Главные вкладки

    Статья "Компетентность педагога в общении с родителями"
    статья на тему

    Кулебякина Наталья Анатольевна

    Статья эта о профессионализме и компетентности воспитателя в общении с родителями для установления партнерских отношений с семьями воспитанников, создания атмосферы взаимопонимания, а так же помощи родителям в вопросах воспитания детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Компетентность педагога в общении  с родителями.

    Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

    Успешное решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога – интегративное, многокомпонентное явление, показатель профессионализма и мастерства.

    Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого - педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями. Основой же профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников являются такие профессионально значимые качества - как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.

    Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на место родителя дошкольника, проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие. Достижение высокого уровня эмпатийности возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия. Рефлексивность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия, эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.

    Анализ исследований и собственный опыт позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников:

    • признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;
    • стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолго - педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;
    • проявление внимания, заинтересованности, выдержки, тактичности;
    • владение профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи образовательных потребностей родителей;
    • понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;
    • умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
    • высокий уровень развития коммуникативных навыков;
    • устойчивая потребность в самосовершенствовании в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.

     В нашем саду систематически проводятся разнообразные мероприятия: педагогические советы, тематические консультации, лекционные занятия, семинары-практикумы, тренинги, круглые столы и мастер - классы.  А также ежегодно разрабатывается и реализуется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

    Важными задачами общения педагога с семьей  являются следующие: раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства; дать родителям информацию; поддерживать их интерес в ее получении.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

    Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

    Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.

    Предлагаемый материал призван способствовать овладению основами речевой культуры диалога, умению применять их к различным аспектам прфессиональной деятельности....

    памятка для педагогов "Продуктивное общение с родителями воспитанников"

    В памятке изложены рекомендации по продуктивному общению с родителями....

    "Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

    Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфичес...

    Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

         Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...

    Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями

    Данная статья поможет педагогам выстроить свою линию речевой культуры и этикета в общении с родителями....