Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья по теме

Маклакова Е.М.

Значение танцевальной  деятельности в эстетическом развитии ребйнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад №7

Статья на тему:

Танец как один из способов развития творческих способностей  детей  дошкольного возраста.

Подготовила  музыкальный руководитель

Маклакова Елена Михайловна

р.п. Новоспасское

2015 год.

В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Cоциально-экономическая ситуация  в стране  не позволяет сегодня поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека, ног тем не менее главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. 

Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.

Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, по запросу родителей в детском саду №35 «Непоседы» были  организованы занятия в танцевальном коллективе «Карамель». Кружковые занятия танцами нацелены на  развитие у дошкольников чувства ритма, музыкального слуха, культуры движения, гибкости, пластики, укрепления дыхательной, мышечной и сердечно-сосудистой системы детского организма.

По мнению таких авторов, как  Е.В.Горшкова, С.Л.Слуцкая, А.В.Буренина, О.А.Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.

Основной целью работы танцевального коллектива «Карамель» в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа в детском танцевальном коллективе детского сада позволяет  решать следующие задачи:

  • помощь дошкольникам в обретении умения выражения своих впечатлений в танцевально-творческой деятельности;
  • проявление детского  творчества через импровизацию в танце;
  • развитие творческого воображения, мышления посредством музыкальных образов;
  • приобщение родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

Одним из важных условий формирования у ребенка позитивного отношения к танцу является подготовка помещений к занятиям. Поэтому наш танцевальный класс просторный, уютный, красивый, теплый и хорошо освещен. Это создает положительную ауру, и в таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к усвоению любых знаний.

Так же немаловажным фактором является и то, что в работе с дошкольниками используются простые, доступные для исполнения музыкально-ритмические упражнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении следующих  принципов:

1. соответствия возрастным особенностям дошкольников

2. от простого к сложному

3. доступность для исполнения

Занятия проводятся по возрастным группам. Продолжительность занятий зависит от возраста – средняя группа 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа - 30 минут. В неделю проводится по два занятия во вторую половину дня. Занятие кружка должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.

Хореография - это не обособленное искусство, она живет и развивается в комплексе с другими видами искусств, как традиционными, так и новыми. Например, всем понятна необходимость связи музыки и танца. Танец без музыки невозможен, потому-то он строится на основе музыкального темпа и ритма. Музыка помогает созданию хореографического образа. Поэтому, на занятиях танцами с детьми используется классическая, народная, популярная музыка, ориентируясь на возраст детей, их настроение и т.п.

В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятий. Игра на уроке танца не является наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к  работе. Поэтому педагогу необходимо очень внимательно отнестись к  подбору репертуара для детей дошкольного возраста, стараться постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Задача меня как педагога-хореографа - воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

При подготовке к занятиям конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей  музыкального представления об особенностях музыки танца или танцевальной композиции, обращается внимание на размер музыки и акценты.

В соответствии с этим, перед занятием проводится небольшая беседа с детьми об истории возникновения и развития данного танца, прослушивается  музыка, обращается  внимание на характер, музыкальный размер, манеру исполнения.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При этом четко определяется  баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания дошкольников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции.  В работе кружка  большое значение уделяется танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений.

Формируя танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, у детей развивается умение их критической оценки. Хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.  

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией ведется поэтапно: на первом этапе, используются творческие задания на развитие пантомимики (загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела). 

На втором этапе дети нацелены  на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения дошкольников языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В ходе занятия предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями ведется на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, воспитанники пытаются сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия): после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем происходит совместное объединение  их в простейший рисунок.

Также во время занятий танцами происходит знакомство с основами актерского мастерства. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки детям объясняются  анатомические особенности строения лица, работа мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т. д.). Подобным же образом, в игровой форме, дошкольники знакомятся  с анатомией частей тела – суставами  и мышцами, осваивая  особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более осознанно усваивать танцевальные «па» и избегать возможных травм.

Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила - это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость - это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.В ходе систематическими занятиями танцами в физическом состоянии детей обычно отмечаются положительные сдвиги:

1. улучшается осанка;

2. дети становятся подвижнее;

3. движения становятся изящнее;

4. пластика становится более выразительной;

5. новые движения и танцы разучиваются быстрее.

Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Танцевальное творчество в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.Танцевальное творчество - массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники ДОУ  приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического творчества.

Приобщение к творчеству хореографии включает ознакомление дошкольников с классическими балетами, современной музыкой; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий. Успешное развитие творческих способностей достигается только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников детского сада, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому,  приходится убеждать родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, проводить для них консультации, на которых родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Одной из любимых форм работы с родителями стали открытые хореографические занятия. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись,  что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.

Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.

     Положительным результатом работы является регулярное  участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.

Используемая литература:

1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.»Гном и Д»: 2002. – 120 с.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.

3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. –  152с.

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика /Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006– 272 с.

5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.

6. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

7. Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. -- М.: Просвещение, 1997.

8. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2005.

9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008

10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.- М.: Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Графические диктанты – один из способов развития пространственного воображения и мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

Рисование по клеточкам очень увлекательное занятие. Графические диктанты позволяют подготовить руку ребенка к письму, обучают ориентироваться в клеточках, развивают умние слушать словесные инструкци....

Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....

Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста. Подбор пальчиковой гимнастики соответственно разному возрастному периоду дошкольного возраста....

мастер - класс "Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников"

Данный мастер - класс рекомендован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В мастер - классе использованы малые формы фольклора - потешки, пестушки, попевки, инсценировкка песни. К мастер - к...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...