"Приобщение детей к народным традициям Кубани"
консультация (подготовительная группа) по теме

Колесник Светлана

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Кубани, народным традициям неоднократно рассматривалась ученными и практиками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie.docx62.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Кубани, народным традициям неоднократно рассматривалась ученными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры Кубани и традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого - педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к культуре Кубани обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использования культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. «В статье «О народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. … Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством, которого новые поколения связываются общей духовной жизнью, с поколениями отживающими, может оказаться от народности? »

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Кубанские праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

Народные традиции Кубани способствуют выработке культурного наследия кубанского народа. Приобщение детей к кубанским традициям, следует отметить важную особенность. Характерной чертой кубанских традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в традициях Кубани. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством.

Важнейшие на Кубани языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях. Кубанские традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляциисвоей деятельности.

Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного дома. К кубанским традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания используются все компоненты кубанской культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они открывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений: отражают мировоззрение человека через придания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Кубанские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразие игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразие школы подготовки к боям, охоте. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать куриные яйца, гусей во время перелета в охоте и домашнем хозяйстве.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Кубанские игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Кубанские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые, сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут.

С поля идут,

Медок несут.

Так, проговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами. Слово, соединенное с музыкой и движениями, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в традициях Кубани играли песня, музыкальный инструмент, пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождающие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Исследователи отмечают, что применяемые, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту.

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные кубанские песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкальный лад.

Ни в одном другом жанре фольклора кубанская жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, физического, эстетического, нравственного, трудового, семейного воспитания.

Таким образом, кубанские традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в кубанских праздниках.

Каждый праздник на Кубани сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Многие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например: Святки, праздник Ивана Купалы.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле. Под музыку гармони водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

7 января - Рождество Христово. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага в праздник семьи. Вечер накануне Рождества назывался сочельник. Перед праздником хату тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье. Год начинался с обряда колядования. Коляда - это заклинательное песня. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что- либо из съестного, или деньги. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки:

Сею, вею, посеваю

С новым годом поздравляю.

Тох - тох, тарарах,

Жито пшеницы

Великому пашнецу.

Уродись у вас пшеничка, и горох и чечевичка.

На столе всегда пирог.

Сею, вею, посеваю

С Новым годом поздравляю

Счастье движется горой.

Урожая воз большой.

По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали песни. Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

Консультация для родителей:                    

            «Родной свой край люби и знай».

                     

     Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

   В нашем детском саду «Березка» педагоги уделяют большое внимание работе по формированию у детей духовно нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу. Для того, чтобы эта работа велась успешно и была результативна мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Выявлять и внедрять в быт детского сада основы народного творчества.
  2. На основе народного творчества воспитывать патриотические чувства к родной земле – к кубанскому краю, родному языку, к кубанской культуре и истории нашего края. Проводя духовно-нравственное воспитание детей необходимо:
  • Формировать у них желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);
  • Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
  • Воспитывать стремление к любви, добру, терпимости, мужеству, проявляющимся в различных жизненных ситуациях;
  • Прививать детям чувство собственного достоинства, веры в свои возможности.
  1. Знакомство с народным искусством кубанского казачества. Наш коллектив решил изучать вместе с детьми культуру, быт, традиции кубанцев, потому что Кубань – наша Родина, и мы должны знать её.

     В нашем детском саду в каждой возрастной группе есть уголки, посвященные кубанским ремёслам, быту, традициям кубанцев. Кроме этого, входя в детский сад, вы сразу поймёте, что мы любим и чтим свой Краснодарский край. В фойе расположены предметы быта кубанцев, символы Кубани, стенд «Наша Родина – Кубань».

     Большую работу по привитию любви к Кубани проводят воспитатели, и наш музыкальный руководитель. Они разучивают с детьми казачьи песни и пляски, знакомят их с музыкальным фольклором Кубани. У нас регулярно проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат казачьи песни, разучиваются казачьи народные игры, дети читают стихи о Родной Кубани, о красоте её природы, о любви к ней. Интересно всегда проходят такие праздники, как «Масленица», «Встреча весны», «Защитники Родины», «Ветераны победы», «Хлеб наше богатство», «Осенняя ярмарка». В этом году наши воспитанники участвовали в праздновании «Дня хутора». Наши дети читали стихи, пели песни. Всем гостям праздника очень понравилась и запомнилась выставка детских рисунков и поделок на тему «Мой хутор». Народные праздники и кубанские традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре.  В своей работе с детьми начиная с самого раннего возраста, мы широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Кубани и нашей родной станицы Выселки – все это мы стараемся передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

         Итак, становление дошкольников идет по разным линиям, начиная с самообслуживания и кончая зрелостью мышления. Что будет брать верх – хорошее или плохое, во многом определяется ориентирами, теми образцами, идеалами, на которые равняется дошкольник. А какой образец выберет ребёнок, кому он подражает в огромном мире зависит от нас, взрослых; и от того, каковы мы сами, каковы наши интересы, цели нашей жизни, и от того, каков уклад нашей семьи и взаимоотношений в ней, как мы относимся к самому дошкольнику, и от того, наконец, как мы управляем развитием и духовным ростом наших детей; какие желания и интересы у них формируем, какие стороны их личности развиваем, как и в какой мере участвуем в жизни наших детей.   

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N  в подготовительной группе.

Тема: «Мой край – Кубань моя родная»
Цели и задачи:  Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины.
Материалы: фотографии с видами Краснодара, иллюстрации в книгах, книга «Стихи кубанских поэтов»
Ход занятия: 
Звучит  раздольная  русская народная песня «Выйду на улицу»
Воспитатель:  Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она разудалая, раздольная, широкая, красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. Родина, Кубань – эти слова неразрывно связаны друг с другом.
До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными  просторами.  Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. А что еще стали сажать вслед за пшеницей?
Дети:  Стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом  стали давить из него масло. Еще садили кукурузу.
Воспитатель:  Где впервые  на Кубани были посажены первые виноградники?
Дети: Первые виноградники были посажены на Тамани, там подходящая для этого почва.
Воспитатель: Чем еще занимались кубанцы, что выращивали?
Дети: Занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши, персики, абрикосы.
На полях растут картофель, капуста, помидоры, огурцы.
Воспитатель: Ребята, теперь вы, наверное, уже представляете, какова наша необъятная страна, край, где мы живем. Как называется столица Краснодарского края?
Дети: город Краснодар.
Воспитатель: А как называется наша главная река?
Дети: Кубань  –  река. 
Воспитатель: Кубань берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Недаром наш край тоже называют Кубанью, как и нашу полноводную широкую реку.
Богат наш край, все у нас растет, зреет и в саду, и поле, и в огороде. Отгадайте, про что я сейчас говорю. 
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом. (Веник).

Как во поле, на кургане
Стоят девушки с серьгами. (Овес).

Мала мышка – золотая кубышка. (Просо).

У закутанных девиц ветер волос шевелит. (Кукуруза).

Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Лен).
 
Воспитатель: Загадки вы разгадали, молодцы. А знаете ли вы, что кубанская земля – очень древняя. Она богата плодородной почвой, богата полезными ископаемыми: мрамором, рудой газом. В лесах обитает множество животных. Каких животных вы знаете и можете назвать?
Дети: Кабан, волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: А в горах живут редкие кавказские зубры и леопарды.  На Кубани есть заповедники, где люди – егери ухаживают и охраняют животных от браконьеров. У водоемов можно встретить ондатру, выдру, енота. А какая рыба водится в наших реках, озерах, лиманах?
Дети: Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.
Воспитатель: Молодцы, рыб знаете как заправские рыболовы. 
А теперь пришла пора 
Поиграть нам, детвора.
Проводится игра «Кто здесь лишний». На двух столах раскладываются карточки с изображениями различных животных. Два играющих должны выбрать лишних обитателей леса и рек, которые не водятся на Кубани. Кто отложил больше карточек правильно, тот и выигрывает.
Воспитатель: Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали много нового и интересного, познакомились с историей Кубани, теперь вы можете рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям. Здесь у меня альбомы с фотографиями, давайте полюбуемся видами нашего города Краснодара. Что вы можете сказать?
Дети: Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные.
Стало больше цветов на улицах, фонтанов, зеленых парков и скверов.
Воспитатель: Ребята, наш город по праву считается очень зеленым. Какие деревья у нас растут.
Дети: Липы, тополя, клены, каштаны, орехи, березы, ели, платаны.
Воспитатель: А какое стихотворение вы знаете, расскажите.
Дети: 
Зеленые улицы,
Парки и скверы.
Высокое небо, 
Кубани прибой. 
Цветущие клумбы,
Улыбки, веселье – 
Это мой город родной.
Воспитатель:  Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш Краснодар  стал ещё лучше, ещё краше, ещё богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Ведь  в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани,  любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна. Прочитайте, пожалуйста стихотворение о Родине, которое вы знаете.
Дети: 
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она – 
Вишня у окна.
Здесь моя судьба,
Радость и борьба.
Видно так и быть
Здесь мне век прожить.
До конца дружить,
До конца любить.
Здесь мои друзья, 
Здесь моя семья.
Большего не скажешь,
Здесь земля моя.
Воспитатель: Замечательное стихотворение, слова идут  от  самого сердца. И хочется сказать вам, ребята, чтобы и вы также любили свою Родину, свою Кубань, чтобы всегда помнили, что Родина у нас одна.

 КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «КУБАНСКАЯ ЯРМАРКА» в подготовительной группе.

Программное содержание:  Знакомить детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества, учить детей разыгрывать представления по предлагаемому сценарию, познакомить детей с кубанской традицией проводить ярмарочный праздник, связанный со временем сбора урожая.
Материалы:  Группа оформляется под ярмарку, на стенах висят связки овощей, на столах разложены фрукты, сладости, хлебные изделия, самовар, плетеная корзинка, осенние листья из бумаги (по 2 на каждого ребенка); музыкальные инструменты:  четыре деревянные ложки, две трещотки; воздушные шарики, ленты разных цветов, муляжи овощей и фруктов, платочки для матрешек  (по количеству девочек), два детских стола.

Ход развлечения:
 Под русскую народную музыку «Узоры»  обр. В.Темнова (фонограмма) дети заходят в группу. Их встречает Петрушка.
Петрушка:
Здравствуйте, гости дорогие!
Жду вас, поджидаю.
Проходите, не скучайте
Грусть за дверью оставляйте!
1 ребенок:
Петрушка, Петрушка,
Веселая игрушка.
Как тебя мы ждали,
Ждали-поджидали.
Дети встают в хоровод вокруг Петрушки, танцуют под плясовую «Светит месяц» (фонограмма русской народной песни). В конце хоровода Петрушка пытается поймать детей, они разбегаются и садятся на стульчики.
Петрушка:
Как притопну каблучками
Попляшу сегодня с вами.
Эх, раз, ещё раз!
Вот какой веселый пляс!
Дети вместе с Петрушкой танцуют под русскую народную мелодию «А я молода» (Фонограмма). Петрушка хлопает в ладоши, притопывает, кружится, затем садится на стул.
Воспитатель:
Издавна на Кубани проводились народные ярмарки. Все собирались на них, как на праздник. А вы знаете, что означает слово «ярмарка». Это очень древнее слово. В старину наши деды и прадеды, закончив трудную работу на полях, в садах, убрав урожай, собирались на осенний базар. Шутки, прибаутки, чего только не увидишь и не услышишь на ярмарке. Главное – люди общались друг с другом. Пели песни, водили хороводы, играли. Сама природа как будто надевала праздничные наряды в это время года: белые березы – золотые платьица, клены, да рябины – багряные, а земля укрывалась пёстрым покрывалом из осенних листьев.
Входит Осень, в руках держит корзинку с листьями.
Осень:
Вам нравится, что Осень к вам приходит?
И  радует своею красотой.
Лесам и рощам желтые наряды
Заботливо я принесла с собой.
(Раздает детям листочки).
2 ребенок:
Кружится и вертится
Пестрая метелица.
Все засыпано листвой
Жёлтой, красной, золотой.
Осень с детьми исполняет танец листьев (фонограмма).
Петрушка:
Ой, гляди-ка, впереди
Вдоль по улице в конец
Идёт удалый молодец.
Под фонограмму русской народной песни «Коробейники» выходит Иванушка с сумкой на боку, становится в центре зала.
Воспитатель:
Шел он, шел, остановился,
Нам он в пояс поклонился.
Иванушка делает русский поясной поклон. Он вытаскивает из сумки балалайки, дудочки и говорит:
Делу время, потехе – час.
Поиграем мы сейчас.
Наши танцы, песни, смех
Делим поровну на всех.
Дети вместе с Иванушкой исполняют «Танец с балалайками» под фонограмму.
Воспитатель выносит 2 стола с товарами.
1 продавец:
Тара-тара-та-ра-ра!
Нам на ярмарку пора.
Будем петь, да плясать
И товар продавать.
2 продавец:
Красны девицы! Добры молодцы!
Поскорее приходите, на товар вы поглядите!
1 продавец:
Вот платочки расписные,
Вот игрушки заводные.
2 продавец:
Чайники, да ложки,
Веселые матрешки.
Выходят матрешки, встают за прилавками, где стоят ложки, самовар.
1 матрешка:
Все гармошки хороши, 
Нам играют от души.
Пряники, да калачи
С пылу, жару из печи.
2 матрешка:
А пузатый самовар
Запыхтел, да заплясал.
Ему на месте не сидится.
Так и хочет он кружится.
3 матрешка:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Песню звонкую пою.
Исполняется песня «Веселый самовар» (фонограмма), потом пляска матрешек под русскую народную мелодию «А я по лугу».
Петрушка:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Проводится игра «Перетяни канат». Дети садятся на свои места.

Воспитатель:
Угощайтесь, гости дорогие,
Гости званые, да желанные.
Посмотрите, какие вкусные пироги, баранки, булочки, хлебушек привезли на ярмарку. Здесь в горшочках  вкусно пахнет кашей: гречкой, пшеном, тыквой. Ну-ка, берите ложки,  пробуйте кашу, да вспомните подходящие пословицы и поговорки.
1 ребенок:
Щи, да каша – пища наша!
2 ребенок:
Ешь, хлебай – а крупинки не теряй!
3 ребенок:
Кашу маслом не испортишь.
4 ребенок:
Ешьте кашу побыстрей,
Мы сыграем для гостей.
Исполняется  песня «Ложки деревянные» (сл. и муз. З.Роот). Выходят мальчики с ложками и трещотками.
Воспитатель:
Какая у вас богатая ярмарка, чего на ней только нет: овощи, фрукты – какой славный урожай.
Продавец:
Кто не видел фруктов, овощей,
Подходите поскорей.
Кабачок, редиска, слива, виноград.
Каждому по вкусу,
Каждый будет рад!
Воспитатель:
А я вижу такое большое яблоко, прямо богатырское.
Яблоко хочу я взять,
Всем ребятам показать.
Это яблоко с секретом, 
Расскажу я вам об этом.
Загадает яблоко загадки
Про гостей с кубанской грядки.
Берет бутафорское яблоко, показывает детям, на задней стороне яблока  -- бумажные яблоки, на которых написаны загадки.

  1. Прежде, чем его мы съели,

Все наплакаться успели.    (Лук)

  1. Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи.    
(Капуста)

  1. Расту в земле, на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.  (Морковь)

  1. Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?  ….. 
(Репка)

Дети танцуют хоровод «Огородная-хороводная» (муз. Б.Можжевелова, сл. А.Поясовой).
Петрушка:
А теперь ко мне бегите,
В право, влево посмотрите.
На платочки вы взгляните – 
Обязательно купите.
Подходят девочки к столу берут платки и исполняют «Пляску с платочками» под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла».
Петрушка:
Расступись, честной народ.
Медведь на ярмарку идет.
Знает много он потех.
Будет шутка, будет  смех.
На гармошке он играет,
Всех ребяток потешает.
Ну-ка, Миша,  попляши,
Твои пляски хороши.
Фонограмма русской народной песни, медведь танцует под музыку, в конце падает на пол, делает вид, что устал и спит. Петрушка приглашает ребят лучше рассмотреть мишку. Дети осторожно подходят к медведю близко. Мишка просыпается, рычит, дети убегают. Игра повторяется 2-3 раза.
Петрушка:
Вы и пели, и плясали,
И гостей вы забавляли
Шутками, весельем,
Хорошим настроением.
А теперь приглашаем всех покататься на карусели!
Исполняется хоровод «Карусель». Фонограмма русской народной мелодии.
Петрушка стоит в центре круга, держит обруч с прикрепленными к нему разноцветными лентами по количеству детей; дети берутся за края лент, отходят назад, затем вперед, далее двигаются по кругу под музыку.
Воспитатель:
Ну вот и закончилась наша ярмарка. Много интересного мы увидели и узнали.
А теперь пора прощаться.
Не хотим мы расставаться.
Гостей  величаем, 
На чай приглашаем
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками.
Приглашает всех на чаепитие.

Конспект  развлечения «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» в подготовительной группе.

Программное содержание:  Прививать любовь к Родине через наблюдение, любование осенней природой родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. Развивать творческие способности детей, посредством участия в разыгрывании театрализованного  представления по мотивам русской народной сказки «Репка».

Материалы:  группа красиво украшена, картины осени на стенах и окнах; осенние листья по количеству детей, домик,  украшенный осенними листьями, маски-шапочки  по количеству действующих лиц, два стола, две корзины с овощами и фруктами, репка среднего размера, репка большая.

Ход досуга:
В красиво украшенное помещение группы под музыку входят дети.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в интересное путешествие, путешествие в сказку. Посмотрите вокруг, разве это не сказка. Всё красиво, всё переливается яркими красками. (Воспитатель подбрасывает вверх листья, раскрашенные в осенние цвета.)
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю  падают,
И ковром ложатся.
– А давайте отправимся в путешествие по этому чудесному,  красивому ковру.
Дети встают, взявшись за руки, идут на середину группы под музыку. (фонограмма)
1 ребенок:  
Добрая волшебница всё вокруг украсила.
Повсюду зелень леса взяла и перекрасила.
Всё вокруг искрится, всё переливается.
Как же это чудо в природе называется?
Дети: Осень!
2 ребенок:  
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает.
Кружатся листики тихо.
3 ребенок:  
Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень,  спросим,
Что в подарок принесла?
Под музыку входит Осень с корзиной фруктов, танцует.
Осень:
Яблоки душистые, 
Персики пушистые,
Груши ароматные – 
Фрукты очень сладкие.

Я – Осень Ноябрина
Давно уж тут как тут.
Волшебной, золотистой
Всегда меня зовут.
4 ребенок:  
Ты так красива, Осень,
В наряде золотом
Листочек красный, желтый
Прощается с теплом.
Дети поют песню «Ах, какая осень».
Воспитатель: 
Снова, ребята, к нам осень пришла,
Волшебные краски с собой принесла.
Деревья, кусты нарядила для нас.
Ах, Осень! Ты очень красива сейчас.
Дети берут листья и исполняют «Танец осенних листьев»  (муз. А.Крылова), затем садятся на стульчики.
Осень:   
Природа всегда красива, в любое время года, особенно осенью. Как хорошо в лесу, греются в теплых лучах солнца жучки, пауки, зверюшки. Вот ёжик пробежал и спрятался под листиком, а белочка-резвушка прячет на зиму грибы и орехи.
Дети-зверюшки (ежик и белочка) берут Осень за руки и кружатся вместе с ней.
Осень:  Ой-ой-ой, проказники, не кружите меня, разбегайтесь кто куда.  А мы с вами, ребята. Пойдем в гости к бабушке Прасковье и дедушке Семёну, а по дороге соберем красивые листья, в корзину сложим и подарим бабушке.
Под музыку дети идут за Осенью, делают круг, возвращаются и садятся на стулья.
Осень:   
Вот мы и пришли.
Бабушка с дедушкой сидят на лавочке и разговаривают.
Осень:   
Здравствуйте, бабушка Прасковья и дедушка Семён. 
(Кланяется)  Пришли мы к вам с ребятами урожай посмотреть.
Дед: Хорошо мы потрудились, копали, поливали, рыхлили. Всё выросло на радость нам. Но послушайте, какой случай произошел на нашем огороде. Сидим мы с бабкой, на солнышке греемся, а она говорит: 
Бабка: До чего же репки хочется, сладенькой, вкусненькой.
Дед: Иди в кладовку, поищи зернышко, может и найдешь.
Бабка уходит и выносит маленькое зернышко.
Бабка: Вот только это и нашла.
Дед: Давай посажу. 
(Изображает, что копает замлю, бабка кладет зернышко и поливает из лейки). 
Расти, репка высока, да крепка.
Пусть будет полон дом друзей.
Всех репкой угощу.
Бабка:
Поливай-ка, дождик репку.
Сладкой пусть растет и крепкой.
Хороводная игра «Репка». Дети встают вокруг репки в круг, берутся за руки, читают стихотворение и делают соответствующие движения.
1 ребенок:  
Проплыли тучки дождевые.
Лей, дождик, лей!
2 ребенок:
Дождинки плещут, как живые.
Пей, репка, пей!
3 ребенок:
Расправила репка зеленые листья,
Пьет, да пьет.
4 ребенок:
А теплый дождь неугомонный
Льет, да льет.
Осень на металлофоне имитирует звук капелек, дети разбегаются и садятся на места.
Дед: 
Надо солнышко позвать, 
Чтобы землю обогрело,
Репку теплом согрело.
Зовет солнце.
Солнце: 
Ну-ка, лучики-лучи,
Ваши ручки горячи.
Вы сюда ко мне спешите.
Нашей репке помогите.
Дайте больше ей тепла,
Чтоб наша репка выросла.
Дети исполняют «Танец солнечных лучиков» (украинская народная мелодия «Стукалка»–фонограмма).
Пока дети танцуют, воспитатель  на пол кладет небольшую репку.
Осень: Как быстро растет репка под теплым солнышком.
Выходят петушки.
Бабка:  Что это за непрошенные гости к нам пожаловали?
Петушки: 
Петушки мы, петушки,
Золотые гребешки.
Крыльями помашем,
Трепачок вам спляшем.
У нас шпоры золотые,
Мы ребята удалые.
Дети исполняют «Танец петушков» (русский народный танец «Трепак» –фонограмма).
Дед: 
Кыш, кыш, кыш,
Нельзя, нельзя.
Зачем же драться вам. Друзья.
Если столько петушиться,
Можно крылышек лишиться.
Кыш, кыш!
Петушки уходят.
Бабка (деду): 
Ой, смотри, к нам в огород само пугало идет.
Входит пугало. Дети встают в круг, водят хоровод вокруг него, исполняют песню «Пугало» (фонограмма).
Пугало: 
Что случилось? Что за гам?
Это что за та-ра-рам?
Огород вы посадили,
А меня позвать забыли?
Буду репку сторожить,
За воронами следить.
Я – король на огороде,
Хоть одет я не по моде.
Ай-яй-яй! Вот непорядок!
Овощи лежат на грядках.
Быстро овощи собрать, 
С огорода всё убрать!

Воспитатель быстро раскладывает  муляжи  овощей на полу. Проводится игра «Убери овощи». Двое детей собирают овощи в корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше. Пока идет игра, выставляется большая плоскостная репка.
Осень: Бабушка, дедушка, посмотрите, а репка-то выросла!
Дед: 
Удивленью нет предела,
Ну и репка! Вот созрела.
Рукава я засучу,
Репку быстро вытащу!
Дед пытается вытащить репку, но у него не получается.
Дед (бабке):               Руки в бои, что стоять,
Мне придется помогать.
Дети с места хором:  Бабка за дедку, дедка за репку!
Дед: 
Нет, не справиться вдвоем,
Давай-ка внучку позовем.
Ты где, внученька, ау?
Я тебя к себе зову!
Вбегает внучка.
Дед: Смотри, какая выросла репка! Помоги нам с бабушкой
Дети с места хором:  Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Не могут вытащить.
Дед: 
Надо трактор мне сюда,
Без него нам всем беда!
Внучка:
Я знаю, что делать,
Я знаю, как быть.
Сюда надо Жучку мою пригласить.
Жучка, эй, беги сюда, 
Твоя помощь нам нужна.
Выбегает Жучка за ней кошка Мурка. Жучка гавкает, кошка мяукает, ссорятся.
Жучка: Гав-гав-гав, какой у кошек вредный нрав.
Мурка: 
Собаки – вредные друзья.
Ужасна с ними жизнь моя.
Всё дразнятся, кусаются,
За кошками гоняются.
Жучка:  
Давай не будем в ссоре жить
Будем крепко мы дружить.
Мурка: 
Посмотри, какая репка!
Высока, сладка, крепка. 
Надо дедушке помочь.
Жучка:                       Надо бабушке помочь.
Дети с места хором:  Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! 
Раз-два взяли, 
Раз-два взяли.
Дед: Нет, ни с места! Как же быть?
Бабка: Надо мышку попросить.
Кошка (фыркает): 
Мышку звать? Какой позор!
Бесполезный разговор! Фр-рр…
Ладно, вам я услужу.
И помочь я вам смогу.
Мышка, Нюрочка, сюда!
Сегодня мы не ссоримся, 
Сегодня мы – друзья.
Выбегает мышка, кружится на месте.
Кошка:
Стой ты, мышка, не кружись!
За меня скорей держись!
Осень:                        Снова взялись все за репку!

Дети с места хором:  Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! УХ! – Вытянули репку!

Все падают друг на друга. Встают. Героями сказки исполняется танец «Травушка-Муравушка» (русская народная мелодия).
Осень:Спасибо дедушке и бабушке, что вырастили такую большую репку, ухаживали за ней, поливали, урожай с огорода собрали, много фруктов и овощей. На следующий год мы обязательно опять придем в гости к дедушке и бабушке, и они угостят нас вкусными пирогами. А сейчас мне пора. До свиданья, ребята.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие в сказку. Я думаю,  оно вам понравилось. А понравились ли вам подарки осени? Тогда я вас приглашаю отведать угощенье.

КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» в подготовительной группе.

Программное содержание:  Прививать любовь к Родине, приобщать детей к народной культуре, познавать старинные народные обычаи, обряды, развивать творческие способности детей при разыгрывании театрализованного  представления по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Материалы:  группа красиво украшена, домик-теремок,  украшенная елка, стол, маски-шапочки  по количеству действующих лиц, поднос с угощениями.

Ход праздника:
Воспитатель:
Рождество Христово 
Празднуем сегодня
С песнями, весельем, 
Со сладким угощеньем!
Этот праздник долгожданный и прекрасный. Его встречают праздничным обедом, рождественскими подарками и нарядной ёлкой. И мы начинаем с поздравлений и добрых пожеланий.
1 ребенок:
Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
И вас с праздником поздравить.
2 ребенок:
От жестокости и бед
Нас Христос спасает всех.
3 ребенок:
Знают взрослые и дети
Для добра живем на свете.
День Святое Рождество –
На планете торжество!
Воспитатель:
Радуйтесь, все люди
На большой планете.
С нами Бог, Любовь и правда,
Христа славьте, дети!
Дети, стоя полукругом,  подпевают под фонограмму песню «Рождество».
                    I.
Пушистый снег покрыл поля,
Покрыл дремучий лес.
Уснула тихим сном земля,
Померкнул свод небес.
        
Припев: 
Сегодня отдых от труда,
Забвенье всех забот.
Зажжется первая звезда,
И к нам Христос придет.
                    
II.
Придет, чтоб в каждую семью
Внести покой и мир, 
Всем радость раздарить свою,
Устроить детям пир.
Дети садятся на стульчики. На середину зала выходят девочки.
1 девочка:
Гости вы красивые,
Дорогие, милые.
Всем вам рады от души,
Вы все сегодня хороши.
2 девочка:
Вас встречаем с угощеньем,
С пирогами, с поздравленьем.
Гости наши, не стесняйтесь, 
Угощеньем угощайтесь.
3 девочка:
Рождество, и всем понятно,
Что пора подать колядки.
Воспитатель выносит на середину  стол с блюдами «Колядки».
4 девочка:
Все колядки на столе.
Вот колядочка тебе.
Воспитатель:
А колядки – это традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками. Девочки, расскажите нам про свои колядки.
1 девочка:
Вот колядочка с капустой.
Угощайтесь, очень вкусно.
2 девочка:
У меня колядки с сыром.
Угощайтесь целым миром!
3 девочка:
А у меня с картошкой, 
И с пшеном немножко.
Все девочки вместе:
Вы колядочки берите,
Нам спасибо говорите!
Девочки раздают угощение гостям в зале.
Воспитатель:
По старинному обычаю праздник Рождества встречают песнями, плясками, хороводами. Вот девочки сейчас потанцуют.
Танец «Полька».
Воспитатель:
Дорогие гости, вы наверное обратили внимание на нашу елку, она так красиво украшена, вся сверкает праздничным нарядом. Наша елочка ждет от ребят песен, танцев и рождественского представления. Вы тихонько посидите, сказочку вы посмотрите.
Воспитатель:
Есть в лесочке теремок.
Он ни низок, ни высок.
Мышка в тереме живет.
Мышка пряники печет.
Елка в тереме стоит,
Звездочка вверху горит.
Шишки яркие висят.
Будет праздник у зверят.
Звучит фонограмма, мышка хлопочет в теремке.
Мышка:
Славный терем-теремок,
Он ни низок, ни высок.
Пригласила я гостей,
Ожидаю всех друзей.
Елка в праздник Рождества
Светится огнями
И подарки для зверят 
Все на елочке висят.
Мышка задумалась, нахмурилась.
Воспитатель:
Будут гости ли, не знаем.
Мышь поссорилась с друзьями.
Она задумалась и вот
С кем же встанет в хоровод?
Под музыку бежит ежик.
Воспитатель:
Мимо ежик пробегал
И норушку увидал.
Ёжик:
Добрый день, норушка-Мышка!
Не видала ли ты Мишку?
Мышка:
С Рождеством Христовым, Ёжик!
Ёжик:
Поздравляю тебя тоже.
Мышка:
Как же рада я тебе,
Извиниться нужно мне.
В теремке располагайся,
Пряниками угощайся.
Ежик заходит в теремок.
Под музыку выходит Медведь.
Воспитатель:
По тропиночке лесной
Шел Медведь к себе домой.
В теремке увидел Мышку.
Медведь:
Тук, тук, тук, встречайте Мишку,
Или мне не рада Мышка?
Мышка:
Очень, Миша, тебе рада.
Не сердись, родной, не надо.
В теремке располагайся,
Пряниками угощайся.
Медведь заходит в теремок. Под музыку идет Лисичка.
Лиса:
Здравствуй, милая норушка!
Рада ты гостям, подружка?
Мышка:
Тебе, Лисичка, очень рада.
Не держи ты зла, не надо.
В теремке располагайся,
Пряниками угощайся.

Воспитатель:
Что бродить в лесу без толку?
Без друзей тоскливо волку.
Мышка:
Проходи скорей, Волчок,
С праздником тебя, дружок.
Я не буду задаваться,
И не буду больше драться.
Волк:
Нас прости, тебя мы, Мышка,
Часто обижали с Мишкой.
Мышка:
Мы в доме заживем привольно,
Места в тереме довольно.
Мы помиримся, подружимся.
Ссориться мы здесь  не будем уж.
Ёжик:
Хватит вспоминать былое.
Праздник – Рождество Христово,
Елочка давно нас ждет,
В хоровод зверей зовет!
Хоровод зверят, звери поют и танцуют под мотив  песни «В лесу родилась елочка».
I.
В лесу родилась елочка, 
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
II.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай».
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай».
III.
А зайкам спать не хочется
В заснеженном лесу.
Рождественские пряники 
Под елочку несут.
IV.
Колючий ёжик – яблоко,
Картошечку нёс крот,
А мишка косолапый нёс
В кадушке сладкий мёд.
V.
Гирлянды белка вешает – 
Орехи и грибы.
А серый волк на елочку
Конфеты и шары.
VI.
Рождественская елочка
Украшена была,
И много-много радости 
Зверятам принесла.
Воспитатель:
Ну вот, ребята, и закончился наш праздник, а на прощанье хочу вам сказать:
Елку славно нарядили,
Да колядочки дарили.
Вы от всей души старались:
Стол накрыли, улыбались.
Пели песни, танцевали,
Представленье показали.
А теперь пришла пора
Радоваться, детвора!
Вы подарки получайте, 
Рождество не забывайте!
Всех гостей и ребят приглашаем на чаепитие.

 

Конспект развлечения «КУБАНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» в подготовительной группе.

Программное содержание:  Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословиц о труде.
Материалы:  Самовар, хлеб-каравай, пироги, печенье, пирожки на подносе, муляж прялки, нитки, ложки деревянные.
Ход развлечения:
Звучит фонограмма русской народной песни «По улице мостовой».
Дети в народных кубанских костюмах входят в группу. Навстречу им выходит Хозяюшка. 
Хозяюшка: 
Здравствуйте,  гости дорогие,
Гости званые, да желанные!
Милости просим в гости.
Проходите, проходите, 
Да на лавочки садитесь.
Самовар кипит, уж давно пыхтит,
Дорогих гостей чаем напоит!
Дети под музыку садятся на стульчики. Выходят трое детей – гостей.
1 гость: 
Спасибо на добром слове!
Прими, хозяюшка, гостинцы наши.
2 гость: 
Вот ложки,  да плошки,
Вот ватрушки от девочек-подружек.
3 гость: 
А это – хлеб-каравай, новый урожай.
Гости кладут подарки на стол.
Хозяюшка приглашает гостей за стол, где стоят самовар, пироги, варенье.
Хозяюшка: 
Проходите, будем чай пить, говорить,
Хороводы водить,
Хлеб-соль кушать, 
Да песни слушать.

Пришла осень золотая,
Порадовала нас новым урожаем.
1 гость: 
Хлеб в закрома засыпали,
Землю к зиме вспахали.
Зима уже не за горами,
С длинными вечерами.
2 гость: 
Будем в гости друг к другу ходить,
Чаи гонять – чаевничать,
Да пироги с кренделями кушать.
Хозяюшка: 
Ну что, попили чайку, поговорили,
Пора и хоровод завести!

Исполняется русский народный хоровод «Как у наших ворот»
Хозяюшка: 
В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!
Звучит фонограмма народной песни «Прялица» (обр.Т.Ломовой). Две девочки подпевают и имитируют движения пряхи.
2 девочки  (вместе):
Позолоченая  прялица,
Мы прядём,  а нитка тянется.
Мы прядём,  а нитка тянется.
Нам работа эта нравится.
1 девочка: 
Сижу я и песенку тихо пою,
И кружево тихо с любовью плету.
2 девочка:
Плету покрывало, узоры вяжу,
Всем людям свой труд
От души отдаю!
Хозяюшка: 
А что, прядут, да вяжут девчата на славу. А сумеют ли они быстро намотать ниточку в клубочек. Сейчас мы это увидим.
Проводится игра «Кто быстрее намотает клубок» под фонограмму.
Воспитатель:
Как только музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек намотать.
По окончанию звучания музыки хозяюшка сравнивает клубки и объявляет победителя.
1 гость:  
А я ложки вырезаю,
Ложки всем нужны, я знаю.
2 гость:
Ложки сам я разукрашу,
Не найдете ложек краше.
Хозяюшка:
Слава нашим ложкарям!
Заиграйте ложки нам!
Дети исполняют русскую народную песню (в обр.К.Ушинского) «Играй, гармошка».
Хозяюшка: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?
Дети:
«Дело мастера боится»
«Без дела жить – только небо коптить»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Есть терпенье – будет и уменье»
«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»
«Потрудиться – так и хлеб поесть»
«Труд казака кормит, а лень – портит»
Хозяюшка:
А я знаю совсем другую пословицу «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Вы знаете, про кого это сказано, нет? Тогда я вам расскажу.
В сценке участвуют трое детей. Один ребенок ложится на ковер, запрокидывает нога на ногу.
1 ребенок:
Не колода и не пень,
2 ребенок:
А лежит он целый день.
3 ребенок:
Чтобы многого добиться, 
Знаем – надо потрудиться.
1 ребенок:
Федот, иди молотить!
Федот:
Не могу, спина болит!
2 ребенок:
Федот, иди огород полей! 
Федот:
                                       Не могу, нога болит!
3 ребенок:
                                       Федот, иди, собери фрукты в саду.
Федот:
                                       Не могу, спать охота.
1 ребенок:
                                       Федот, иди,  за стол садись  кашу есть!
Федот  встает, потягивается.
Федот:
                                       А где моя большая ложка?
2 ребенок:
А Кто не хочет потрудиться,
А за стол спешит садиться,
3 ребенок:
Тем ответим тот же час – 
Угощенье не для вас.
Все дети вместе:
Любите труд вы с детских лет –
Всем лентяям наш ответ.
Хозяюшка:
Молодцы, ребята, хорошо проучили бездельника. Ведь недаром говорят : «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». (Обращается к детям) Я вижу, вы что-то призадумались, закручинились, сейчас я вас развеселю. У меня для вас есть игра-забава. Ловкие у нас ребята и девчата, сейчас и поиграют.
Проводится подвижная игра «Сбей кубанку» (Взрослый, подняв высоко руку с саблей, на которой надета кубанка, предлагает детям подпрыгнуть и сбить её).
Воспитатель:  Наши посиделки продолжаются и без веселого танца здесь не обойтись.
Дети танцуют «Кубанскую полечку» (фонограмма). 
После танца – садятся.
1 гость:
Хорошо у вас, но пора и честь знать.
2 гость:
Спасибо хозяюшке и всем гостям за веселье, угощенье.
3 гость:
Чай пили, песни пели, вечер поздний, пора нам расходиться.
Хозяюшка:
Всегда рада гостям, заходите на огонек. До свиданья.

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ!» в подготовительной группе.

Программное содержание:  Познакомить детей с кубанским народным обрядовым праздником Пасхи. Дать представление о праздновании Вербного воскресенья. Развивать интерес к истории своего народа, учить быть продолжателями традиций и обычаев своих предков – жителей Кубани.
Материалы: Избушка, украшенная веточками вербы, лукошко с яичками, куличи, балалайка, надувной шар, палки, крашеные яйца,  две клюшки.
Ход развлечения:
 Группа украшена весенними цветами и веточками вербы. В стороне стоит избушка, а рядом хозяюшка стряпает у печи. Заходят дети под музыку русской народной 
песни «Ах, утушка моя, луговая».
Воспитатель: Добрый день, хозяюшка. Позволь деткам пройти, да на лавочку сесть.
Хозяйка: Проходите детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Воспитатель: Хозяюшка, а что это за веточки кругом поразвешаны?
Хозяйка:  Это веточки вербы. Я вам сейчас расскажу про эти веточки. Есть такое дерево – верба. Всем, кто его коснется, оно может передать здоровье, силу и красоту. 
Дети прикасаются к веточкам.
А висят они здесь потому, что недавно был праздник – вербное воскресенье. В этот день бабушки наши запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали всех. Любил народ этот светлый праздник, вербное воскресенье. Устраивали ярмарки с веселыми играми, вербными базарами.
Воспитатель: 
Вот возьмите, пошумите,
Да игру вы заведите.
Дети проводят игру «Петушок».
Все дети сидят. Ведущий читает считалку, выбирает одного игрока, который становится спиной ко всем. Из сидящих детей выбирается петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие распевает, казаку спать мешает?»  Выбранный петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»  Водящий отгадывает, чей он слышал голос.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что  вслед за вербным отмечается ещё больший праздник – светлое Христово Воскресенье – праздник Пасхи! Пасха считается самым главным праздником у православных людей. Существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Ранним утром в первый день Пасхи в старину знающие люди выходили смотреть на «игру солнца», а потом предсказывали, какой в этом году будет урожай. А вы поговорки по Пасху знаете?
Дети: На Пасху небо ясное и «солнце играет» – к хорошему урожаю.
На святой день дождь – будет добрая рожь.
На святой день гром – будет богатый урожай.
Воспитатель: Правильно, ребята. Наши предки наблюдали за погодой и состоянием природы и на второй день Пасхи.  Если на второй день была ясная погода, то ждали дождливого лета, а если небо хмурилось, лето ожидалось сухое. Всего Пасху праздновали семь  дней. В старину люди верили, что если водить хороводы. Просить у природы хороший урожай, то она им поможет. Давайте мы с вами вспомним хоровод «А мы просто сеяли».
Дети встают в хоровод.
Воспитатель: Обратимся к нашему солнышку с песней, а ну-ка подпевайте.
Дети подпевают припев вместе с воспитателем. Песня «Солнышко».
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись.
Красное, нарядись.
Воспитатель:  На праздник Пасхи всегда пели, танцевали, водили хороводы, проводили игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину.
Проводится игра «Солнышко-ведрышко».
Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче.
Лето будет жарче.
А зима теплее, 
А весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.
Хозяйка: 
Какие хорошие у вас детки, знают поговорки, хороводы водят, в игры играют, многому научились, многое умеют. За то, что они такие хорошие, да пригожие я вам сказку расскажу.
Посмотрите-ка, ребята, в этой избушке живут Баба с Дедом и с ними курочка Ряба. А что это они делают, мы сейчас узнаем.
Дед (белит печку):
Ой, ты печка – сударыня.
Помоги нам, барыня.
Ты свари, напеки,
Обогрей  и спаси,
В дом здоровье неси.
Баба (подметает пол):
Нам везде надо успеть,
И сплясать, и песню спеть,
Съесть корзину пирогов,
Да три короба блинов.
Воспитатель: Бабушка, я что-то не вижу здесь курочки?
Курочка: «Ко-ко-ко, я на гнездышке сижу. Бабе и деду яичко несу.
Дед: Пойду-ка я к курочке, посмотрю, не снесла ли она яичко. Ну-ка, курочка, ответь, есть яичко, или нет.
Курочка: Ко-ко-ко, дедушка, снесла, как раз к празднику успела.
Дед: Умница, Рябушка, спасибо тебе. Баба, иди скорее сюда, посмотри, какое яичко курочка нам снесла.
Баба: Вот так яичко, такой красоты вовек не видала! Золотое, расписное.
Дед и баба кладут яичко на стол, любуются им. 
Баба: Дед, а дед, у меня мука закончилась, бери сумку, пойдем в амбар, принесем муки, я куличей напеку к празднику.
Дед с бабой уходят.
Хозяйка: Ушли Баба с дедом за мукой, а яичко оставили на столе лежать. В это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Заходят дед с бабой. Подходят к столу и видят на полу разбитое яйцо.
Дед: Остались мы на праздник без яичка. Сидят, плачут.
Курочка: Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко, не золотое а простое.
Курочка усаживается на гнездышко.
Воспитатель: Ребята, давайте споем, да станцуем для деда с бабой, чтобы они не плакали.
Дети поют и танцуют «Польку-ойру».
Баба: Спасибо вам, ребятки, порадовали стариков. Только все равно яичко жалко, очень красивое было.
Входит Курочка, несет полное лукошко яичек.
Курочка: Не плачьте, не грустите, сюда посмотрите, сколько я вам яичек принесла, на всех хватит. 
Дед и Баба: Спасибо тебе, Рябушка. На Пасху мы будем с яичками, будем всех угощать.
Баба: Пойду печь куличи, а вы, детки, пока поиграйте.
Проводится игра «Разбить  кувшин».
На середине лежит надутый шар. Несколько детей с завязанными глазами и с палками направляются к середине по очереди. Каждый старается палкой найти шар и разбить его. Остальные дети словами стараются направить игрока, помочь ему. Выигрывает тот, кому  удалось лопнуть шар. 
Баба: Ну что, детки, наигрались? А у меня уж и куличи почти готовы.
Дед: Давайте пойдем к нашей вербе и поиграем возле неё. 
Проводится игра «Верба-вербочка».
Дети водят хоровод и поют:
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Расти, верба, на меже
Как царевна во дворце.
После пения дети останавливаются парами, берутся за руки, образуя воротики. Ведущий змейкой ведет детей за собой. Как только змейка распадается, игра заканчивается.
Проводится игра «Кто быстрее докатит яичко».
Выбираются дети по три человека. Стоящим впереди детям дают клюшки и яйца. Они должны клюшками докатить яйца до условленного места и назад, предать клюшку с яйцом следующему ребенку. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца.
Дед: Ну, баба, смотри какие ловкие ребята, шустрые, сноровистые. Я бы сам с ними поиграл, да стар уже стал. Лучше давай мы с тобой споем, да станцуем,  а детки посмотрят и послушают.
Дед берет в руки балалайку и под фонограмму с бабой поет и танцует, а дети хлопают.
Хозяйка:  Баба, дед, вы что-то совсем разошлись, а про куличи забыли?
Баба: Ой, забыла, совсем забыла, они у меня готовенькие. Заходит в избушку и выносит поднос с куличиками и крашеными яйцами.
В расписной избушке я живу,
Всех гостей в избушку приглашу.
Наварила, напекла
Куличей и киселя.
Вы хозяюшку потешьте, 
Моих куличиков поешьте.
Раздает детям куличики, яйца, хозяйка и воспитатель помогают. 
Воспитатель: Всех поздравляем с праздником Пасхи! Милости просим, отведать угощенья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в...

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».

Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к народным традициям Кубани»

Консультация для педагогов «Приобщение детей к народным традициям Кубани»...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к народным традициям Кубани"

Народные традиции Кубани способствуют выработке культурного наследия кубанского народа....