Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников
методическая разработка на тему

Ермакова Наталья Александровна

Выступление на Всероссийской научно – практической конференции «Совершенствование профессионального уровня учителя новой школы – основной фактор повышения качества обучения в условиях перехода на стандарты второго поколения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ермакова Наталья Александровна

 воспитатель I квалификационной категории

 г. Нижнекамска РТ

 

Сюжетно-ролевая игра

как средство социализации дошкольников

выступление на Всероссийской научно – практической конференции «Совершенствование профессионального уровня учителя новой школы – основной фактор повышения качества обучения в условиях перехода на стандарты второго поколения»

 

Детство – особая пора в жизни человека, дошкольное детство особенно. Сколько интересного, познавательного узнаем мы в свои первые 7 лет жизни. Но самое главное, именно в этот период каждый человек обладает правом играть. Ведь игра – это естественное занятие для дошкольника, которое помогает с помощью воображения и творчества реализовывать самые несбыточные мечты. Полноценная творческая игра способна дать ребенку ощущение внутренней свободы, успешности, осуществление своих желаний.

Но, к сожалению, как бы нас педагогов не убеждали, что игра – основной вид деятельности дошкольника и является предпосылкой учебной деятельности, игровая деятельность вытеснялась из жизни детей, мы широко использовали в работе дидактические, подвижные игры, так как с помощью них можно было эффективно решать образовательные задачи. Но уровень развития сюжетно – ролевой игры оставлял желать лучшего.

 По результатам мониторинга социального развития детей мы пришли к выводу, что дети перед выпуском в школу отстают в социальном развитии, так как не усваивают ролевое поведение, не успевают побывать до школы в роли папы и мамы, учителя и ученика, солдата и командира. Дети старшего дошкольного  возраста оставались на уровне пятилетних детей. Поэтому коллектив нашего детского сада вот уже на протяжении пяти лет работает над изучением проблем развития сюжетно – ролевой игры.

В первую очередь мы разработали  диагностические карты для определения уровня  развития сюжетно - ролевой игры. За основу использовали таблицу уровней развития сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину.

Изучив разнообразную литературу, мы составили рекомендации по методике развития сюжетно-ролевых игр для каждой возрастной группы. Опираясь на задачи развития игры как деятельности, мы разработали перспективные планы  и методические рекомендации по руководству сюжетно – ролевыми играми.

Для успешного формирования игровых умений у детей младшего возраста, мы организовывали совместные игры с детьми, где ведущая роль отводилась педагогу. Последовательно мы изменяли характер участия в ней ребенка. Руководство сюжетной игрой осуществлялось на фоне постоянной организации педагогом условий для предметного взаимодействия друг с другом.

В среднем возрасте наша работа была направлена на формирование умений объединяться, распределять роли, изменять ролевое поведение в соответствии с различными ролями партнеров. Педагог также принимает активное участие в игре, но главные роли выполняют дети.

Благодаря проведенной работе в младшем и среднем возрасте, в старшем дошкольном возрасте нам было легко подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Дети умело распределяют роли, согласовывают тему и сюжет игры.

Работу по формированию сюжетной игры мы ведем не только с учетом возраста детей, но и учитываем уровень развития каждого ребенка, включаем современные интересные детям сюжеты игр.

Для обогащения содержания игр мы организуем наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы, выставки, в которых нас постоянно поддерживают родители. Проводим  совместные мероприятия  с родителями.

Для решения этой задачи мы отводим важное место работе с родителями, используя различные формы работы:  беседы, консультации, собрания, семинары – практикумы, тренинги – обеспечиваем необходимой информацией родителей о важности игры в дошкольном возрасте.

В течение учебного года мы поквартально проводим диагностику развития сюжетно – ролевой игры.  Накопление детьми знаний фиксируется  во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой. После анализа диагностических карт намечаем коррекционную работу с детьми, используя индивидуальные и фронтальные формы работы. 

Вся наша работа по использованию сюжетных игр направлена на социальное развитие и подготовку детей к школе, она  способствует усвоению детьми разнообразных знаний (знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.), реализации их в практической деятельности, развитию  психических процессов, формированию навыков произвольного управления поведением.

После выпуска детей в школу мы отслеживаем успеваемость, уровень адаптации детей к школе. 80% процентов выпускников обучаются в развивающих классах.

Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия социально-речевого развития детей.

В заключение хочется подчеркнуть:  дошкольный возраст сенситивен для социального  познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.  Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения и умелое руководство сюжетно-ролевыми играми полноценно обеспечивают развитие индивидуальности дошкольника, подготавливают его к новому социальному качеству.

Сегодня можно  уверенно сказать, что наши выпускники легко принимают новую социальную роль и успешно адаптируются в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно- ролевая игра как средство социализации дошкольников

В статье говорится о значении игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Раскрывается понятие сюжетно- ролевой игры и ее значение в становлении личности ребенка....

Сюжетно-ролевая игра,как средство социализации дошкольников

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родителям и педагогам необходимо  следить, чтобы ребенок, входящий в ...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника

Как приобщить ребенка к новым сюжетно ролевым играм? Через проектную деятельность и пополнение предметно-прпостранстввенной среды. Подробнее в данной статье....

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника и развитие высших психических функций.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника и развитие высших психических функций.Сюжетно-ролевая игра является важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте. Поскольку в данны...