Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал (младшая группа)

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0008b5d2-0530ea9c.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя  

 Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

                         

Я работала над темой «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Определила цель по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и создания  условий для развития и совершенствования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Исходя из цели, поставила задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.

2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Работая на 1 младшей группе, я пришла к выводу, у детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Свою работу по самообразованию, построила по следующим направлениям:

  1. На теоретическом этапе  изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы: 
  • Черенкова Е.Ф «Оригинальные пальчиковые игры».-М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXIвек», 2007.
  • Нищева Н.В Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.:ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014.
  • Художественное творчество: комплексные занятия.Первая младшая группа/ О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.
  • Якушко Е.А Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Метод, пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Тимофеева Е.Ю., Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: ООО «Издательство» Корона. Век», 2011.
  • Земцова О.Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику.  2- 3 года, серия «Умные книжки». – М.:  ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015.
  1. На практическом этапе:
  •  Подготовила материал и пополнила  картотеку  пальчиковых игр.

  •  Изготовила дидактические игры:

- «Собери бусы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.

-  «Забавные прищепки»

Цель: идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения.

- «Рыбки - застежки»

Цель: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать тактильные ощущения, усидчивость, концентрацию внимания, глазомер.

- «Пришиваем пуговицы»

Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, глазомер, способствовать развитию логического мышления.

- «Тактильные игрушки»

Цель: способствовать развитию тактильного, зрительного, сенсорного восприятия, а также мелкую моторику пальцев рук, мышление, память, речь.

- «Тактильные дорожки»

Цель: Развивать и совершенствовать тактильное восприятие, движения кистей и пальцев рук, способствовать развитию речи, познавательного развития.

- Сенсорная коробка «Слоненок»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов.

Ее использование многообразно. Ее можно использовать как тематически, например, изучение геометрических фигур, или большой – маленький, твердый - мягкий, короткий - длинный так и просто для игр.

  •  Изготовила пальчиковый шагающего театр из фетра - способствует развитию мелкой моторики, речи и творческих способностей.
  • Провела работу с родителями:

- индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

- консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

  • С детьми была проведена следующая работа

- пальчиковые игры, физкультминутки. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность  и  интерес  к  этой  деятельности  повышается,  если упражнения  сопровождаются  чтением  стихов,  потешек.

- во  время  совместной  и  самостоятельной  деятельности  детей  я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть  одновременно  сценаристом,  режиссером, постановщиком  и  актером.

- Художественно - эстетическое развитие (рисование, лепка).  В течении всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе; приемы лепки из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.

И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые  будут  способствовать  развитию  мелкой  моторики  рук,  общей моторики, самостоятельности,  которые  будут  формировать  интерес  к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мною педагогом (Воспитатель) Гультяевой А.М. проведен анализ занятий по развитию мелкой моторики в группе детей младшего дошкольного возраста. На основании исследования были сформулированы методически...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить...