренко, сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

           Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и другие), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

           Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

           Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действовать с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

           Среди игр с предметами, отмечают С.А. Козлова, Т.А. Куликова, особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и других. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

            Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лабиринт, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

           Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и другое.

           Бондаренко А. К. отмечает, что в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

           Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. С помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

           Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?», называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда-то было?» и другие) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А.С. Пушкина, И. Никитина, И. Сурикова, С. Маршака,  Д. Родари), которые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры-предположения («Что было бы, если бы…?), разработанные А.И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь.

           Словесные дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

           Итак, дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.

          Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.»

описаны  структурные компоненты, основные  напрвления развития  сюжетных  игр....

Теоретические основы организации работы по развитию монологической речи в детском саду

Презентация в помощь старшему воспитателю, для семинара и воспитателю для подготовки к педагогическому совету...

Теоретические основы организации и оборудования театрализованной студии в детском саду

        В любом детском учреждении желательна театрализованная студия.  Она необходима для организации взаимодействия детей со взрослым (воспитателем) и сверстниками по...

Консультация для педагогов "Теоретические основы организации театрализованной деятельности в ДОУ"

Консультациядля педагогов«Теоретические основы организации театрализованной деятельности в ДОУ»...

Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного во...