План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
методическая разработка (младшая группа)

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КУ Урайский специализированный Дом ребёнка»

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

 

Воспитатель:

Гр. № 2 «Пчёлки»

Дегтярёва З.В.

                                                                                               2018 – 2019 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

 

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2018 г.

Предполагаемая дата окончания работы: 30. 05. 2019 г.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.

Задачи:

  1.  Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик; 

 

 Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

Система работы представлена по следующим направлениям:

- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

- Работа с родителями- консультации и беседы.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и используя основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

  • Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  • Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

 

Актуальность выбранной темы.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. 

Месяц

Самообразование

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

-Выбор и определение темы самообразования

- Планирование работы по теме самообразования

Проведение диагностического обследования

Октябрь

- Составление плана по самообразованию

- Оформление картотеки пальчиковых игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Осень»

- «Ёж»

- «Дятел»

- «Овощи»

Дидактические игры:

- Мозаика

(напольная)

- Бусы

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

Ноябрь

- Создание картотеки дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Капуста»

- «Зайка»

- «Фрукты»

- «Апельсин»

Дидактические игры:

- Конструктор

- Бусы

- «Чудесный мешочек»

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

- Анкетирование воспитателей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Декабрь

- Создание картотеки игр с массажными мячиками.

- Подбор и разработка дидактических игр.

- Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Ёлка»

- «Снежок»

- «Замок»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Ёжик»

- «Орех»

Дидактические игры:

- «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

- «Строим забор» из счётных палочек

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Январь

- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Заучивание пальчиковых игр:

- «Медведь»

- «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Шарик»

- «Иголки»

Дидактические игры:

- «Сухой бассейн»

- «Разрезные картинки»

- «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук».

Февраль

- Пополнение картотеки дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Перчатка»

- «Человечек»

- «Зима»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Горка»

- «Месим тесто»

Дидактические игры:

- «Пазлы»

- «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

- «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

- «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

Март

- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

- Изготовление дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Весна»

- «Кап, кап, кап...»

- «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

- «Пазлы»

- «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

- «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Апрель

- Оформление картотеки дидактических игр.

-  Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

- Изготовление дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Голуби летели»

- «У дорожки дуб растёт»

- «Пчела»

Дидактические игры:

- «Пальчиковые шаги»

- «Бусы для мамы»

- «Шнуровка»

- «Пазлы»

- «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Май

- Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

 - Оформление работы в полном варианте.

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Сообщение на тему: «Обогащение опыта на тему: «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей младшего возраста».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
  3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
  4. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  7. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».

Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...