Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
материал на тему

Понамарева Эвелина Галинуровна

Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  “Детский сад №80 “Реченька”

Выступление по теме :

“Воспитание экологической культуры личности в ДОУ”

на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему:

“Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”

Подготовила:

воспитатель I кв.кат.                                                                                                                                      Понамарева Э.Г.

г. Набережные Челны

2013г.

  Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

  В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического  воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.

  Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребёнка к элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайщей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитание у ребёнка элементарного чувства ответственности за всё живое. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

  Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы: понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту, яркостью красок. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций; красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий,  полноценной среды обитания.

  Такое отношение вполне может быть  сформировано у маленького ребёнка, если систематически его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

  К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы  Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.   Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребёнка.

  Влияние природы на ребёнка огромно.

  Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;

- наблюдение за падающими снежинками;

- слушают стихи, рассказы;

- ухаживают за растениями и животными в уголке природы;

- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли.

  Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не только внешние параметры объектов природы ( окрас, строение, запах и пр.) но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.

  Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы ( труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

  Важным методом экологическое воспитание является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги “Экология в картинках”: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном- все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

  Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формирует обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми.

  Труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

  Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все что происходит вокруг.  Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и в среде людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум -семинар для воспитателей детского сада по теме "Золотая Хохлома".

Уважаемые коллеги!  Представляю свой опыт работы как педагога дополнительного образования в детском саду.В семинаре отражены :-вопросы  истории возникновения  и развития Хохломского иск...

Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:·         воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...

Выступление на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

Семинар для воспитателей детского сада по теме: "Проектная деятельность дошкольников"

Данный семинар для воспиателей десткого сада проводился мною среди своих коллег.В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как: ри­сование, конструирование, лепка и др. Эти виды деятельнос...

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

  Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...