«Малые формы фольклёра, как средство речевого развития дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему

Крюкова Наталья Вячеславовна

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_formy_folklyora.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Малые формы фольклёра, как средство речевого развития дошкольников»

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Детский малый фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития. Богатейшие возможности в работе над развитием речи обусловили выбор темы. Детские колыбельные, потешки, пословицы и загадки - это первое, что слышит ребенок от своих родителей. Я считаю, что работа с родителями играет большую роль в деятельности воспитателя. Поэтому я уделяла большое внимание во время педагогической практики работе с родителями.

1. Виды форм малого фольклора и их роль в развитии речи дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Потешки, скороговорки, пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки - хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

2. Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка

Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: с антонимами, синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита - слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения Развитие речи детей дошкольного возраста. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Загадки предлагаются детям в начале занятий, наблюдений, бесед. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Заключение

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. От выбора педагогом методов и форм занятий зависит успешность усвоения ...

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных форм и методов в речевом развитии дошкольников»

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОСогласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает вл...

Формы работы по познавательно – речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области: познавательное и речевое.Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной ...

Формы работы по познавательно – речевому развитию дошкольников

Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой акти...

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Основным условием  успешного  развития речевой активности у детей дошкольного возраста, является применение различных педагогических  средств и методов обучения.  С каждым годом ув...