Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».
учебно-методический материал на тему

ганьшина ольга владимировна

    Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_ekologii_22.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя детского сада «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района  Брянской области

Ганьшиной Ольги Владимировны.

Тема «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

   

    Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство.

   Сегодня наша планета подаёт сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас. С каждым годом их звучание становится сильнее, слишком большой урон нанесён природе. Английский натуралист Джеральд  Даррелл сказал: «По сей день большинство людей не осознают, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем.  Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду…».

   Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Поэтому воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения.  

     Обострённое внимание к экологическим проблемам в стране и мире стало причиной, побудившей меня пересмотреть содержание экологического воспитания дошкольников в нашем детском саду. Целью моей работы является формирование элементарных экологических представлений  о растениях, животных ближайшего окружения, практических  навыков  взаимодействия с объектами природы и доброе осознанное отношение к живой и неживой природе.

 Теоретической основой моей работы стали труды великих  педагогов -классиков  (К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.А. Сухомлинского  др.), которые учили и воспитывали детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.

  Новизна моего опыта заключается в   комплексном использовании  современных методик  и технологий, развивающих у детей любознательность, активность, самостоятельность, желание наблюдать и  экспериментировать.

    Как же приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце, закалял волю.

  Работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно,  если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой. Поэтому, работу я  веду  по трём направлениям: экологическое образование дошкольников;  взаимодействие с педагогами, с целью повышения педагогической компетентности в данном направлении, формирование экологической культуры родителей.
     
Первым этапом  моей работы стало приведение в соответствие с поставленными задачами предметно - пространственной среды в группе, разработки перспективного планирования, где учитываются все формы, методы и приёмы работы.  Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе лабораторию чудес и превращений, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. В лаборатории помещен материал для экспериментирования, на книжных полках стоят энциклопедии, иллюстрации животных и растений, имеются различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек и многое другое.

     Экологическая тропа, созданная на территории детского сада,  знакомит ребят с берёзовой аллеей, в укромных уголках которой можно встретить семейство ежей, муравьиные тропинки, различные травянистые растения, в том числе и лекарственные. А весной в скворечниках, которые родители развесили вместе с детьми, поселяются скворцы. Есть у нас и  огород, и замечательный молодой сад,  на территории детского сада  много ярких клумб, зеленых газонов. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему. Во время  экскурсий и наблюдений на экологической тропе, прогулочных участках дошкольники получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают, о взаимосвязях живой и неживой природы.

   В моей работе значимое место занимает проектная деятельность. Она позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Нами были  разработаны и реализованы такие проекты как «Зимний огород на подоконнике», благодаря которому ребята получили знания об огородных растениях нашего региона, условиях необходимых для их роста, получили практические навыки ухода за ними. Реализуя проект «Ёлочка - зелёная иголочка» дети вместе с родителями посадили несколько елей на территории детского сада и теперь продолжают  за ними ухаживать. А к новому году мы их наряжаем, проводим праздники, тем самым, мы учим,  детей пользоваться природой не нанося ей вреда и ущерба. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы пришли к выводу, что необходимости расширить знания и представления детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей. Совместно с родителями был разработан и  воплощен в жизнь проект «Волшебница вода». Мы достигли своей цели:

создали в группе детского сада условия стимулирующие интерес  детей к опытам и экспериментам по изучению воды, её свойств и формированию бережного отношения к ней.

 Экологическое воспитание детей очень тесно связано с  его нравственным воспитанием – это, прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, милосердия,  ответственного отношения не только  к природе, но и к людям, которые живут рядом. Поэтому в масштабах всего детского сада нами был реализован проект «Моя малая Родина».

   Интересной  формой  работы с детьми является  экологические акции, цель которых - воспитание у детей гуманно-ценностного отношения ко всему, что их окружает. У себя в группе мы разработали и провели ряд экологических акций: «Синичкин день», «Зёрнышко для птиц», «Новоселье», «Мой чистый дом - Кокино», «Аллея Памяти» посвящённая 70 летию Победы и другие. Наша работа выходит за рамки детского сада.

    Эффективность воспитания зависит от четкой слаженной работы с родителями, которые являются примером во всём, активными участниками наших мероприятий и праздников, выполняют домашние проекты, экспериментируют вместе с детьми , рисуют плакаты и т.д.

     Подводя промежуточные итоги работы по экологическому воспитанию, хочу сказать, что наши дети стали проявлять больший интерес  к природным объектам, чаще задают вопросы  «Почему?», «Откуда?», «Зачем», рисуют животных,  которые встречаются в нашей местности,  с удовольствием ухаживают за растениями, экспериментируют.  Я заметила, что  они  стали более эмоционально  откликаться на красоту природы, проявлять сочувствие, и желание помочь, тем,  кто попал в беду.

  Практическая значимость моего опыта определяется тем, что он дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателей и детей.
  Результатами по данной теме я поделилась со своими коллегами на педсовете, провела консультацию по проекту «Моя малая Родина», работа с родителями в рамках проекта «Овощи и фрукты – витаминные продукты» была представлена на межрайонной конференции.

Народная мудрость гласит: «Что в душу посадили, то в сердце мы взрастили». Об этом,  мне кажется, мы обязательно  должны помнить, сея в душах детей разумное, доброе, вечное.