Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Эклер Елена Владимировна

Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и не должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности. Данный материал раскрывает некоторые методы и формы педагогической деятельности в практике деятельности педагога-психолога детского сада: песочная игротерапия, речевые игры, сказкотерапевтические методы, которые способствуют речевому развитию детей-дошкольников. Тема доклада раскрывается с опорой на практический опыт работы в данном направлении. Материал будет полезен педагогам дошкольного образования и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на педсовет56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №72 г.п. Петров Вал

Камышинского муниципального района Волгоградской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ

МАСТЕР-КЛАССА НА ПЕДСОВЕТЕ

на тему: «Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ»

Выполнил: педагог-психолог

1 квалификационной категории

Эклер Е.В.

Г.п. Петров Вал – 2017 г.

Слайд 1, 2.

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

         Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах. 

         Между тем, как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.

Слайд 3.

         Как показывает мой психологический опыт, особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная игротерапия.

Слайд 4, 5.

         Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

         Особенно важны такие игры для детей с задержкой речевого и психического развития. Таким дошкольникам часто свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание.

         Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

         Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.

         Игра «Нарисуй сказку». Педагог просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.

Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: педагог рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

         «Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Педагог рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

 «Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом. Игру обычно начинаю так: предлагаю общую тему для творчества, например, «море». Дети с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.

         «Мой мир». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.

         Последний метод особенно хорошо использовать в процессе диагностики речевого и психологического развития ребенка. Подобная методика, под названием «Техника мира», подробно описывается в книге английского психолога Маргарет Ловенфельд, основательницы Лондонского Института детской психологии.

Слайд 6.

В  последнее  время  особую  популярность  приобретают  сказкотерапевтические  методы. Мир  сказок  всегда  занимателен  и  многообразен. Сказки  затрагивают  много  типичных  жизненных  проблем, полны  аллегорий  и  символов, доступных   сознанию.      

Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Слайд 7.

В своей работе по программе эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Модифицированная программа С. В. Крюковой), по профилактической программе «Я, ты, он, она — вместе дружная семья...» (модифицированная программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т.В. Ананьевой), а также  по развивающий психолого-педагогической программе формирования у старших дошкольников мотивов учения и положительного отношения к школе широко используется сказкотерапия. Использование на занятиях сказки, игры  «Театр  настроений», этюдов на выражение эмоций, речевых игр позволяет активизировать различные стороны мыслительных процессов у детей, повысить речевую активность, снять тревожность, повысить детскую самооценку, увеличить словарный запас детей. 

В развивающие занятия с детьми включены:

- чтение сказок М.А. Панфиловой, О.В Хухлаевой, А. Демиденко. Через сказки (М.А.Панфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котенке Маше», «Сказка про Большого Воробья Иришку», А. Демиденко «Сказка о маленьком привидении Филе») происходит подкрепление положительного отношения к школе, создание положительного образа школьника, закрепление знаний о школе, формирование чувства уверенности в роли ученика, формирование образцов ролевого поведения. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, экспрессивные этюды и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

Слайд 8.

Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.

«Минутка для отдыха»

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Самый лучший друг. (Дети хлопают в ладоши.)

«Встречалка»

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается-

Цветочки раскрываются.

Целый день они опять

Будут дружно играть.

«Встречалка»

Здравствуйте, ребята!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

«Встречалка»

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Улучшит без сомнения

Нам занятие настроение.

«Встречалка»

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Мышат? – Нет

Цыплят? - Нет!

Утят? - Нет!

Бельчат? - Нет!

Ребят? - Да!

Хорошо, когда мы вместе!

Настроение у всех чудесней?

Девочки … (Да)

Мальчики… (Да)

«Встречалка»

- Вам весело? А настроение у вас какое? (веселое)

- Как живёшь? - Вот так!

- А плывёшь?

- А бежишь?

- Вдаль глядишь?

- Ждёшь обед?

- Машешь вслед?

- Ночью спишь?

- А шалишь?

- На занятие спешишь?

(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)

Слайд 9 (проводят педагоги).

• «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение».

• «Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга».

Слайд 10 (проводят педагоги).

• «Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу».

• «Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу».

Слайд 11.

Ритуалы окончания занятий

«Круг друзей»: стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

«Эстафета дружбы»: Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

«Солнечные лучики»: Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Провести практически с педагогами.

«Мы тоже!»: Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу«Мы тоже!».

Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением! («Мы тоже!»)

Психолог: «Я дарю вам улыбку» («Мы тоже»)

Психолог: «Я радуюсь» («Мы тоже!»)

Психолог: «Я прыгаю от счастья!» («Мы тоже!»)

Психолог: «Я вас люблю!» («Мы тоже!»)

Психолог«Я вас обнимаю!» («Мы тоже!»)

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? («Да»)

Наша встреча закончена. Приятных вам эмоций! До свидания!

Слайд 12. Свеча в руках.

Как мне вам объяснить, чтоб могли вы понять,
Что нельзя вам ни строить его, ни ломать,
Как нельзя изготовить цветка лепесток,
Если в вашей руке молоток, молоток…
Если б вместо него, вам бы в руки свечу,
Я на этот огонь захочу, полечу!
Как прекрасен итог: сколько знаний всего
Вы вложили в него! А всего ничего.
Отпустите его – пусть душа воспарит,
Если в спящей душе еще что-то горит,
Если вы не успели свечу затушить…
А иначе нет смысла и повода жить!

Слайд 13. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Предлагаем следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера педагога-психолога образовательного учреждения:— План работы (на учебный год).— График работы.— Журнал учета видов ...

«Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения »

Методические рекомендации для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений....

Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов ДОУ

Формы учета деятельности иотчетность педагогов-психологов ДОУ...

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. От выбора педагогом методов и форм занятий зависит успешность усвоения ...

«Квест, как эффективная игровая форма развлечения в практике педагога-психолога»

Выступление в рамках круглого стола  «Детские праздники в ДОУ, как средство укрепления психологического здоровья», для педагогов-психологов ДОУ, на базе МАДОУ № 41, г.Нижнекамск...

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Основным условием  успешного  развития речевой активности у детей дошкольного возраста, является применение различных педагогических  средств и методов обучения.  С каждым годом ув...