Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»
методическая разработка на тему

Сбитнева Ольга Николаевна

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…»

Е.И. Тихеева

Слайд№1.

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ стоит особо актуально.  В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно - пространственной среды ДОУ.

Слайд№2.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».  Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Слайд№3

 Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде :

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ;

-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учет возрастных особенностей детей.

4.  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд№4.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  • 1. Среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • 2. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • 3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • 4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • 6. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
  • 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • 8. Необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • 9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Слайд№5.

Создавая ПРС в своей группе,  я руководствовалась следующими принципами:

  • дистанции, позиции при взаимодействии ,
  • активности, самостоятельности, творчества ,
  • стабильности–динамичности,
  • комплексирования и гибкого зонирования,
  • эмоциогенности среды,
  • эстетической организации среды,
  • открытости – закрытости,
  • гендерных и возрастных различий.

Слайд№6.

Я считаю, что развивающая предметно-пространственная  среда должна быть современной, отвечающей критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивающей достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При построении предметно-развивающей среды соблюдала принцип зонирования. 

Слайд №7.

Центр театрализованной  деятельности: «В гостях у сказки».

 В центре  имеются разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, теневой театр,  фигур и масок, элементы костюмов, парики, атрибуты для постановки  сказок. Реквизиты  и  театры выставлены на полки или разложены в маркированные цветные коробки, что удобно в использовании детьми. Имеются напольная и несколько настольных ширм, которые служат и как декорации.  Проявлять интерес, желание к театральному искусству помогает медиатека: сказки по программе, мелодии, детские песни, звуковые эффекты, информация о детских писателях и многое другое.

Слайд№8.

Центр искусства

В группе отведено место для изобразительной деятельности детей. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Слайд№9.

Центр занимательной математики

Созданию центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определялось возрастными возможностями и уровнем развития детей. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Слайд№10.

Уголок природы «Мир экологии»

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края. Расположены макеты  природных зон: Антарктида, Африка; дикие и домашние животные; мир насекомых, подводный мир.

Слайд№11.

Центр науки «Хочу все знать»

Большой популярностью у детей моей группы пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для экспериментирования создан ценр воды и песка. Так же имеются коллекции почв, семян, тканей. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Особое место отведено мини-музею «Воздух-Невидимка». Вместе с детьми собраны экспонаты, которые непосредственно связаны с воздухом. Мной собран и систематизирован материал: конспекты занятий, картотеки опытов, подборка пословиц и стихов о воздухе, набор иллюстративного материала.

В данный момент начата работа по созданию мини-музея «Лекарственные травы».

Слайд№12.

Центр речевого творчества.

В центре представлена  возможность воспитанникам действовать индивидуально. Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Книжный уголок, размещённый рядом,  способствует  приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой и тематическим планом.

Слайд№13.

Игровой центр

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность в оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Идею мобильности и динамичности я  воплотила  с помощью трехстворчатой ширмы для мальчиков. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширма позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка.

На мобильной платформе можно легко создать макет  дороги. «Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.

Для игр девочек создан трёхуровневый дом «Барби» и платформа для создания домашней обстановки. Этот девичий уголок отделён лёгкой прозрачной вуалевой занавеской и позволяет вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке». В пластиковом камоде  легко найти  атрибуты  для маленькой барышни: шляпки, бусики, платочки и т.п.).

Слайд№14.

Центр физической культуры и спорта.

«Смелые, сильные, ловкие»

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей. Имеется большое количество нестандартного оборудования, а так же массажных дорожек для закаливающих и профилактических мероприятий.

Слайд№15.

Центр строительно-конструктивных игр.

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. В центре ещё есть мягкие   модули. Они  обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Слайд№16.

Центр безопасности.

С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге мною был создан центр дорожной безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит мобильная платформа  с разметкой улиц и дорог. Имеются так же настольно-печатные и дидактические игры.  Наборы иллюстративного материала по пожарной безопасности. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Слайд№17.

Для поддержания у дошкольников интереса к школе выделена  учебная  зона. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (, школьная доска и расстановка столов на занятии рядами, как парты).

Слайд№18

 У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, анализировать своё настроение и поведение. Для этого имеется экран настроения. А на шкафчиках в раздевальной комнате прозрачные кармашки. В них дети получают жетоны, накапливают их за определённый период и подводят итоги конкурсов: «Самый лучший помощник»,  «Самое примерное поведение» и т.д.  

Слайд№19

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию моих  воспитанников. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

Презентация "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ"

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...

Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды  в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на ...