Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников
консультация (старшая группа)

Петрова Ирина Валерьевна

Основным условием  успешного  развития речевой активности у детей дошкольного возраста, является применение различных педагогических  средств и методов обучения.  С каждым годом увеличиваются требования  к умственному развитию детей дошкольного возраста.  Ещё Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Основным условием  успешного  развития речевой активности у детей дошкольного возраста, является применение различных педагогических  средств и методов обучения.  С каждым годом увеличиваются требования  к умственному развитию детей дошкольного возраста.  Ещё Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [9;295]. Значит взаимосвязь умственного развития  тесно связано с развитие речи. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский) [27;43]. Методы  развития речи и задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной  и уточнены в последующие годы.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. От выбора педагогом методов и форм занятий зависит успешность усвоения новых знаний дошкольником, и интересом к деятельности, которую будет реализовывать ребенок совместно с педагогом. В свою очередь, педагог опирается при выборе методов на задачи речевого развития и воспитания детей, содержания, знаний и особенностей данного возраста.

 В общепринятой дошкольной методике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Так как они более эффективнее при работе с дошкольниками, потому, что педагог старается сделать наглядность яркой, запоминающееся, интересной.

Словесные методы, направленные на речевое развитие это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности [2;83].

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач [2;84].

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место,  как в организованной деятельности, так и в режимных моментах в дошкольных организациях.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. У дошкольников они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным методам можно отнести метод  наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации дидактические игры. Можно сказать все те методы, при которых дошкольники осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. Продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания [2; 85].

В педагогическом процессе приемы, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста, используются комплексно. Они  могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Педагог пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания деятельности, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Успешность воспитательно-образовательной работы по развитию речи у дошкольников  в дошкольных организациях, зависит от проведения образовательной деятельности педагогом, которою необходимо проводить в свободной форме, непринужденной познавательной игры взрослого с детьми.  Взрослый в  этой деятельности выступает партнером, который старается  учитывать детские интересы и поддерживает инициативу каждого. Т.Н. Ушакова подчеркивает, что "развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в детской голове, обеспечивающее поразительно быстрое становление речи ребенка»[16;38].

  Речь дошкольника должна быть не только грамотной, но и выразительной.  Дошкольник должен  идти на контакт со взрослым, поддерживая с ним диалог. Разговор педагога с детьми, по мнению Е.И. Тихеевой: «потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере».

Речь сопровождает любую деятельность детей, влияет на познание дошкольников. Она делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, а также влияет на взаимодействие детей между собой. Чтобы правильно организовать речевое развитие дошкольников необходимо учитывать  следующие составляющие:

  • речь педагога дошкольной организации; 
  • организованная деятельность по развитию речи;
  • формирование представлений об окружающей жизни;
  • развитие  познавательности любознательности;
  • сенсорное воспитание;
  • игра;   
  • деятельность в режимных моментах. 

Речь самого педагога, имеет обучающую и воспитательную направленность. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. А.А.Леонтьев, развивая мысли Гумбольдта, пишет, что ребенок "не просто имитирует или копирует в своей речи речь взрослых и тем более не просто генерирует языковые высказывания, получая их положительное или отрицательное подкрепление. Развитие его речи есть, прежде всего, развитие способа общения" [37; 194]. Его речь служит образцом для подражания детей. Дошкольник, проводит много времени в дошкольной организации, общаясь с педагогом. Учится у него многому, в том числе и культуре речи.  Ребенок впервые слышит некоторые незнакомые ему слова. Поэтому  задача педагога не только объяснить значение этих  слов, но и произнести их  внятно, для того,  чтоб  ребенок мог использовать их в своей речи.

В дошкольных организациях большую роль выделяют созданию речевой среды,  или правильной организации обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.  Речевое развитие с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования,  представляет работу по развитию речи у детей дошкольного возраста как: владение речью как  средством  общения  и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,   грамматически правильной  диалогической  и  монологической  речи;  развитие    речевого творчества;  развитие   звуковой   и   интонационной       культуры речи, фонематического  слуха;  знакомство  с   книжной   культурой,   детской литературой,  понимание  на  слух  текстов  различных  жанров     детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [65].  Развитие речи дошкольников  в дошкольных организациях происходит систематически, так как технологии развития речи взаимосвязаны с  образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие. В соответствии с требованиями СанПиНов, вся организованная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, проводится в первую половину дня со вторника по четверг  в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эта деятельность, чередуются с музыкальной, физкультурной  деятельностью.

Исходя из задач по развитию речи,  педагог подбирает эффективные  методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические [27;47]. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. Особенно эффективно, когда педагог в своей работе использует все эти методы в комплексе.  К наглядным  методам можно отнести наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей, наблюдения в природе,  экскурсии, рассматривание игрушек, предметов и картин, изобразительная наглядность.   Если нет возможности провести ту или иную экскурсию, то педагог использует мультимедийные презентации.  К практическим  методам мы относим:  развивающие игры, дидактические игры, словесные упражнения,  хороводные игры,  игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы, игры с правилами. Чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности, чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений, беседы, различные ситуативные разговоры- все это словесные методы.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка.  Обучение  речи в непосредственно образовательной деятельности основная работа. Которая направлена на развитие речи дошкольников. Наряду с традиционными технологиями развития речи,  используется и новые. Например, использование различных мнемотехник,  технических средств [29;156]. Использование презентаций в речевом познании представляет огромный интерес у детей, так как это в настоящее время это  актуально и  отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.  Дети эмоционально откликаются на яркий материал, представленный в презентации, реагируют на музыку, движение, мультипликацию которую  использует педагог в своей презентации. С их помощью дети моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь. Быстрее и лучше запоминает информацию.  Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию, но и развивает все стороны речи детей.

  Социально – коммуникативная деятельность в дошкольной организациях тесно связана с детской игрой.  Так дошкольник получает знания о социальных нормах принятые в обществе. Ребенок осваивает нравственные ценности, общаясь с взрослыми и детьми сверстниками. Социализация дошкольников легче происходит в игре. Детская игра – особенная детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, проявляет свои знания, делиться с друзьями опытом.   Именно игра является показателем речи дошкольника и выступает как средство развития речи, в которой ребенок познает мир, получает необходимые знания для успешной  социализации.   Отдельные виды игр по-разному воздействуют на речевое развитие детей  [28;34].

Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в жизни детей. С их помощью у детей  расширяются  представления об окружающем. Педагог побуждает детей к планированию, то есть к созданию игрового замысла, который будет воплощен в игре. Учит детей описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие. Педагог может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, для развития  речевого общения.

 Игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные, логические  способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на речевое развитие ребенка, если педагог обогащает ее содержание, правильно организует. Особенно важное место в познавательно – речевом  воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача [41;211]. Решая умственную задачу в игре, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни. В игре ребенок учить контактировать со сверстниками. Играя, ребенок подражает высказываниям взрослых.   Выполняя любые игровые действия, дети не осознано ведут работу над развитием речи. Играя, дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

И. А. Зимняя считала:  «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» [7;43].

В дошкольных организациях, в образовательной области познавательное развитие,  детям систематически передается разнообразная информация,  например о  природе,  об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром наряду с получением элементарных знаний об окружающем, ребенок так же расширяет и пополняет свой словарный запас. Дошкольники вместе с педагогом рассматривают разнообразные природные объекты, явления,  сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту. Ребенок готовиться к созданию описательных рассказов. У М.Н. Кожиной дано следующее определение: "Описание – это разновидность изложения, представляющая собой разностороннюю и систематическую характеристику объекта речи (предметы, особенности, состав и т.д.) Описание широко представлено в текстах всех наук и всех жанров" [7;57].  Расширяя знания  и представления об окружающей действительности о мире, о процессе создания предметов,  обогащается словарный запас дошкольника.  Постигая мир человека, дошкольники начинают знакомиться со строением собственного тела,  и связанными с ним пространственными ориентировками. Рассматривая предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но знакомятся с их назначением и функциями.  Развиваются  не только умения самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, но и  характеризовать свойства предметов, структуру, температуру, твердость-мягкость, хрупкость, прозрачность.

Полученные знания  закрепляются в любой деятельности детей. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Педагоги всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей  [45;78].

В организованной деятельности познание, формирование математических представлений,  также идет работа над развитием  словаря у детей. Речь детей обогащается математическими терминами, дети учатся логически мыслить и более четко формулировать свои ответы.  В этой деятельности дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», «узкий - широкий», «длинный - короткий» и др. При этом широко используется прием сравнения, практические действия детей. Например,  построить башенки разной высоты, выложить дорожки разной ширины, длины. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно – медленнее, быстро–быстрее).  У детей совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, тем самым пополняя словарный запас детей. Дошкольники учатся согласовывать  числительные и существительные в роде, в числе и падеже.  Например: «Один заяц. Три зайца. Десять зайцев». Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это так же  положительно влияет на развитие речи.  Идет подготовка к усвоению сложного типа монолога - рассуждения.  Используется разная форма работы с детьми, можно детям предложить задание по парам,  где дети отвечают на вопросы педагога и сами задают их друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи [45;367].

 Ежедневное чтение художественной литературы, оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Художественная литература выступает как прием и служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет.  Педагог знакомит со словом и его значением. Ушинский писал: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета" [7;78]. Дошкольники не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. Анализируя художественные произведения, дети готовятся   к последующему, более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Речь детей обогащается новыми словами. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является уникальным источником и средством развития всех сторон речи детей. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность  и выразительность речи. Большое значение работе с живым словом придавала Е.А. Флерина, считая, что "рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи" Разнообразие жанров произведений, такие как сказки, рассказы, стихотворения, загадки делают работу над увеличением словарного запаса у детей, более интересным и увлекательным средством [2;13].

 Для развития "дара слова" Ушинский предлагал разного рода упражнения: они должны быть самостоятельными, чтобы ребенок сам выбирал тему изложения своего сочинения; систематическими, чтобы находиться "в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед"; логическими, чтобы находить главную мысль и "схватить самую систему изложения". При этом предлагалось давать темы для описательных и повествовательных рассказов. А чтобы ребенок понял, что "каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа" [9;89].

   Организуя деятельность детей  в художественно-эстетической образовательной области,  педагоги знакомят детей с работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с такими профессиями, как художник, художник - иллюстратор.  Выполняется работа над пополнением словаря детей.  Восприятие прекрасного, в жизни и искусстве, находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. Дошкольники активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги, что благотворно влияет на процесс развития речи. Расширение словарного запаса так же идет и во время музыкальной деятельности. Дети знакомятся с музыкальными терминами, учат слова песен, что повышает умственнее и речевое развитие дошкольника.  

 Изучая двигательную активность и развитие функций мозга ребенка, М. М. Кольцова пришла к выводу, что формирование моторной речи зависит не только от общения, но и в какой-то мере от двигательной сферы. По ее словам, «именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств» [24;65]. Физическая деятельность детей способствует активизации речи. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, различных подвижных играх, считалок - идет работа на закрепление слов, активизации звуков, развитие памяти и мышления.

В течение всего дня у ребенка совершенствуется речь и пополняется словарный запас, так как любой педагог заинтересован в успешности своего подопечного, поэтому применяет все средства и методы для улучшения и развития речи дошкольника. Педагог намерено может создать речевую ситуацию и помочь ребенку при затруднении разобраться в ней.

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Такие задачи, могут решаться с помощью логоритмических упражнений, как в течении всего дня так и в непосредственно в образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

««Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"

Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...

Консультация для педагогов ДОУ " Современные методы и формы работы по коррекционно-речевому развитию"

Данный материал содержит описание основных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционно-речевому развитию....

Современные педагогические технологии процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Современные педагогические технологии процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. От выбора педагогом методов и форм занятий зависит успешность усвоения ...

Тематический педагогический совет «Организация деятельности по речевому развитию дошкольников»

На тематическом педагогическом совете «Организация деятельности по речевому развитию дошкольников» были подведены итоги смотра РППС по речевому развитию, педагоги познакомились с особеннос...