«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Грацкая Алла Анатольевна

«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы  в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utren.sbor_.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

«Утренний сбор» как одно из средств организации  свободного  речевого  общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений.

воспитатель Грацкая Алла Анатольевна

МОУ СОШ №26.

           Дети с речевыми нарушениями обучаются по специальным программам и методикам в массовых группах детского сада. Обучение проходит незаметно  для малыша. Дети являются менее понятными и чуткими партнерами, чем взрослые. Именно непонятливость сверстников, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослыми ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако  все эти усвоенные слова могут остаться у ребенка в пассиве. Что бы пассивные потенциальные знания стали активными нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особых усилий для того, что бы его поняли. Взрослые поймут его всегда. Другое дело - сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, они стараются  более - связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным, делает речь дошкольников более понятной.

           Последние годы дошкольного образования много говорят об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обществе здоровых сверстников. Именно интегрированное образование детей с речевыми нарушениями с детьми нормы предоставляет больше возможности в плане активного речевого общения.

Таким образом, активное общение со сверстниками может быть самым эффективным средством удовлетворения данной потребности.

В ходе организации жизни в интегрированной группе детского сада воспитатель должен продумать пути и формы включения всех детей в совместные действия. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации сюжетно – ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством развития коммуникативности детей. На практике педагогами отмечается, что детям с речевыми нарушениями трудно реализовать себя и почувствовать себя значимыми в какой – то сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и его воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества способствуют росту собственной активности ребенка с речевыми нарушениями.

            Так в нашем детском саду одной из форм организаций образовательного процесса с детьми интегрированной группы, где ребенок может проявить свою речевую активность, является ситуация общения в рамках «Утреннего сбора», задачами которого являются:

1. Установить комфортный социально - психологический климат в детском коллективе  через  свободное общение со сверстниками, где:

- предоставляется возможность высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;

- проявить сопереживание друг другу;

- осуществить  выбор партнера (собеседника) по своему желанию.

2. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.

           Все  этапы «Утреннего сбора»: 1. Приветствие. 2. Обмен информацией. 3. Групповая деятельность. 4. Ежедневные  новости, настраивают  на  активное общение (как вербальному, так и невербальному) детей между собой.

« Утренний сбор» - это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе (что не мало важно для застенчивых детей), рука в руке, глаза в глаза, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопросы, высказать свое мнение. В кругу сидят добрые, понимающие тебя люди, желающие добра и радости. С целью установления эмоционального контакта, «Утренний сбор» мы  начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Дарим друг другу комплименты по поводу внешнего вида, душевных и деловых качеств. Обмениваемся информацией; какие наиболее интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время, или тему задает воспитатель.  

«Утренний сбор» дает воспитателям возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения  и доброты.

Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых профессиональному мастерству педагога интегрированной группы, - это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Таким образом, дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства: в ходе этой деятельности обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким,  какой он есть.

Итак,  «Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы  в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска на 2021 – 2022 учебный год

Сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Только при обоюдном старании родителей и коллектива работников дошкольного учреждения будут ...

Программа формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»города Смоленска на 2021-2022 учебный год

ПРИНЯТОПедагогическим советомМБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»Протокол от «19» августа 2021 г. No 6УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад No 52«Але...

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска на 2021 – 2022 учебный год

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города...

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска на 2021 – 2022 учебный год

Сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Только при обоюдном старании родителей и коллектива работников дошкольного учреждения будут создан...