Гендерно – личностные особенности детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении.
презентация на тему

Трифонов Сергей Александрович
В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем.
Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Гендерные особенности детей597 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара». Кафедра педагогике дошкольного и начального образования Трифонов С.А студент 3 курса дошкольная педагогика и психология факультета дошкольного и начального образования Презентация по курсовой работе ТЕМА: Гендерно – личностные особенности детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. Научный руководитель: к.п.н., доцент Соколова А.И. Арзамас 2012 год.

Слайд 2

Содержание Введение Глава 1. Теоретическое основы проблемы гендерно – личностных особенностей детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. 1.1 Гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста как проблема науки. 1.2 Гендерные особенности детей. Вывод по главе 1 Глава 2. Специфика работы в ДОУ с учётом гендерных особенностей 2.1 Воспитание детей в условиях дошкольного учреждения с учётом гендерных особенностей. 2.2 Игровая деятельность девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, её особенности и специфика организации. Вывод по главе 2 Заключение Литература

Слайд 3

Введение В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Слайд 4

Гендерная социализация включает в себя три аспекта: Когнитивный Поведенческий Эмоциональный ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, Т.А.Репина) поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, А.Е Ольшанникова, Н.Б.Сельверова, Т.П.Хризман) усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, Д.В.Колесов, Н.В. Плисенко, Т.А.Репина).

Слайд 5

Цель – изучить влияние гендерного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Задачи исследования : 1. Рассмотреть гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. 2. Изучить гендерные особенности детей. 3. Проанализировать гендерное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении. Объект исследования – гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – гендерно – личностные особенности детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. В гипотезе исследования мы исходили из того, что гендерно личностный подход к детям влияет на организацию воспитания в массовом образовательном учреждении, если учитывать специфику этого подхода.

Слайд 6

Глава 1. Теоретическое основы проблемы гендерно – личностных особенностей детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. 1.1 Гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста как проблема науки.

Слайд 7

Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Изучение психолого – педагогической литературы позволило определить следующее определение (понятие) гендер. Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.

Слайд 8

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному.

Слайд 9

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками: Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

Слайд 10

1.2 Гендерные особенности детей. Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985).

Слайд 11

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами.

Слайд 12

Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей- дошкольников.

Слайд 13

Для родителей создана памятка родителям “Величие небольших различий”. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим При первых неудачах не нервничайте сами Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Слайд 14

Вывод по главе 1 Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. В научной литературе констатируются большое количество различий между мальчиками и девочками. Разница проявляется уже с детства. Из всего выше перечисленного можно сказать, что гендерное развитие личности ребёнка играет большую роль в его жизни. Всё зависит от того как правильно будут воспитывать ребёнка родители и специалисты ДОУ.

Слайд 15

Глава 2. Специфика работы в ДОУ с учётом гендерных особенностей. 2.1 Воспитание детей в условиях дошкольного учреждения с учётом гендерных особенностей.

Слайд 16

К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

Слайд 17

Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 18

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Слайд 19

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его.

Слайд 20

Но не смотря на это к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.

Слайд 21

2.2 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности Познавательная Изобразительная Общение Элементарно трудовая Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Слайд 22

В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Слайд 23

У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

Слайд 24

В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям –– это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

Слайд 25

Вывод по главе 2 В результате анализа исследования, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли и должен следовать своему полу всю свою жизнь.

Слайд 26

Заключение Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитие ребёнка. Это то - время когда дети бурно развиваются и где необходима им помощь в этом развитие, как родителей, так и воспитателей. Становление и развитие гендера, в дошкольном периоде, является очень важным моментом в жизни ребёнка. Он влияет не только на само детство, но и на будущее ребёнка. Поэтому в детских садах, на развитие гендера, делается большой уклон. Проводятся многочисленные занятия на тему «Кто Я», «Мальчики и девочки», формирование мужского и женского начала осуществляется с помощью слова, чувства и действия и тому подобное.

Слайд 27

В исследование было показано, что девочки сильно отличаются от мальчиков. Разница проявляется уже с детства. И это связано те только с физиологией детей. Большое различие видно в играх детей. Мальчики любят активные игры, а девочки более спокойные. Проведя теоретический и практический анализ психолого-педагогической литературы, нужно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей - дошкольников. Для родителей создавать памятки (“Величие небольших различий”) – которые очень необходимы. Таким образом, гендерное развитие детей остаётся актуальной темой на все времена. Так как девочки никогда не станут мальчиками, а мальчики не станут девочками.

Слайд 28

Литература 1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983. 2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с. 3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995. 4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000. 5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988. 6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997. 7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968. 9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996. 10. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009 11. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003 12. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.

Слайд 29

13. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 14. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991. 15. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999 16. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998

Слайд 30

Спасибо за внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

В детском саду к физической культуре   детей нужно приобщать  постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»

Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...

Мастер-класс для педагогов «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

Особенности организации экономического воспитания в условиях дошкольного учреждения

Из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 75» г. Чебоксары по формированию основ финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возрастаУже с дошкольного возраста дети постепе...

Консультация для родителей «Основы гендерного воспитания дошкольников в образовательном учреждении и в семье»

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические поз...