Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сапарова Елена Николаевна

 

     Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.pptx963.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Слайд 2

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Научно – исследовательские условия. Изучение работ: Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Методические условия. И зучение работ по методике обследования развития сенсомоторных процессов у дошкольников: Л.В. Антаковой-Фоминой , М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского . Година Г.Н., Пилюгина Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспита т елей детского сада. Киселева В. Развитие тонкой моторики. Организационно– педагогические условия. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 3

«Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» Л.Л.Фомина «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский «С анатомической точки зрения приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса». В. М. Бехтерев «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». И. М.Сеченов.

Слайд 4

Актуальность Мелкая моторика способствует формированию всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - игровой, продуктивной, трудовой, предметной. Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы, непосредственно связанная с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Поэтому важным является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости и в дальнейшем успешного обучения в школе.

Слайд 5

Цель: создание оптимальных условий развития мелкой моторики дошкольников через продуктивную деятельность . Задачи : повышение уровня речевого развития детей; создание эмоционально положительного настроя; р азвитие психических процессов; разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников; создание предметно – развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует р азвитию всех психических процессов и речевых функций.

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Подготовительный этап воспитатели родители дети

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада подготовительный этап : и зучение литературы по теме; определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей младшего дошкольного возраста; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление наглядного, дидактического материала.

Слайд 9

Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников Размещение информации на информационных порталах Совместное пополнение РППС в группе Проведение родительских собраний Мастер классы Индивидуальные консультации Совместные мероприятия с родителями и детьми Анкетирование

Слайд 10

Практический этап Развитие движений рук и ручной умелости Манипуляция с крупными деталями Работа с конструктором « Лего », мозаиками, с деталями крупных размеров; Манипуляция с мелкими деталями Работа с техническим конструктором; Нанизывание пуговиц мелких размеров на леску; Нанизывание бусинок на нить; Обрывная аппликация; Сортировка крупяных изделий; Аппликация из крупяных изделий;

Слайд 11

Работа с нитками, проволокой, шнурками Завязывание и развязывание узелков; Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на палец (получается колечко или спираль); Шнуровка ботинок, сапог, курточек; Наматывание ниток на катушку. Складывание бумаги Изготовление изделий способом складывания – «гармошка; Изготовление изделий способом оригами простых конструкций (рыбка, лягушонок, ёлочка)

Слайд 12

Вырезание из бумаги и склеивание Изготовление аппликаций; Изготовление закладок с элементами аппликации. Рисование, раскрашивание Раскрашивание картинок, сюжетных картинок в «Книжках – раскрасках»; Рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью, гуашью, фломастерами и пальчиками по песку.

Слайд 13

Графические упражнения Прямые линии. «Я самый меткий»; «Дорожки»; «Дождик». Штриховка Обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями). Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша Клубочки Рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов Упражнения в способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.

Слайд 14

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности выступление на педагогическом совете учреждения; выступление на методическом объединении для воспитателей групп по социально-коммуникативному развитию; публикация методических разработок в интернет –сообществе «Дошкольник. ru », « Maam » размещение информации на сайте детского сада; участие во всероссийском конкурсе «Радужные облака»

Слайд 15

В будущем планирую: 1. Продолжить работу с детьми в данном направлении; 2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей ; 4. Совершенствовать предметно – развивающую среду ДОУ; 5. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня; 6. Вести просветительскую работу (статьи в журналах, интернет сообществах); 7 . Привлекать родителей воспитанников к активному созданию единого образовательного пространства детства .

Слайд 16

Литература Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс,2007. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2001. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.Волшебные обводилки . Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 32 с Кирпичникова . Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78. 5. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5- С. 24-28. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез.,2007г. www . logopedy . ru / portal / logoped - literature /.../193- su - jok . html www . doshkolnik . ru / otkritki /4280- dekupazh . html http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...

Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мною педагогом (Воспитатель) Гультяевой А.М. проведен анализ занятий по развитию мелкой моторики в группе детей младшего дошкольного возраста. На основании исследования были сформулированы методически...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить...