Семинар - практикум: " Насилие над детьми разрушает надежду"
методическая разработка на тему

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

Семинар - практикум: "Насилие над детьми разрушает надежду" представлен на широкую аудиторию педагогов ДОУ. Данный семинар раскрывает самые актуальные проблемы нашего общества - насилие над детьми. Он направлен на выработку профессиональной компетенции в правовом воспитании ребёнка-дошкольника и знакомство педагогов с положительными стратегиями воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Насилие над детьми разрушает надежду»

Цель: Расширить и детализировать обобщенные знания педагогов по проблеме «Насилие над детьми», содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании ребёнка-дошкольника.

Задачи:

- повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме организации работы по правовому воспитанию детей в учреждении дошкольного образования;

- формировать способность в рамках ограниченного времени обмениваться опытом работы  используя полученные знания по данной проблеме;

- познакомить и обучить педагогов  положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

План проведения семинара-практикума

1. Игровое приветствие «Снежный ком».

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы.

3. Игра «Волшебный сундучок».

4. Мини дискуссия с элементами упражнения: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка».

5. Блиц-опрос «Ассамблея сказочных героев и нарушение их прав»

6. Информационное сообщение: «Насилие и его виды».

7. Практическое задание: «Последствия насилия».

8. Показ видеоролика «Дети видят, дети делают».

9. Информационное сообщение «Насилие в детском саду».

10. Решение педагогических ситуаций

11. Притча о гвоздях.

12. Просмотр видеоролика «Мы против насилия над детьми»

13.Рефлексия в цвете.

Материал: оборудование для показа видео, бейджики на всех участников семинара, карандаши цветные маркеры, сундучок с набором предметов, ленты цветные 6 штук,  слова «девочка», «Дом», «образование». «Надежда», «Любовь», «Права», листы на каждого участника с изображением трилистника.

Ход семинара-практикума:

1. Здравствуйте   уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Прежде, чем мы начнем работу нашего семинара, предлагаем вам познакомиться друг с другом. Для этого нам необходимо разместиться на стульчики по кругу и на этикетках для бейджиков написать свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались.

Вот мы познакомились, а заодно и узнали какие мы!

Ну, а так как мы работаем с детьми, предлагаем вам завершить фразу «Ребёнок это…».  (2мин.)

          Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. И мы сегодня поговорим с вами на эту животрепещущую тему.

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы. 

 Тема нашего семинара - «Насилие над детьми разрушает надежду».

 Цель семинара:

- расширить и детализировать обобщенные знания педагогов по проблеме «Насилие над детьми»,

- содействовать выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании ребенка – дошкольника.

 Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Особенно важной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям

Насилие отражается в нарушение прав ребенка: право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов, которые являются необходимыми условиями гармоничного существования человека.

3.Игра «Волшебный сундучок» 

Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.                      

 1. Свидетельство о рождении

- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)                                                                                                                      2. Сердечко. - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

3. Домик. - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

4. Конверт. - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5. Букварь. - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)

6. Игрушечные утенок и утка. - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)

7. Витамины - (право на здоровье)

Не смотря на то, что ребенок является равноправным человеком порой родителям, да и педагогам трудно осознать и принять, что он тоже имеет право на собственное мнение и поступки, что его права, как и любого другого человека, нужно уважать и нельзя нарушать. Можем ли мы взрослые создать необходимые условия для, того, чтобы ребёнок чувствовал свою правовую поддержку?  

Какие же условия будут способствовать защите прав ребенка, мы узнаем из жизненной истории одной девочки.

4. Мини дискуссия с элементами упражнения: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?» 

Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ.

Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ. Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме. Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ. Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека. Девочка с надеждой смотрела в будущее.Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ. А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ, потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице. Она перестала ходить в школу. Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых, которые бы о ней позаботились. Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе.

Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры. Девочка чувствует, что ее любят. У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно. Девочка снова начала УЧИТЬСЯ. Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА. Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой.

Это очень печальная история одной девочки. Но, она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос, какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития.

Итак, давайте подытожим, что же является главными условиями для развития личности ребенка дошкольника?

5. Блиц-опрос «Ассамблея сказочных героев и нарушение их прав»

А сейчас уважаемые педагоги, предлагаем вам на примере сказочных героев  проследить и проанализировать  о возможных нарушениях прав детей.

  • какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?  «Поросята из сказки -  «Три поросенка» Зайчик из сказки - «Заюшкина избушка»; «Зимовье зверей»
  • в каких  сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?

«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»,  «Дюймовочка»

  • в какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?

«Карабас – Барабас»;

  • в какой сказке похищают ребёнка? «Снежная Королева» «Гуси-лебеди»
  • какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?  
  • (жестокое обращение, право на досуг и отдых, уровень жизни  необходимый для поддержания здоровья) 
  • в какой ещё сказке нарушены те же права? Р. н. с «Крошечка Хаврошечка»
  • в каких сказках нарушено – право на тайну, право на свободу выбора

р.н .с. «Царевна - лягушка», П. Ершов «Конек - Горбунок»

  • в какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечительство? (12 месяцев)
  • в какой из сказок ребенок свободно выражает свои мнение? Г.Х. Андерсена «Голый король»
  • нарушение права ребенка на индивидуальность.  «Гадкий утенок»,
  • в какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? «По щучьему велению, по моему хотенью»
  • в какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин.

  •  какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом

на получение образования? «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Уже тогда писатели  поднимали проблему нарушения прав ребенка.  И таким образом,  они пытались проводить правовое воспитание через сказки.

Грубым нарушением прав ребенка  на сегодняшний день всё ещё остается, жестокое обращение с детьми. Встречается оно, кстати, чаще в семьях.

6. Информационное сообщение психолога  «Виды насилия» :

Что вы понимаете под словом «насилие»?

Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия - это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся  следующими признаками:

- осуществляются сознательно;

- направлены на достижение определенной цели;

- наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;

- тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.

Виды насилия: Вопрос аудитории. ( слайд 7)

  1. Физическое насилие: прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, которое может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву.
  2. Сексуальное насилие:  насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию какой – либо форме сексуальных отношений.
  3. Психологическое: нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющихся в применение брани, крика, унижения, оскорбления, шантаже и т.д.;
  4. Экономическое насилие: материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полного контроля над расходами.

Давайте разберем  с вами все виды насилия на практике.

7. Практическое задание:  «Последствия насилия»

  Вам предлагается объединиться в 4 группы по цветовой гамме ваших бэйджиков. Задача для группы – продемонстрировать вид насилия; задания для   других групп – назвать данный вид насилия,  причины его возникновения, последствия совершенного насилия.

Мы с вами подробно рассмотрели виды насилия. Его причины и последствия.

   Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми :

 

  1. неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха;
  2. наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного;
  3. безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты;
  4. статус беженцев, вынужденных переселенцев.
  5. низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  6. нежеланный ребенок;
  7. умственные или физические недостатки ребенка.

Последствия насилия над ребенком: вопрос аудитории

беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

длительное подавленное состояние;

агрессивность;

стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);

низкая самооценка;

конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;

использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;

чувство беспомощности;

слабое развитие социальных навыков;

психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);

бунтарство, ложь;

побег из дома;

приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение

Можно ли утверждать, что ребенок подвергшийся насилию, в дальнейшем будет совершать новое насилие? Да, и это доказывает следующий видеоролик.

  1. Информационное сообщение психолога  «Насилие в детском саду»

Не только в семье дети подвергаются насилию. Но и в детских учреждениях. Такие дети иногда проходят настоящую школу выживания.

В детском саду ребенок рискует столкнуться практически с любым видом эмоционального насилия: к сожалению, некоторые воспитатели позволяют себе повышать голос на воспитанников, нелестно о них отзываться, а иногда проявлять рукоприкладство

Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% – в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей.

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Давайте попробуем рассмотреть некоторые жизненные ситуации, в которых очень часто имеет место ущемление прав детей и которым необходима защита.

10. Решение педагогических ситуаций

Педагогам предлагается объединиться в 4 группы и решить предложенные ситуации.

Предлагаем вам обсудить педагогические ситуации высказать свое мнение или дополнить ответ.

Ситуация №1

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация № 2.

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

Ситуация №3

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей, есть молча.

Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация №4

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

 Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Мы все постарались найти правильный выход из предложенных жизненных ситуаций, затрагивающих права ребенка. Вашему вниманию мы предлагаем послушать притчу о гвоздях, которая заставит нас задуматься о том, какую боль и страдание мы причиняем своим близким необдуманными словами и поступками.

11. Притча о гвоздях 

Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии, научился контролировать себя, и количество гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче овладевать своими эмоциями, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поругается.

Шло время, и впоследствии сын смог похвастаться отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец ответил: «Ты хорошо себя ведешь, но посмотри, сколько дырок осталось. Забор уже никогда не будет таким, как прежде »

Если вы с кем-то ссоритесь и говорите что-то неприятное, то оставляете после себя такие же раны, как эти дыры от гвоздей в заборе. Даже, несмотря на то, что вы много раз потом просите прощения.

Словесные раны наносят такую же боль, как и физические.

Не оставляйте на своем пути дыр! Не забивайте гвоздей вражды, непонимания, жестокости в души людей! Будьте терпимыми!

12. Рефлексия

Уважаемые коллеги, мы завершили ход нашего семинара и

отметили для себя, что выбранная тема была для вас  интересна и актуальна.  

И мы просим вас дать характеристику прошедшего семинара с помощью трилистника. Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару:

Красный - Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;

Желтый -  Я это знал, но мне это было интересно;

Синий - Я не всё понял, ноя доволен.

 Всем большое спасибо за активное участие, досвидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Насилие над детьми разрушает надежду"

Семинар - практикум для педагогов ДОУ...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...

семинар - практикум "путешествие к озеру надежды"

Почему же в последнее время проблема воспитания правильной речи у ребёнка стала очень актуальной? На основании проведённых исследований можно утверждать, что более половины детей( 55%) приходят в школ...

Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»

Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах....

Методическая разработка/ Семинар-практикум для родителей «Жизнь без насилия»

Данная методическая разработка призвана найти решить такие вопросы:Повысить уровень информированности родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;Познакомить с ответственностью родителей за жест...

Семинар -практикум педагога-психолога для воспитателей ДОУ "В семье без насилия!".

Цель нашего семинара: состоит в том, чтобы расширить знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровен...