Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании.
статья на тему

      Наши   дети    должны   хорошо   знать   не   только историю   Российского   государства,   но   и  традиции национальной   культуры,   осознавать,   понимать   и активно  участвовать  в её возрождении.  

     Неоценимым национальным богатством являются  народные    игры.   В   них    заключена   информация, дающая  представление о повседневной  жизни наших предков  –  их  быте,  труде,  мировоззрении. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ispolzovanie_narodnyh_igr.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании.

      Наши   дети    должны   хорошо   знать   не   только историю   Российского   государства,   но   и  традиции национальной   культуры,   осознавать,   понимать   и активно  участвовать  в её возрождении.  

     Неоценимым национальным богатством являются  народные    игры.   В   них    заключена   информация, дающая  представление о повседневной  жизни наших предков  –  их  быте,  труде,  мировоззрении.

     Введение  русских  народных  игр в педагогический процесс  детского сада позволит детям познакомиться с    традициями    и     обычаями     русского     народа, сформировать  основы  русской   народной   культуры, духовного, нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

     Игра – это жизнь для детишек, а для педагогов - метод воспитания. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью.  

       Есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-гуси», «Волк и овцы», «Змейка», «Зайка беленький», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты. С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Например: «Дударь», «Ворота». С большим интересом дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Горелки», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишка». Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

      Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

     Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

     Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Познакомившись с традициями этого праздника, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.

     На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми на общий праздник в музыкальный зал, где собираются  и родители, и сотрудники. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

        Народное воспитание имеет еще одно, на мой взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек – женщин - матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (село, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

это материалы на которые можно опираться при написании опыта работы на изучаемую тему....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей  "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...

«Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании»

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формиро...

Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. ...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...