Безопасность дорожного движения
методическая разработка по теме
Основной целью работы педагогического коллектива по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма является создание условий для обучения дошкольников Правилам дорожного движения через систематизацию знаний, стимулирующих развитие осознанного отношения к своему здоровью и своей безопасности. Работа ведётся целенаправленно. Составлены перспективный и тематический планы работы по профилактике безопасности дорожного движения. В планах отражена как работа с детьми, так и взаимодействие с родителями и педагогами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и
воспитанию навыков безопасного поведения на дороге
Глазкова Л.В., старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка Ульяновская область
1. Организационно-педагогическая работа
1. Составление плана работы на 2015-2016 учебный год.
2. Знакомство с планом работы и его утверждение на педагогическом совете ДОУ.
3. Диагностика «Знание детьми Правил дорожного движения».
4. Выставка детского рисунка «Красный, жёлтый, зелёный».
5. Выставка совместных с родителями работ «Я и безопасная дорога».
6. Смотр-конкурс «Зелёный огонёк».
7. Развлечение в старших группах «Нам на улице не страшно».
8. Различные формы работы с детьми по перспективному планированию и в соответствии с программными задачами.
2. Взаимодействие с кадрами
1. Консультация «Как составить план по знакомству детей с Правилами дорожного движения».
2. Педагогический час «Что должен знать воспитатель по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма».
3. Беседа «Воспитание у детей навыков безопасного поведения».
4. Оформление выставки методических пособий «Организация работы с детьми по изучению Правил дорожного движения в ДОУ».
5. Педагогический тренинг «Работа педагогов с детьми по изучению Правил дорожного движения в летний оздоровительный период».
6. Инструктаж «Походы и прогулки за пределы ДОУ».
7. Инструктаж «Охрана жизни и здоровья детей».
3. Взаимодействие с родителями
1. Общее собрание «Дети на дороге» (с участием сотрудника ГИБДД).
Задание на дом: Разработать безопасный маршрут от дома к детскому саду.
2. Консультация «За безопасность на дороге».
3. Папка-передвижка «Родители — детям».
4. Оформление стенда «Школа пешеходных наук».
5. Консультация «Взрослые — пример для детей в поведении на дороге».
6. Совместная семейная игра «Счастливый случай».
7. Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период».
8. Папка-передвижка «Дорога. Ребёнок. Безопасность»
9. Оформление консультативного и наглядного материала по профилактике ДДТТ.
4. Оснащение педагогического процесса
1. Изготовление новых и обновление имеющихся дорожных знаков.
2. Обогащение развивающей среды дидактическими играми по закреплению Правил дорожного движения.
3. Изготовление макета посёлка.
4. Обновление в группах уголков по изучению Правил дорожного движения
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по ознакомлению детей старшего возраста
с правилами дорожного движения на 2015 - 2016 учебный год
Глазкова Л.В., старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка Ульяновская область
1. Работа с детьми | ||
Содержание | Срок | Ответственный |
Тема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть, подземный и надземный переход) Ознакомительная образовательная деятельность по правилам дорожного движения. Целевая прогулка по улице посёлка, рассказ воспитателя. Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения». Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству и ручному труду «Улицы нашего посёлка» - коллективная работа по изготовлению макета посёлка (конструирование из бросового материала, рисование, аппликация) | Сентябрь | Воспитатели |
Тема: «Знакомство с улицей» (история улиц Мулловки, организация движения, разметка дорог, остановка, правила для пешеходов) Вторая целевая прогулка, рассказ воспитателя об организации движения. Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад». Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица». | Октябрь | Воспитатели |
Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток)» Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора. Конструирование из бумаги «Светофор». Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре – зеленый». Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др. | Ноябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель Руководитель физ. воспитания |
Тема: «Мы – пешеходы». Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода улиц, дорог). Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем». Кукольный спектакль «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения» | Декабрь | Ст. воспитатель Воспитатели Музыкальный руководитель |
Тема: «Мы – пассажиры» Беседа «Как вести себя в общественном транспорте» Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров КВН «Юные пешеходы». | Январь | Воспитатели |
Тема: «Где можно играть» Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть. Рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов на тему «Улицы нашего посёлка». Рисование на тему «Где можно играть». Музыкально – спортивное развлечение «Приключения в стране «Светофории» | Февраль | Воспитатели Руководитель физ. воспитания Музыкальный руководитель |
Тема: «Будущие водители» Знакомство с дорожными знаками. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы». Выставка детских работ «В стране «Светофории». Чтение художественной литературы. | Март | Воспитатели |
Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения». Просмотр видеофильма «Детям о ПДД». Сюжетно-ролевая игра «Улица». Литературный калейдоскоп «Красный, желтый, зеленый». | Апрель | Воспитатели |
Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения». | Май | Воспитатели Руководитель физ. воспитания Музыкальный руководитель |
2. Взаимодействие с педагогами | ||
Консультация «Как составить план по знакомству детей с Правилами дорожного движения». | Август - Сентябрь | Ст. воспитатель |
Составление плана работы на 2015-2016 учебный год. | Ст. воспитатель Педагоги | |
Педагогический час «Что должен знать воспитатель по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма». | Сентябрь | Ст. воспитатель |
Оформление выставки методических пособий «Организация работы с детьми по изучению Правил дорожного движения в ДОУ». Оформление консультативного и наглядного материала по профилактике ДДТТ. | Сентябрь | Ст. воспитатель |
Выставка детского рисунка «Красный, жёлтый, зелёный». | Октябрь | Ст. воспитатель Воспитатели |
Беседа «Воспитание у детей навыков безопасного поведения». | Ноябрь | Ст. воспитатель |
Инструктаж «Походы и прогулки за пределы ДОУ». | В течение года | Ст. воспитатель Ст. медсестра |
Инструктаж «Охрана жизни и здоровья детей». | В течение года | Ст. воспитатель Ст. медсестра |
3. Взаимодействие с родителями | ||
Мероприятие | Дата | Ответственный |
Общее и групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | Сентябрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
Участие в детских праздниках | Октябрь | Воспитатели |
Консультация для родителей: «Безопасность детей - забота взрослых» | Ноябрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
Встреча с работниками ГИБДД (Профилактика детского травматизма на дорогах посёлка) | Декабрь | Заведующий ДОУ |
Папка-передвижка «Родители — детям». | Январь | Воспитатели |
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Семинар-практикум для родителей детей старших групп. Разработка безопасных индивидуальных маршрутов для детей «Дорога в детский сад и домой» | Февраль | Воспитатели |
Привлечение родителей к оформлению выставки детских совместных с родителями работ «Я и безопасная дорога». | Март | Ст. воспитатель, воспитатели |
Совместная семейная игра «Счастливый случай». | Апрель | Ст. воспитатель, воспитатели |
Консультация для родителей: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период» | Май | Воспитатели |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Василёк»
р.п. Мулловка Мелекесский район Ульяновской области
Тематический план работы
по профилактике детского
дорожно - траспортного травматизма
и безопасного поведения на улице
на сентябрь 2015 года
Старший воспитатель МБДОУ
Глазкова Л.В.
Мероприятия | Группа | |
I | Содержание работы с детьми 1. Образовательная деятельность в режимных моментах: - Дидактическая игра «Красный и зелёный»; - Дидактическая игра «Найди свой цвет»; - Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт»; - Беседа о светофоре; - Дидактическая игра «Дорожные знаки». 2. Организованная образовательная деятельность: - Рассматривание игрушечного грузового автомобиля; - Рассматривание грузового автомобиля; - Рассматривание сюжетной картинки «Мы катаем мишку»; - Конструктивно-модельная деятельность «Дорожка для машин»; - Рисование «Колёса большие и маленькие»; - Беседа «Культура поведения в общественном транспорте»; - Аппликация «Грузовая машина»; - Конструктивно-модельная деятельность «Мост для машин»; - Рисование «Машины на дороге»; -- Аппликация «Автобус»; - Конструктивно-модельная деятельность «Автобус»; - Беседа «Сравнение автобуса и троллейбуса»; - Рассматривание картинок с изображением перекрёстка; - Чтение рассказа И.Серикова «Улица, где все спешат»; - Заучивание стихотворения А. Северного «Три чудесных цвета»; - Беседа о правилах дорожного движения; - Рисование «Улица города»; - Чтение стихотворения С.Михалкова «Бездельник светофор»; - Заучивание стихотворения С.Михалкова «Светофор»; -- Аппликация «Светофор»; - Конструктивно-модельная деятельность «Изготовление макета улицы». 3. Прогулка: 2 –Целевая прогулка «Знакомство с улицей»; - Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»; - Подвижная игра «Цветные автомобили»; - «Экскурсия к остановке автобуса»; – - Целевая прогулка по улице «Правила поведения н на улице»; - Целевая прогулка на остановку «Наблюдение за автобусом»; 4. Образовательная деятельность в режимных моментах: - Сюжетно-ролевая игра «Водитель и автомобиль»; - Театрализованная игра «Как машина зверят катала»; - Чтение рассказа Лебедева – Кумача «Про умных зверюшек»; - Сюжетно-ролевая игра «Автобус»; - Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»; - Чтение стихотворения С.Михалкова «Моя улица»; - Дидактическая игра «Какой знак». 5. Культурно-досуговая деятельность: - Тематический досуг «Нам на улице не страшно»; 6. Выставка детского творчества: - «Красный, жёлтый, зелёный». | I младшая II младшие Средняя старшие старшие старшие I младшая II младшие I младшая I младшая II младшие средняя средняя средняя средняя старшие старшие старшие средняя средняя средняя старшие старшие старшие старшие старшие средняя старшие II младшие II младшие Средне - старшие средняя старшие старшие I младшая II младшие средняя средняя старшие старшие старшие старшие Старший воспитатель |
II | Взаимодействие с родителями 1. Консультация: - «Что нужно детям и родителям знать о правилах дорожного движения»; - «О значении обучения детей правилам дорожного движения»; - «О поведении в общественном транспорте»; - «Как научить ребенка безопасному поведению на улице»; 2. Папка – передвижка: - «Безопасность детей. Советы родителям по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на улице»; - «Безопасность детей на дорогах. Причины детского дорожно-транспортного травматизма»; - «Правила дорожные детям знать положено»; | I младшая II младшие средняя старшие II младшие средняя старшие |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» (из опыта работы ДОУ)
Глазкова Л.В., старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка Ульяновская область
С каждым годом растет и хорошеет наш посёлок. Много в нем широких улиц, по которым огромное движение транспорта. По этим же улицам проходят сотни пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому мы и поставили перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Например:
Знакомство с грузовой машиной.
Знакомство с автобусом.
Игра «Красный и зеленый»
Знакомство с улицей и т. д.
Со средней группы знакомим детей с правилами перехода дороги, учим понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задаём вопросы во время прогулок, разучиваем стихотворения.
Например:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья!
(С. Михалков)
В совместной деятельности с педагогом по художественному творчеству дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На музыке, физической культуре, в подвижных играх учим детей ориентироваться в пространстве. Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Мы изучили требования программы по данной теме. Ознакомились с методической литературой по темам:
Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
Как провести образовательную деятельность с помощью макета улиц посёлка.
Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.
Беседуя с детьми, мы выяснили, что у большинства нет знаний об элементарных
правилах дорожного движения. Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность.
Был составлен перспективный план работы по профилактике безопасности дорожного движения с учетом преемственности со школой. В плане отразилась как работа с детьми, так и взаимодействие с родителями и педагогами.
Большое внимание мы уделяем ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнаём ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращаем внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает, где надо переходить.
Для закрепления знаний используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомим с работой регулировщика. Объясняем, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. В музыкальной деятельности в игровой форме знакомим детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Знания по правилам дорожного движения дети получают в образовательной деятельности по коммуникации, чтению художественной литературы, познанию, художественному творчеству. Кроме чтения художественной литературы мы используем заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.
Например:
Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,
Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз - погоди! А зеленый - проходи! (светофор)
В образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию проводим беседы с детьми.
Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываем, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняем правила пользования транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учим детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности. Проводим беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в организованной, так и в самостоятельной деятельности. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, дорожные знаки. Дети с увлечением делают «светофор»,конструируют различные марки машин.
В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где нет - по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу движению транспорта).
Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми, предупредительными, не создавать помех движению.
Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.
Ожидать автобус, маршрутное такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там где их нет - на тротуаре (обочине дороги).
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Приключения в стране «Светофории», «Красный, желтый, зеленый». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей автобусов. Объясняем, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми старших групп большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали безопасный маршрут из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, что встречалось ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.
Педагоги постоянно пропагандируют работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Проводятся индивидуальные беседы с родителями, совместные развлечения.
В дальнейшей своей работе мы больше будем обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ребят.
Предварительный просмотр:
Педагогический проект для детей младшего возраста
«Азбука дорожного движения»
Глазкова Л.В., старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка Ульяновская область
Педагогический проект: «Азбука дорожного движения»
Вид проекта: краткосрочный
Участники: дети, воспитатели и родители вторых младших групп
Время реализации: сентябрь Направление: «Социально – коммуникативное развитие. Безопасность»
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Цель: формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности, закрепить знания о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
«Социально – коммуникативное развитие. Безопасность» - продолжать знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов.
«Познавательное развитие» - закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Уточнить, что обозначают его цвета: красный, желтый, зеленый.
Развивающие:
«Речевое развитие. Развитие речи» - развивать свободное общение детей со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения. В игре сопровождать свои действия речью.
Воспитательные:
«Социально – коммуникативное развитие. Безопасность» - воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.
Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми посмотреть и обсудить мультфильмы о правилах безопасного поведения на улице. Прочитать детям рассказы о правилах дорожного движения. Беседовать с детьми о правилах дорожного движения, закреплять знания детей личным примером.
Пояснительная записка.
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Схема реализации проекта
1. Первый этап – подготовительный:
- Формирование проблемы;
- Определение задач;
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подбор игр, мультфильмов, художественной литературы.
- Создание предметно – развивающей среды в группе:
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр: светофор, машины, руль, жезл,
дорожные знаки, коляски с куклами.
- атрибуты для подвижных игр;
- дидактические игры по правилам дорожного движения.
- книги разных авторов на соответствующую тематику.
2. Второй этап – основной:
- Взаимодействие с родителями: Беседы с родителями. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
- Работа с детьми.
№ | Образовательная область | Содержание |
1 | «Социально-коммуникативное развитие. Безопасность» «Познавательное развитие» | Беседы: «Как правильно переходить улицу», «Мы пешеходы». Беседа по картине «Улица города». Рассматривание сюжетных картинок и беседа по теме «Как перейти улицу». (Приложение №1) Сюжетные игры – ситуации в автогородке: «Автошкола», «Инспектор ДПС». (Приложение №2) Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Зебры в городе», «Светофор» («Смешарики», «Азбука безопасности») «Азбука безопасности на дороге». Уроки тетушки Совы. Целевая прогулка: «Улица». (Приложение №3) Дидактические игры: «Светофор», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог». (Приложение №4) |
2 | «Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе» | А.Северный «Светофор», В.Кожевников «Светофор», С.Михалков «Бездельник- светофор», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», «Дядя Стёпа – милиционер». Н.Мигунова «Учимся переходить дорогу». |
3 | «Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность» «Художественно-эстетическое развитие. Конструктивно-модельная деятельность» | Аппликация: «Разноцветный светофор», Конструктивно-модельная деятельность: «Строительство дорожек для пешеходов и машин». (Приложение №5) |
4 | «Физическая культура» | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили». (Приложение№6) Пальчиковая игра: «Все пальчики водители». (Приложение №7) |
3. Третий этап – заключительный:
Итоговое ООД: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»
(Приложение №8)
(Приложение №1)
Беседа по картине «Улица города»
Цель: закрепить знания детей о ПДД.
Задачи: Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.
Ход беседы: Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы: Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. Зачем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?
После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобус, грузовая машина).
(Приложение №2)
Сюжетная игра–ситуация: «Автошкола»
Цель: научить ориентироваться в пространстве. Проверить и закрепить знания ПДД на улицах и дорогах.
Задачи: закреплять известные ПДД, расширить кругозор детей. Развивать навыки применения ПДД у детей. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.
Ход игры: Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребёнок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машины в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились.
Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС»
Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.
Задачи: Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.
Ход игры: Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином, едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые, молочные машины. Шофёры едут на зелёный свет, стоят - на красный. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.
(Приложение №3)
Целевая прогулка: «Улица»
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.
Задачи: Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице?
Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару, по правой его стороне.
- Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.
- Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?
Воспитатель подводит детей к пешеходному переходу.
- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу.
По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.
- Посмотрите, как все переходят улицу.
Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, рассказать об особенностях перехода.
Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.
(Приложение №4)
Дидактическая игра «Светофор».
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно «переключает» (меняет цвета на макете) светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
(Приложение №5)
Конструктивно-модельная деятельность
«Строительство дорожек для пешеходов и машин».
Цель: учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая
часть и тротуар), закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для
обыгрывания транспорт и матрешек.
Ход: Ребята, посмотрите, у меня есть картины, на которой изображены разные дороги.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных дорог, беседует с ними о том, какие бывают дороги, как можно назвать дороги, по которым ездят машины, ходят люди. Вместе описывают эти дороги (прямые, широкие, длинные, узенькие т. п.).
-Ребята, а какие бывают дороги? (большие, маленькие.)
-Да. По большим дорогам ездят машины, она широкая и называется шоссейная дорога. А по маленькой дороге ходят люди, в городе она называется тротуар, а еще есть дорожки, по которым ходят люди, дорожки называют тропинками, они узкие. Дороги бывают разные - прямые, широкие, длинные, узенькие и т. п.
- Давайте представим себе, что мы идем по маленькой дорожке.
Физминутка:
Дети выполняют движения по тексту.
По маленькой дорожке шагают наши ножки
Маленькие ножки топ, топ, топ.
Дружно по дорожке топ, топ, топ.
Весело шагают топ, топ, топ.
Песни напевают хлоп, хлоп, хлоп.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
Киваем головою, киваем головою
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы руки разведем
И по дорожке мы пойдем.
Воспитатель объясняет и показывает, как нужно построить узкую дорожку и как построить широкую дорожку.
- Постройте широкую дорожку и узкую дорожку.
- Молодцы, какие ровные дороги у вас получились, разные – широкая и узкая. А теперь возьмите мелкие игрушки поиграйте с ними, обыграйте свои постройки. Дети берут мелкие игрушки, обыгрывают свои постройки.
Аппликация
«Разноцветный светофор»
Цель: закрепить знание детьми сигналов светофора, продолжать учить располагать и наклеивать на листе готовые формы, воспитывать наблюдательность, внимание.
Ход: Дети садятся полукругом. Воспитатель, (выставляет игрушечную легковую машину). Сегодня я принесла вам эту красивую машину. Только вот беда, она не едет. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) Просто ее нужно заправить. Чем заправляют машины? (Бензином.) Правильно. А кто сидит за рулем машины? (Водитель.) Верно. Сейчас мы заправим машину бензином и посадим водителя в кабину. (Помещает куклу в кабину, из игрушечной канистры "заливает Бензин".) Теперь машина может ехать. Напомним водителю правила
дорожного движения. Выставляет большой напольный светофор и предлагает
детям вспомнить цвета сигналов - глазков ".
Воспитатель. Молодцы, все правильно!
Входит злая волшебница.
Волшебница. Я же предупреждала, что еще вернусь.
Воспитатель. Дети, опять злая волшебница хочет нам помешать. Что вам нужно?
Волшебница. На этот раз все будет по-моему. Ну и беспорядок я устрою на дорогах! Попробуйте обойтись без светофора. Ха-ха-ха! (Берет светофор и уходит.)
Воспитатель. Дорога осталась без светофора, злая волшебница унесла его. Что же делать? (Предложения детей.) А я вот что придумана. Давайте сами сделаем светофоры, чтобы они стояли на каждом перекрестке и никакая волшебница ни людям, ни машинам была не страшна. Надо торопиться, а не то случится беда. Садитесь за столы, на свои места.
Показывает образец. Дети приступают к работе. Наклеивают круги на прямоугольник. Воспитатель читает стихи С. Михалкова:
«Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленей говорит:
Проходите, путь открыт!"
Желтый свет - предупрежденье;
Жди сигнала для движенья».
После выполнения работы хвалит детей. Входит злая волшебница со светофором в руках.
Волшебница. Простите меня, я подсматривала за вами и поняла, что вы очень умные и хорошие. Я больше не буду устраивать беспорядки на дорогах, а наоборот, буду помогать водителям и пешеходам. Вот, возьмите свой светофор.
Воспитатель. Поверим ей, дети?
Дети. Да, поверим!
Воспитатель. Ну, если вы и вправду исправились, помогите нам светофоры расставить на дороге.
Воспитатель и волшебница прикрепляют на стенде работы детей (аппликации).
Воспитатель. Теперь на каждом перекрестке стоят волшебные светофоры. Волшебные они потому, что сделаны вашими добрыми и умелыми руками.
(Приложение №6)
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль»
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, выполнять правила движения.
Ход игры: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
«Цветные автомобили»
Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закрепить правила дорожного движения.
Ход игры: По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.
(Приложение №7)
Пальчиковая игра
«Все пальчики водители»
Все пальчики водители
Машиной управляют!
А так все пешеходы
Идут и не скучают
Идут по тротуару
Все правилу верны!
Все держатся лишь правой
Лишь правой стороны.
(Приложение №8)
«Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»
Цель: дать представление о работе светофора, формировать знания правил перехода улицы по светофору.
Ход:
Чтение стихотворения С.Михалкова:
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Беседа о светофоре
Воспитатель: Кто знает, что такое светофор? Какие огоньки в нем горят? А как вы думаете, что означает каждый цвет? Для чего же нужен светофор? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание, что цветные огни зажигаются не сразу, а по очереди. Когда загорается красный цвет, идти через дорогу нельзя. При зеленом разрешается переходить дорогу.
Воспитатель: Скажите, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу? А на красный свет можно идти? Почему нельзя идти на красный свет? (ответы детей).
Игра «Пешеход»
Цель: закрепить представление о работе красного и зеленого сигнала светофора.
По сигналу воспитателя (красный круг) дети стоят, а на зеленый - идут на другую сторону зала.
Рассматривание картины с изображением уличного движения.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что светофор бывает не только в центре перекрестка, но и по бокам тротуаров, у пешеходных переходов, где они останавливают машины, чтобы пропустить людей.
Воспитатель: Скажите, на какой цвет машины едут? А на какой стоят? Почему девочка с мамой не идут через дорогу? (ответы детей).
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Что должен знать воспитатель о ПДД»
Глазкова Л.В., старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка Ульяновская область
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.
Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.
Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.
Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.
В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).
В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота.
Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) во дворах домов.
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, роликовые коньки, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.
3-4 года
Содержание работы:
Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
Части автомашины, грузовой машины.
Правила дорожного движения:
Поведение на улице
Поведение в общественном транспорте
Сигналы светофора
Развивающая среда:
Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
Рули
Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература:
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет
Содержание работы:
Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда:
Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
Крупные и мелкие дорожные знаки.
Картинки на классификацию видов транспорта
Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
Изучение работы регулировщика
Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
Макет: разные виды перекрёстков
Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
Дидактические игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины»
Художественная литература:
Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
Учить детей соблюдать правила дорожного движения
Закрепить правила поведения на улице:
Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги
Развивающая среда:
Макет, имеющий разные виды перекрёстков
Альбомы «Разные виды транспорта»
Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н. «Самокат»
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
в помощь воспитателю по правилам дорожного движения в ДОУ
Глазкова Л.В., старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Василёк»
р.п. Мулловка Ульяновская область
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли, выйдя из транспортного средства, осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения зачастую им недооценивается.
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении образовательной деятельности по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаются различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старших группах ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица».
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения:
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по безопасности дорожного движения «Беседа о правилах дорожного движения» с использованием ИКТ-технологий с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект занятия по безопасности дорожного движения для средней группы...
Презентация к НОД по безопасности дорожного движения в средней группе "Беседа о правилах дорожного движения"
Презентация к занятию по ОБЖ (безопасность дорожного движения) в средней группе...
Презентация для детей: "ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" в ходе акции «Москвичи с рождения – за безопасность дорожного движения»
Презентация для детей: "ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" в ходе акции «Москвичи с рождения – за безопасность дорожного движения» Цель: Научить детей соблюдать правила дорожного движения...
Социальная акция по правилам дорожного движения «Чернянцы с рождения – за безопасность дорожного движения»
Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно – транспортного травматизма, к необходимости применения решений безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей ...
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»
Цель: Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движе...
Смотр-конкурс Информационных уголков по безопасности дорожного движения Номинация: «Лучший уголок по безопасности дорожного движения среди ДОО»
Актуальность темы: «Обучение детей правилам дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО».Безопасность дорожного движения является одной из важных социально – экономических и демографических задач росс...
Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения
Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...