Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал (младшая группа)
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0008b5d2-0530ea9c.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию воспитателя
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Я работала над темой «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Определила цель по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и создания условий для развития и совершенствования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Исходя из цели, поставила задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.
2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
Работая на 1 младшей группе, я пришла к выводу, у детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Свою работу по самообразованию, построила по следующим направлениям:
- На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
- Черенкова Е.Ф «Оригинальные пальчиковые игры».-М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXIвек», 2007.
- Нищева Н.В Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.:ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014.
- Художественное творчество: комплексные занятия.Первая младшая группа/ О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Якушко Е.А Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Метод, пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Тимофеева Е.Ю., Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: ООО «Издательство» Корона. Век», 2011.
- Земцова О.Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику. 2- 3 года, серия «Умные книжки». – М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015.
- На практическом этапе:
- Подготовила материал и пополнила картотеку пальчиковых игр.
- Изготовила дидактические игры:
- «Собери бусы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.
- «Забавные прищепки»
Цель: идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения.
- «Рыбки - застежки»
Цель: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать тактильные ощущения, усидчивость, концентрацию внимания, глазомер.
- «Пришиваем пуговицы»
Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, глазомер, способствовать развитию логического мышления.
- «Тактильные игрушки»
Цель: способствовать развитию тактильного, зрительного, сенсорного восприятия, а также мелкую моторику пальцев рук, мышление, память, речь.
- «Тактильные дорожки»
Цель: Развивать и совершенствовать тактильное восприятие, движения кистей и пальцев рук, способствовать развитию речи, познавательного развития.
- Сенсорная коробка «Слоненок»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов.
Ее использование многообразно. Ее можно использовать как тематически, например, изучение геометрических фигур, или большой – маленький, твердый - мягкий, короткий - длинный так и просто для игр.
- Изготовила пальчиковый шагающего театр из фетра - способствует развитию мелкой моторики, речи и творческих способностей.
- Провела работу с родителями:
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.
- консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
- С детьми была проведена следующая работа:
- пальчиковые игры, физкультминутки. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.
- во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером.
- Художественно - эстетическое развитие (рисование, лепка). В течении всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе; приемы лепки из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.
И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...
План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мною педагогом (Воспитатель) Гультяевой А.М. проведен анализ занятий по развитию мелкой моторики в группе детей младшего дошкольного возраста. На основании исследования были сформулированы методически...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить...