Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Макарова Елена Алексеевна

Рабочая программа на 2015-2016 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_15g.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детсикй сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Рабочая программа

педагога

на 2015 – 2016

 учебный год

1 младшая группа

                                                                                                    Составитель:

                                                                                                воспитатель

                                                      

г. Новохоперск 2014 г.

Содержание

       1. Целевой раздел.

            1.1.     Пояснительная записка.

            1.2.      Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

            1.3       Возрастные особенности психофизического развития детей.

  1. Организационный раздел.

            2.1.     Организация режима пребывания  детей в первой младшей группе.

            2.2.      Режим дня.

            2.3.      Модель организации  воспитательно-образовательного процесса.

  1.       Модель организации образовательной деятельности.
  2.       Комплексно - тематическое  планирование.

            2.6.      Методическое обеспечение реализации рабочей программы.

  1. Содержательный раздел. 

           3.1.1.       Содержание  воспитательно-образовательного процесса          

           3.1.2      Образовательная область «Здоровье»
           3.1.3      Физическая культура

           3.1.3.     Социализация

           3.1.4.     Труд

           3.1.5.     Безопасность

           3.1.6.     Познание

           3.1.7.     Коммуникация

           3.1.8.     Чтение художественной литературы

           3.1.9.     Художественное творчество

           3. 2. Система работы с семьями воспитанников.

4.  Вариативная часть.

                     

                                                      1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

      1. 1.   Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе  общеобразовательной программы ДОУ, в соответствии ФГТ. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 2 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Рабочая  программа 1 младшей группы обеспечивает развитие детей в возрасте

от 2-3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования по основным образовательным областям:

- социально – коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно – эстетическое развитие,

- физическое развитие.

                                   

       

  1. 2. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейтвует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом

участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

 1. 3.  Возрастные особенности психофизического развития детей.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное

мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться пони-мание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция по-ведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются сигровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заклю-чается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависи-мость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

           2.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

      2. 1. Организация режима пребывания детей  во второй  младшей  группе.

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня.    Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

   Режим дня в группе  соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

Основные физиологические принципы построения режима дня  соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

     2. 2.      Режим дня  (холодный период) 2 младшая группа

Режимные моменты

Время

Прием детей, осмотр, игры

утренняя гимнастика

7.30 – 8.30

Завтрак

8.30 – 9.00

Самостоятельная деятельность

9.00 – 9.30

НОД (общая длительность, включая перерывы)

9.00 – 9.30

Прогулка

9.30 – 11.20

Второй завтрак

10.30 – 10.35

Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду

11.20 – 11.45

Обед

11.45 – 12.20

Подготовка ко сну, сон

12.20 – 15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00 – 15.25

Полдник

15.15 – 15.25

НОД (общая длительность, включая перерывы)

15.25 – 16.00 – 16.15

Совместная деятельность, игры

16.15 – 16.30

Прогулка, уход домой

16.30 – 18.00

      2. 3.   Модель организации  воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс первой младшей группы  условно подразделен на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

                  Организованная образовательная деятельность

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные игры; игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  • просмотр  мультфильмов;
  • чтение программных произведений разных жанров, чтение книг, рассматривание иллюстраций;
  • беседы социально-нравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов для игр,  изготовление украшений для группового помещения к праздникам;
  • познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;
  • оформление выставок  книг с иллюстрациями,  тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  • разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.);
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку; рисование;
  • слушание народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
  • пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы);
  • танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, хороводы;
  • физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, элементарных математических представлений, конструирования), физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

 Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, для детей. дошкольного возраста составляет в первой младшей группе (дети 2 -3 года жизни) - 1 час 30 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3 -4 года жизни - не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

 Мероприятия групповые и межгрупповые

  • спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
  • дни здоровья;
  • тематические досуги;
  • праздники.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

  • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  • социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
  • познавательно -  речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
  • художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

                  Самостоятельная деятельность детей

  • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;
  • социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • познавательно речевое развитие: самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок;  игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

         2. 4. Модель организации образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

1. развитие речи

2. музыка

Вторник

1. познавательное развитие

2. физкультура

Среда

1. развитие речи

2. музыка

Четверг

1. рисование

2. физкультура

Пятница

1. лепка

2. физкультура на прогулке

Итого

10

  2. 5.   Комплексно-тематическое планирование

Тема, период

Содержание работы

Итоговые мероприятия

До свиданья лето. Детский сад

(3 — 14 сентября)

Адаптация детей к условиям детского сада. Знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Познакомить с детьми, воспитателем, помощником воспитателя. Способствовать формированию положительных  эмоций к детскому саду, воспитателю, детям.

«Мишка - Топтыжка знакомится с ребятами».

Я и моя  семья

( 17- 28    сентября)

Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека,  их назначении.  Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Учить элементарным  правилам поведения , общения друг с другом.

Развлечение «Мишкин день рождения».

Осень

(29 окт-23 ноября)

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Дать представление о приметах и явлениях природы осенью ; вызвать у детей чувство радости от красоты осеннего пейзажа, праздничное настроение, желание исполнять песни об осени, плясать под веселую музыку.

Утренник «Осень, осень, в гости просим».

Мой дом, мой родной город

(29 окт. — 23 ноября)

Знакомить детей с родным городом: его названием, своей улицей, домом, магазинами, поликлиникой; с городским  транспортом, профессиями (врач, продавец, воспитатель, полицейский).

Выставка

детского творчества

Новогодний праздник

(26 ноября —декабря)

Вызвать чувство радости от приближения новогоднего праздника, воспитывать желание учавствовать в исполнении праздничных песен и танцев; дать представление о зимних приметах, явлениях.

Новогодний утренник.

Зима

(16-30 января)

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежда людей).

«Зимняя полянка». Выставка детского творчества».

Папин день

Мамин день

(13 февраля —

8 марта)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной,  чтения) вокруг темы семьи, любви к папе, дедушке, маме, бабушке. Воспитывать доброе  и заботливое отношение к родным.

Аппликация: «Открытка папе».

Утренник посвященный «Дню 8 марта».

Оформление стенгазеты «С праздником, мамочка».

Весна

(12-23 марта)

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать представление о приметах и явлениях природы весной

Праздник «Весна». Выставка  детского творчества.

Знакомство с народной культурой и традициями

9апреля- 4мая

Расширять представления о народной игрушке..Знакомить с народными промыслами.

Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности.

Изготовление поделок на выставку. Анализ детских рабат.

Лето

(1-31 мая)

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей).

Праздник «Лето».

2.6.      Методическое обеспечение реализации рабочей программы.

Направление развития детей

Образовательная область

Программы

Методические пособия

Технологии

Обязательная часть рабочей программы

Физическое направление развития

Физическая культура

Основная общеобразовательная программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2010г.

 «Занятия по физической культуре с детьми 2-4лет». Г.Н. Хухлаева.

Е.А. Синкевич, Т.В. Большева. Физкультура для малышей.-СПб. «Детство-пресс», 2002г.

Здоровье

Безопасность

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина. 1999г.

Социально-личностное направление развития

Социализация

Воспитание и обучение в детском саду под редакцией А.В.Запорожца, Т.В.Комаровой. Москва «Педагогика».

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Изд-во «Учитель», Воронеж 2004.

Труд

 «Что можно сделать из природного материала». Э.К. Гульянц, И.Я. Базик.

Лепка с детьми раннего возраста (1-3г). Е.А. Янушенко.-М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

Познаватель-но-речевое развитие

Познание

Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе». Воронеж, 2007г.

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Изд-во «Учитель», Воронеж 2004.

Коммуникация

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. — М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Чтение художественной литературы

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Изд-во «Учитель», Воронеж 2004.

Художественно-эстетическое направление развития

Художественное творчество

Лепка с детьми раннего возраста (1-3г). Е.А. Янушенко.-М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

Музыка

Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. Санкт-Петербург, 2001г. «Топ-хлоп, малыши».

О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». М.:2000г.изд-во «ГНОМ и Д»

      3 . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

      3. 1.  Содержание  воспитательно - образовательного процесса

Образовательная область

Реализация образовательной области

Ответств-ый

Кол-во в нед

Кол-во в год

Совместная деятельность

Организованная образовательная деятельность

1

Здоровье

-режимные моменты (водные, гигиенические процедуры);

-гимнастика (утром, после сна);

-гигиенические процедуры;

-закаливание;

-активный отдых (прогулка, подвижные игры);

-терапия (песочная, сказка, музыка);

-самостоятельная двигательная активность.

-

Воспитатель

-

-

2

Физическая культура

- спортивные мероприятия;

- совместная деятельность (физкультминутки, подвижные игры);

- самостоятельная активная деятельность.

«Физическая культура»

Инструктор по физической культуре

2

64

Воспитатель

1

32

3

Социализация

-адаптация к условиям ДОУ;

-совместная деятельность (игровая деятельность детей и взрослого, беседы);

-самостоятельная деятельность;

-воспитательные мероприятия (театрализации, эмоциональные этюды)

-индивидуальная работа (диагностика, коррекция, развитие эмоционально — волевой сферы).

-

Воспитатель, педагог-психолог

-

-

4

Познание

-индивидуальная работа;

-совместная деятельность (игры, беседы, экспериментирование, дидактические игры);

-воспитательные мароприяти (развлечения, забавы)

«Формиров. целостной картины мира»

Воспитатель

1

32

«Конструирование»

Воспитатель

0,5

16

«Сенсорное развитие» (со II половины года)

Воспитатель

0,5

16

5

Труд

-самостоятельная деятельность (самообслуживание в режимные моменты)

-совместная деятельность (поручения на формирвание навыков хозяйственно — бытового труда, деятельность в природе)

-

Воспитатель

-

-

6

Коммуникация

-индивидуальная работа (коррекция эмоционально — волевой сферы);

-совместная деятельность (театрализованные представления, общение, игровая деятельность)

«Развитие речи»

Воспитатель

1

32

7

Художественное творчество

- совместная творческая деятельность (изготовление украшений во второй половине дня к праздникам)

- самостоятельная творчекая деятельность ребенка;

- воспитательные мероприятия (выставки, семейные творческие проекты)

«Рисование »

Воспитатель

1

32

«Лепка»

Воспитатель

1

32

8

Музыка

- совместная деятельность (муз.сопровождение режимных моментов);

- воспитательные мероприятия (праздники, развлечения, танцевальное творчество, игры)

«Музыкальное воспитание»

Музыкальный руководитель

Воспитатель

2

64

9

Безопасность

- совместная деятельность (выставки, развлечения, игры, беседы с тематическим содержанием)

-

Воспитатель

-

-

10

Чтение художественной литературы

- совместная деятельность (чтение сказок, стихов)

- режимные моменты (сопровождение художественным словом)

-

Воспитатель

-

-

ИТОГО:

10

320

В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 3-4  лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:

  • Здоровье
  • Физическая культура
  • Социализация
  • Труд
  • Безопасность
  • Познание
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка

Методики проведения непосредственной образовательной деятельности по разным видам  построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам.  При организации педагогического процесса осуществляется  оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.

    Работа с детьми организуется в следующих формах:
-
Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная образовательная  деятельность педагога с детьми.
-
Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории   дошкольного учреждения.
-
Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной еще деятельности по интересам и желанию детей.
Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения
не предусмотрены (п.2.12.11).
 Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.3049-13  (не более
10 ООД  в неделю по 8 - 10 минут  с детьми 2-3  лет).
Во все виды НОД включаются  пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.
Физкультурные минутки  проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением и без него.
НОД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю. 2 ООД в группе, 1 ООД на прогулке.
НОД по музыке проводятся музыкальным руководителем
В летний период НОД не проводятся.

Направление « Физическое развитие»

Цель: охрана и здоровье детей, формирование основы культуры здоровья:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

3.1.1.Образовательная область «Здоровье»
«Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей
В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки — смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

                       3.1.2. Образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.
Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Формирование потребности в двигательной активности  и физическом совершенствовании
Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.
Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание). Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.).

Направление «Коммуникативно-личностное развитие»

3.1.3.Образовательная область «Социализация»
"Содержание образовательной области „Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  1. развитие игровой деятельности детей;
  2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  3. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры
Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
 Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические игры
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,  патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.
Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

3.1.4. Образовательная область «Труд»
«Содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  1. развитие трудовой деятельности;
  2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его рели в обществе и жизни каждого человека»".

Развитие трудовой деятельности

Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Развивать умение совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

Формирование первичных представлений о труде взрослых,
его роли в обществе и жизни каждого человека

Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

3.1.5.Образовательная область «Безопасность»

«Содержание образовательной области „Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  1. формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  2. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  3. передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  4. формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д.
Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!
Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.
С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения.
О правилах безопасности дорожного движения. Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.
Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.
Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в авгобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.).
Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».

Формирование предпосылок экологического сознания
Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными:  рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.

                                         3.1.6..Образовательная область «Познание»
"Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  1. формирование элементарных математических представлений;
  2. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»*.

Сенсорное развитие

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
Формировать умение называть свойства предметов.

Развитие познавательно-исследовательской
и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать игрушки на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)
Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение
Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.
Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с природой

Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.
Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

                             3.1.7. Образовательная область «Коммуникация»
«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной  стороны  речи;  связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи,
 практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
•существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

  1. глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  2. прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
  3. наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).           

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька,
куда пошла?»).

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).                                                                                  
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

3.1.8.Образовательная область «Чтение художественной литературы»

«Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  1. формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  2. развитие литературной речи;

•приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса»*.

Формирование интереса и потребности в чтении

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста,
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

 

3.1.9.Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»
«Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  1. развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  2. развитие детского творчества;
  3. приобщение к изобразительному искусству.

Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).
Формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.
Развивать умение отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Формировать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Развитие детского творчества

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят.
Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже.
Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.

Приобщение к изобразительному искусству

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цвет.
Эстетическая развивающая среда. Развивать интерес детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на которых они спят.
На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

3. 2. Система работы с семьями воспитанников.

Ведущие цели взаимодействия с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации  утренников, конкурсов, семейных праздников, прогулок.

Дата

Содержание

Форма взаимодействия

Образовательная область, в рамках которой реализуется мероприятие

Сентябрь

«Первый раз в детский сад. Адаптация детей в ДОУ».

Составление социально-демографического паспорта семьи.«Родителям о ФГОС ДО».

«О кризисах в развитии детей».

Родительское собрание

Анкетирование

Памятки для родителей

Консультация

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Октябрь

Предложить родителям почитать детям произведения художественной литературы об осени, выучить стихотворение об осени.

«Лучший осенний букет».

«Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические умения  и навыки детей 2-3 лет».

«Как вести себя с малышом в транспорте».

Поручение (предложить литературу осенней тематики для чтения в семейном кругу).

Семейный конкурс икебаны.

Консультация .

Памятка

"Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ноябрь

"Как одевать ребенка в холодное время года».

«Гиперактивные дети, как им помочь?»

«Почему дети нас не слышат».

Подгрупповые консультации.

Папка-передвижка

Консультация

 «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Декабрь

"Возрастная и развивающая направленность игрушек для самых маленьких».

«Готовимся к празднику».

Родительское собрание.

Привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника.

"Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Январь

«Закаливание дома и в детском саду».

«Сенсорное воспитание малышей».

«Какие игрушки и личные вещи  давать в детский сад ребенку».

Групповая консультация.

Папка-передвижка.

Памятки для родителей.

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Февраль

«Как воспитать в ребенке помощника».

«Что делать если ребенок часто болеет».

«Семья как образец».

Папка передвижка.

Памятка для родителей.

Семинар-практикум.

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Март

«Воспитание привычки к здоровому образу жизни».

«Развитие речи у ребенка 2-3лет».

Лекторий для родителей.

Родительское собрание.

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Апрель

"Осторожно, гололед!"

"Как научить дошкольника одеваться"

«Эмоциональное благополучие ребенка».

Памятка

Консультация

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Папка передвижка

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Май

«Как вести себя с маленькими капризулями».

«Что и как читать детям дома».

«Родительская семья как образец»

Консультация

Индивидуальная консультация

Семинар-практикум

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Июнь

«Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни»

«Если ребенок ведет себя агрессивно»

«Как одевать ребенка в теплое время года».

Родительское собрание

Папка-передвижка

Памятка

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Июль

«Обучайте детей соблюдению  правил безопасности рядом с животными».

«Игрушка в жизни ребенка».

Консультация

Памятка

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Август

«Воспитание здорового ребенка».

«Давайте поможем малышу вместе».

«Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка».

«Формирование звуковой культуры речи в процессе свободной деятельности»

Консультация

Индивидуальные беседы с родителями по вопросу вредных привычек, нежелательных форм поведения  у ребенка и т. д.

Памятка

Групповая консультация

"Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

  1. Вариативная часть

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Новохоперска. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы.

Время проведения

Темы  занятий

Цель

сентябрь

Давайте познакомимся

Содействие формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

октябрь

«Я и моя семья»

Воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся.  Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

ноябрь

Беседа «Мой дом, моя улица»

 Знакомство с ближайшим окружением (дом, магазин, детский сад).

Знакомить с понятием «улица».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице.

декабрь

Рассматривание фотографий «Природа города Новохоперска»

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Формировать умение взаимодействовать  с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред).

январь

Беседа: «Традиции празднования Нового года»

Познакомить детей с историей Новогодней елки.
Развивать творческую личность ребенка.
Составить общую картину праздника - Новый год. Изготовление украшений на елку совместно с родителями.
Коллективная работа «Елочка красавица».
Разучивание стихов и загадок про елку.

февраль

«Мой город - Новохоперск»

Знакомить с понятием «город», с его названиями.

Знакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

март

 Беседа «Как мы любим маму»

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

апрель

Прогулка по улице, на которой находится детский сад

Знакомить детей с улицей, на которой расположен детский сад. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства

май

Беседа о животных, обитающих в Хоперском заповеднике

Формировать представления о животных, обитающих в Хоперском заповеднике.

июнь

Кем работают мои родители

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый. Формировать умение  узнавать и называть некоторые трудовые действия взрослого.

июль

Экскурсия в музей «Мои истоки»

Приобщать  детей к миру искусства через социокультурную среду музея. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой.

август

Знакомство с народными игрушками (матрешкой, петушком, куклами).

Познакомить с русской народной игрушкой. Воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

4. Перспективное комплексно-тематическое планирование   

5.Годовые задачи программы развития  на 2014-2015 учебный год

6.Программа по реализации регионального компонента ООП ДО учреждения

7. Взаимодействие специалистов, осуществляющих взаимодействие в старшей  группе

Специалист

Возрастная группа

Функции

Заместитель заведующей

Все возрастные группы

Осуществляет координацию  деятельности и взаимодействия специалистов, контроль над организацией работы коррекционного блока, анализ эффективности деятельности специалистов, организует и проводит медико- психолого-педагогический консилиум.

Учитель - логопед

Логопункт

Проводит логопедическую диагностику, коррекцию и развитие речи детей, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию логопедических приемов  в работе с детьми, проводит педагогическую диагностику, разрабатывая  и уточняя индивидуальные  образовательные маршруты, обеспечивая  индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с детьми по коррекции речи.

Педагог - психолог

Все возрастные группы

Проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, разработку и оформление рекомендаций другим специалистам  по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики, проводит тренинговые и психокоррекционные формы работы.

Воспитатели

Все возрастные группы

Определяют уровень развития разных видов деятельности детей, особенности коммуникативной  деятельности и культуры, трудовых навыков согласно возрасту детей, реализуют рекомендации специалистов: педагогов и медиков.

Музыкальный руководитель

Все возрастные группы

Реализует задачи художественно – эстетического направления развития ребенка и задачи образовательной области «Музыка», согласно основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования с элементами музыкальной, театрализованной, креативной терапии с учетом рекомендаций, специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача – ортопеда, предоставляет для психологического анализа продукты детского творчества, как проектного материала.

Инструктор по физической культуре

 2средних,старша, подготовительная группы

Реализует используемые программы с целью  коррекции двигательных нарушений, ориентировке в пространстве, подбирает индивидуальные упражнения для НОД с детьми, имеющими замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижении ловкости и скорости выполнения движений, заболевание, выполняет рекомендации специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача – ортопеда, врача – педиатра.

медицинская сестра

Все возрастные группы

Организует медицинскую диагностику, объединяет в одну индивидуальную программу медицинского сопровождения  полученных в процессе диагностики данных и рекомендаций других врачей (кардиолога, гастроэнтеролога, ортопеда и др.), организует и контролирует антропометрию, составляет и  уточняет схемы профилактических и оздоровительных фитотерапевтических и физиотерапевтических мероприятий,  с динамическим контролем, контролирует организацию питания детей, разрабатывает рекомендации другим специалистам.

8. Перспективный план по взаимодействию с родителями

9. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», регистрационный номер № 16299 от  08.02.2010 года Министерства юстиции РФ.
  2. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания и их интеграция. Программа «Успех»
  3. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ – «Дошкольная педагогика», № 8 , 2011 год.
  4. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Первая младшая группа.  
  5. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа.
  6. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Вторая младшая группа.
  7. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Вторая младшая группа.
  8. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Средняя группа.  
  9. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Средняя группа.
  10. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Старшая группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...