Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
проект по теме

Смирнова Елена Александровна

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет

 с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vunderf_diplomnyy_proekt_2.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

"Родные символы  или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ". 

Разработал (а)                                Смирнова Е.А.

                                                


Содержание

Введение ...............................................................................................2 стр.

Аннотация................................................................................................

Актуальность............................................................................................

Цели и задачи проекта.............................................................................

Основное содержание проекта...............................................................

Условия реализации проекта.................................................................

Участники проекта...................................................................................

Ожидаемый результат.............................................................................

Реализация проекта...................................................................................6 стр.

          Подготовительный этап………………………………………

 Содержание проекта…………………………………………

Завершающий этап …………………………………………

Заключение....................................................................................12 стр.

Список литературы......................................................................14 стр.

Введение

Детство – каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества.

Чтобы в детский ум и сердце входила

 красота настоящего человека,

величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

 В.А. Сухомлинский

Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Актуальность выбранной темы 

        В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.

В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень  важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой проблеме особое внимание. Опубликованы нормативные документы по этой теме, Министерством образования разработана программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы», которая ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К.Д Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. (Е.А.Казаева, Е.К.Ревина, Л.А.Кондрыкинская).

Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Неофициальные символы России как средства развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста".

Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с  негосударственной символикой России.

Для достижения данной цели были определены задачи:

  1. Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации (балалайка, самовар, валенки, береза, ромашка, матрешка, медведь);
  2. Развивать творческие способности детей, воображение;
  3. Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
  4. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;
  5. Организовать сотрудничество с родителями.

Сроки проекта: май 2015г. (краткосрочный)

Участники проекта:  дети старшего возраста, родители, педагоги дополнительного образования.

Используемые методы работы:

  • Беседы о родине.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.

Методическое обеспечение:

  • Компьютер.
  • Мультимедийная презентация.
  • Стенд "Родные символы" (иллюстрации: берёза, матрёшки, самовар, валенки, медведь, ромашка, балалайка).
  • Выставка матрешек (домашнее задание).
  • Заготовки для творческой работы (трафарет цветка).
  • Пустой стенд (оформляется во время занятия, поделка с детьми).
  • Стол с самоваром и угощением для чаепития.
  • Изображение (на ватмане) берёзы.
  • Видео (технология изготовления валенок).
  • Запись песни "Во поле березка стояла".

Ожидаемые результаты: 

1. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

2. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

3. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

  • Чтение книг   ( Т.Коти «Моя первая книга о России»; А.Афанасьев «Народные русские сказки»; «Золотая книга Русской культуры», В. Соловьев , «Путешествие в мир фольклора» Загаруля Г.А )
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий   (Беседы и рассматривание кукол в русских национальных костюмах (картинки, открытки), «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника». М.-«Махаон»2009, «Энциклопедия почемучки». Составитель Скоробогатская О.Н. Харьков 2012)
  • Проведение тематических  занятий, уроков  
  • Оформление выставки рисунков, фотографий    по теме "Родные символы"
  • Разучивание песен, стихов  (Заучивание стихотворений «Береза» С. Есенин, «С чего начинается Родина» Л.А. Кондрыкинская,  хороводные игры «На горе то калина», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», разучивание песни " Сапожки русские")

  • Изготовление костюмов и оформление зала для мероприятия "Родные символы"

Содержание проекта

1.Повторение государственных символов России. Беседа о Родине, чтение детьми стихотворений о Родине, рассказывание пословиц и поговорок о Родине.

2.Неофициальные символы России.

2.1. Береза.

Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Я собирала   материал о традициях, приметах, обычаях, связанных с березой. Дети на занятиях были увлечены рассказами о березе. И на мероприятии они продемонстрировали свои блестящие познания об этом дереве нашим гостям. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. А уж сколько песен о ней спето! Девочки исполнили  традиционный хоровод под мелодию популярной русской народной песни "Во поле берёзка стояла".

2.2.Ромашка.

После замечательного танца мальчики подарили девочкам ромашки. И совершенно неслучайно они выбрали именно этот цветок. Ромашка, как и береза, символ русской природы.

Существует несколько красивых историй о ромашке. В Америке, например, говорят, что ромашка – это зонтик гномиков. Когда идет дождь, гномик прячется под этот цветок и остается абсолютно сухим. Так он может передвигаться на большие расстояния. Очень хочется продолжить, историю, сказав, и до России он добежал. Понравились гному просторы России, и поселился он здесь, а чтоб от дождя укрыться, насадил он в поле цветок свой любимый.

В русских деревнях ромашку сравнивали с удивленными глазами. «Открываются тысячи глаз и смотрят в небо, будто пытаются понять смысл мироздания. Вот так упадешь в ромашковом поле, прислушаешься к тишине, а услышишь тихий шелест – это ромашка шепчет тебе свои тайны…» 

Интересно и то, что ромашку не сразу назвали ромашкой в России. Первоначально ее называли пупавками, это название зафиксировано в старых лечебниках. Позже ее назвали «романовой травой», потом «романой», и лишь в конце XVIII века, русским агрономом Болотовым впервые употреблено слово «ромашка», которое и закрепилось в русском лексиконе. 

Думаю, что и до сих пор ромашка является любимым цветком многих девушек и женщин.  Венки из ромашек – украшение головы на любом выезде за город. А сколько гаданий по ромашке – и не перечислить…. 

А вообще ромашка символ добра, любви, и добрых пожеланий.

Дети под моим руководством сделали цветок пожеланий на магнитной доске. Каждый ребенок брал заготовленный лепесток, читал пожелание, которое на нем написано, крепил к магнитной доске. Получилась уникальная ромашка с пожеланиями!

2.3.Матрешка.

Следующий символ России - это ответ на загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская ...

Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Я познакомила детей с историей возникновения Матрешки, с ее особенностями и многоликими обликами. В группе была организована выставка матрешек. Это было домашнее задание детей, и они замечательно с ним справились вместе со своими родителями.

2.4.Балалайка.

Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами.  Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара.  А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России? Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.

Дети исполнили звонко и задорно частушки про балалайку. Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Пусть фольклор, созданный русским народом живет в детских сердцах. Вот некоторые русские частушки, исполненные детьми:

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Балалайка, балалайка,

Я в тебя влюбленная,

Потому что ты родная,

Русская, народная!

Три струны всего, трям-трям.

Инструмент известен нам.

Балалайку я возьму,

Плясовую заведу.

2.5.Медведь.

Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он  не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлюбивости, с другой - в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом олимпиады уже второй раз. Поэтому нашим гостям мы показали номер в исполнении одного из детей. Возможно на одной из будущих олимпиад будет выступать и мой воспитанник. Тем более, что среди призеров разных чемпионатов по единоборствам большинство русских спортсменов.

2.6.Валенки.

В рамках проекта был подготовлен видеорепортаж про валенки, из которого дети узнали из чего и как они изготавливаются. Дети удостоверились, что валенки уникальная обувь без швов, самая дешевая, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь. Познавательный рассказ о валенках закончился выступлением воспитанницы, которая потрясающе исполнила песню  " Сапожки русские".

2.7.Самовар.

Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, невольно представляешь себе пузатый медный самовар. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние  не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.

Мы тоже с ребятами постарались создать атмосферу для дружеской беседы и угостили  наших гостей чаем с бубликами и вареньем.

Завершающий этап

Патриотическое мероприятие прошло успешно. Дети познакомились с неофициальными символами России, с традициями нашей страны. Звучали стихи о Родине, пели народные русские песни и, конечно, весело играли.

Я поставила перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах. Благодаря этому проекту кругозор детей расширился.

Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я сопровождала его наглядным материалом: предметами старинного быта, слайдами, иллюстрациями. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизировала их внимание, побуждала к логическому мышлению. Продуктивная творческая деятельность, которая  включала рисование, аппликацию, позволяла закрепить полученные знания детей. Результаты продуктивной деятельности оформлялись в форме тематических выставок.

Итоговым продуктом моего проекта стала совместная работа с детьми - шкатулка "Народные символы России", в которую мы положили красочные аппликации для каждого символа. Теперь эта шкатулка будет пополняться с каждым годом! Ведь у нас самая большая страна в мире, настолько уникальная и многообразная, что о ней можно говорить бесконечно. И мы вспомнили далеко не все символы нашей необъятной родины, а только малую часть.

Заключение

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства.  В беседах о Родине активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении хоровода "Во поле березка стояла" у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это  позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной  культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Список литературы

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - 2007, “Учитель”.
  2. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
  3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  6. Интернет ресурсы:
  7. http://rf2003.narod.ru/neoficialnie.htm
  8. http://selenaart.ru/post188678793
  9. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/neofitsialnye-simvoly-rossii
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F2%F0%E0%E6
  11. http://mirsovetov.ru/a/housing/make-myself/stained-glass-painting-colors.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Презентация "Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста"

Тема "Величина" является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность, потому что эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими...