«Индивидуальный подход в певческой деятельности к детям старшего дошкольного возраста через проектирование"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пирязева Наталья Константиновна

Певческая деятельность, как самая активная исполнительская музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, способствует доступно постигать мир музыкальных звуков. Благодаря развитию музыкально-сенсорных способностей и голоса, музыка начинает увлекать, появляется устойчивый интерес к ней, способность к музыкально-образным представлениям, помогающим  понимать содержание музыкальных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальный подход в певческой деятельности

к детям старшего дошкольного возраста

через проектирование»

Анализ научную и методическую литературу мы сделали вывод, что до революции 1917 г. и сразу после неё, вопросы индивидуализации обучения пению остро ещё не стояли, т.к. в то время использовались лучшие от природы детские голоса. В современных условиях существенно изменились цели музыкального образования в ДОУ: музыкальный руководитель выполняет задачу формирования певческой культуры, полноценного певческого развития каждого ребёнка, иногда забывая об индивидуальных физиологических, психологических и музыкальных особенностях. Во второй половине 20 века проблема развития детского голоса изучалась с позиции системного подхода: стало возможным проведение комплексных исследований, экспериментальных наблюдений за развитием голосовой функции детей, разработки методики их вокального воспитания. 

Актуальность опыта. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание области художественно-эстетического развития раздел «Музыка» направлен на:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 «Певческая деятельность, как самая активная исполнительская музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, способствует доступно постигать мир музыкальных звуков.  Исполняя песни, дети активно выражают свои чувства, настроение: учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему». Благодаря развитию музыкально-сенсорных способностей  и голоса, музыка начинает увлекать, появляется устойчивый интерес к ней, способность к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений. Каждый человек при рождении получает уникальный дар-голос. Уникальность состоит из нескольких функций:

- Голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, устал или полог сил и энергии и т.д.;

- голос человека при его желании и при благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние. Голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Пение - явление очень непростое и зависит от нескольких факторов:

1.Наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей;

2. Окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребёнка с рождения. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. Если дома музыкально-певческая среда не сложилась, то возникает необходимость организовать её в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе.

3.Процесс обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Если развитию голоса ребёнка помогают полученные по наследству от родителей певческие и музыкальные способности, а также благоприятная окружающая среда в семье, то наличие третьего фактора (процесса обучения) решающего значения иметь не будет. При таких условиях голос ребёнка все равно будет развиваться.

Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. А оставлять детей на уровне знаний лишь общего характера – значит лишить ребёнка наивной чистоты и непосредственности, потому что пение является «природным видом эстетической деятельности».

В процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, при формировании его певческих способностей. Однако потенциал проектного метода для развития певческих навыков у детей в научной литературе раскрыт недостаточно.

Таким образом,  обнаруживается противоречие между необходимостью  развития  певческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проектов по её развитию в традиционном образовательном процессе ДОУ.

Основная идея опыта заключается в повышении эффективности процесса развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством  внедрения в образовательный процесс проектного метода.

Теоретическая основа опыта.  Методическая направленность работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Б. Асафьева, А. Бурениной, А.Г. Гогоберидзе, О Леонтьевой, Н.А. Метлова, К. Тарасовой. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в формировании детского певческого аппарата. Отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразования в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. В это время на помощь должен прийти взрослый,  используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к  природе; дети получают право на саморазвитие и самореализацию.

По исследованиям психологов  Н.Н.Подъякова;  Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения  позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.

Новизна опыта состоит в создании системы работы по развитию   интереса к певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектного метода.

 Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития музыкально – певческих способностей  детей   старшего дошкольного возраста в процессе применения проектного метода.

Задачи:

  1. Способствовать охране голоса детей
  2. Активно использовать в певческой деятельности азбуку ручных знаков (по программе «Камертон»)
  3. Применять психолого-педагогические подходы и  проектные методы развития музыкально – певческих способностей, проявившихся в дошкольном возрасте.
  4. Осуществлять индивидуальный подход в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
  5. Организовывать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам развития музыкально – певческих способностей детей.

Работа с детьми  в рамках проектного метода осуществлялась поэтапно. Первый этап работы в рамках проекта  включал в себя: определение проблемы.

Второй этап – разработка проекта, привлечение детей  к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Третий этап – практическая часть. В старшей группе необходима дифференцированная помощь взрослого.

Четвертый этап – подведение итогов и определение задач для новых проектов. Происходило обсуждение  результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Индивидуальный подход осуществлялся с учётом особенностей каждого ребёнка, которые выявлялись при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности по экспресс-анализу О.А.Сафоновой и критериям, разработанным Э.П.Костиной.

В работе с каждым ребёнком мы важное место уделяли формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Так как воспроизведение мелодии строится, прежде всего, на слуховом контроле. Вместе с тем, стремились к тому, чтобы каждый ребёнок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.

Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствовали этому. Опыт показывает, что детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д.

Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивалось по следующим направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление реализовывалось через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагал решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.

2. Познавательное направление реализовывалось через консультации, беседы, тематические сообщения, родительские собрания. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию певческих способностей детей  старшего дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализовывалось в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имели возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который использовался на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное. Задачей работы в этом направлении являлось эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относились такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагала сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций, атрибутов.

 Для решения поставленных задач была разработана серия занятий, на которых организовывалась проектная деятельность.

На одном из занятий  поставлена цель: закрепить знания детей о жанре колыбельной песни. Дети получили письмо из страны «Музыкалия»,  в котором мамы разных детишек   жаловались на  своих малышей: «Наши дети не спят, наши дети кричат, мы не можем их успокоить. Дорогие дети помогите, наших малышек успокоить!». Дети с удовольствием включились в проблемную ситуацию. Выслушав предложения детей, было решено с помощью родителей выяснить, почему  песню называют колыбельной? Кто такие Дрема, Сон? Почему все колыбельные добрые и нежные? Так появился проект «Нас качая в колыбели…». 

Цель проекта: приобщить детей к культуре своего народа, путем использования малых форм фольклора. Родители и дети включились в поисковую деятельность, изучили литературу, оформили альбом  с народными колыбельными потешками, нарисовали рисунки. Для родителей проводились консультации «Влияние колыбельных на музыкальное развитие детей», «Мои любимые колыбельные». Колыбельные песни вызвали большой интерес у детей и родителей, их применение способствовало развитию духовно-нравственной личности. В результате дети собрали колыбельные песни и отправили мамам страны «Музыкалия».

Кроме того, в процессе работы и проведении итогов были поставлены новые познавательные задачи. Дети, получив результат и определенные знания, сознательно ставят новую познавательную задачу, и проектируют способы решения.

Цель очевидна: создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал и духовные силы.

Таким образом, определился мотив для создания новых проектов:  «Много песен знаем мы…», «Песни военных лет».  Последующие занятия посвящались решению целей, разработки проектов, вовлечению их в различные совместные мероприятия, участниками которых стали бы: дети - родители – педагоги.

Такой подход позволил нам улучшить психологический микроклимат в коллективе, совершенствовать систему взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Результаты проектной деятельности определили положение каждого ребёнка в группе, раскрыли реальные способы поведения детей в совместной деятельности. Критериями в процессе проекта были выбраны проявления взаимопомощи, взаимообучения. Как показали наблюдения, характер сотрудничества при обучении уже накладывает отпечаток на положение ребёнка в системе коллективных взаимоотношений.

          Дети сами пришли к выводу, что добрыми быть нам помогает музыка. На презентации выяснилось, что родители сами узнали много интересного из жизни детей в музыкальной деятельности.

         Результаты реализации данного проекта позволили:

  • оказать влияние на развитие музыкально-сенсорных способностей детей и, прежде всего, эмоциональной отзывчивости на музыку и интереса к ней, а так же повысить уровень певческих способностей.
  • создать коллективистические взаимоотношения детей;
  • определить влияние тех музыкальных произведений, которые послужили средством воспитания и эмоционального развития ребёнка.

Анализ перечисленных параметров позволяет спланировать работу на перспективу:

Продолжать углубленную работу в данном направлении;

♪  Осуществить обмен опытом в рамках методических объединений;

♪  Оформит творческие презентации проектов в музыкальной деятельности в общий сборник – «Мы проектируем».

Таким образом, метод проектирования, безусловно, включает в себя индивидуальный подход в певческой деятельности,   органично вливается  в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

Литература

  • Агуреева Т. Н. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ». Справочник старшего воспитателя №9, 2009 года.
  • Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. Просвещение, 1982 г.
  • Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями - М., 2002 г.
  • Ильин, Г. Л. Теоретические основы проективного образования: автореф. Дис. д-ра пед. наук/ Г. Л. Ильин. - Казань, 1995.
  • Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, СЕ. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004.
  • Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду» М. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
  • Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 г
  • Костина, Э. П. Модернизация музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Э. П. Костина // Вестн. МГУКИ. – 2006. - № 1. – 0,6 п. л.
  •  Костина, Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка [Текст] / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. - №№ 11, 12. – 1 п. л.
  •  Костина, Э. П. Специфика средообразовательного процесса креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников [Текст] / Э. П. Костина // Мир психологии. – 2006. - №4. – 0,8 п. л.
  •  Костина, Э. П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования детей [Текст] / Э. П. Костина // Доп. образование и воспитание. – 2007. - № 3. – 0,4 п. л.
  •  Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика. – ж-л «Школа раннего развития», 2002 г.
  •  Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М., «Мозаика – Синтез», 2012 г.
  •  Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: учебное пособие для студентов ВУЗов. М. : Академия ИЦ, 2011.
  •  Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г.
  •  Музыкальный руководитель № 5, 6, 2009 г.
  •  https://docviewer.yandex.ru 
  •  http://www.litsoch.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»

В статье  «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» описаны теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошк...

Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход ...

Статья "Индивидуальный подход в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Развитие детей с ДЦП существенно о...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий

Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...