Организация трудовой деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей (консультация для воспитателей).
консультация по теме

Набиева Ольга Алексеевна

Материал содержит информацию об организации трудовой деятельности дошкольников. Показываются варианты, которые помогут вам организовать ее с детьми вашей группы, учитывая особенности каждого из воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org-tsiya_trudovoy_d-ti_s_uch._ind._os.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

          ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1195

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

ТЕМА: «Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей».

Составила и провела:

воспитатель группы

Набиева Ольга Алексеевна

МОСКВА – 2013

Трудовое воспитание в дошкольном детстве является одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса. А главной задачей трудового воспитания – формирование правильного отношения к труду, а также формирование навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности. Эта задача может успешно реализоваться при учете особенностей детской трудовой деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренными «Программой воспитания в детском саду» трудовыми навыками и умениями, с интересом занимаются любыми видами труда.

Направляя трудовую деятельность детей, основное внимание необходимо уделять развитию у них организаторских навыков, стараться больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Предлагайте научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, поощряйте возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для детей можно ввести правило: «Научился работать, научи товарища». Это окажет положительное влияние как на «учителей», так и на обучающихся.

Если вы увидите, что предъявление к детям повышенных требований положительно влияет на их воспитание, попробуйте дать им новое, ответственное задание: шефство над малышами. В постоянном общении старших детей с младшими воспитываются такие ценные нравственные качества, как заботливость, чувство ответственности.

Однако некоторые дети, будучи дисциплинированными, дружески расположенными ко всем, трудиться могут только в одиночку. Работать коллективно они не отказываются, но не умеют из-за несформированности навыков. Это, как правило, новички или часто отсутствующие по болезни, не уверенные в себе дети, в семье у которых нет постоянных трудовых обязанностей. Им необходимо помочь найти свое место среди остальных детей.

Учитывая интересы и индивидуальные особенности таких детей, объединяйте их для выполнения работы.

Например, если один ребенок любит ухаживать за комнатными растениями, поставьте его в пару с ребенком, хорошо владеющим этими навыками, доброжелательным, умеющим трудиться, обладающим организаторскими способностями. Через какое-то время поручите ему руководство работой, успехи отметьте перед всеми детьми. Ребенок станет чувствовать себя увереннее. Постепенно обязанности детей необходимо расширять: поручать дежурства по столовой, по подготовке к занятиям и т.д. В содружестве с умеющим, доброжелательным сверстником ребенок быстрей овладеет новыми трудовыми умениями. Позже он уже ничем не будет отличаться от детей, умеющих хорошо выполнять любую работу.

Далее необходимо начать развивать у ребенка навыки организатора. Обращайте внимание дошкольника на отношения с детьми тех, кто был хорошим организатором: как они разговаривают, распределяют обязанности, вовремя приходят на помощь. Выражайте уверенность, что так и он сможет, ведь работа у него хорошо получается. Поставьте этого ребенка во главе той группы детей, которая только овладевает трудовыми умениями, которыми он владеет очень хорошо. С нашей помощью дошкольник со своей ролью справится и в дальнейшем, не раз будет выполнять обязанности руководителя трудовых групп. Скорее всего, такой ребенок хорошо будет справляться тогда, когда нужно будет обучать детей, недостаточно владеющих трудовыми навыками, так как будет терпелив и настойчив, поскольку его самого когда-то обучал данным навыкам другой дошкольник.

Особое внимание придется обратить на детей, которые в любом деле сразу же захватывают инициативу в свои руки, дают товарищам много указаний, но проявляют несдержанность и тем самым плохо влияют на коллектив. Таких детей в группе, как правило, бывает 2-3. Сами они трудиться не хотят, хотя и обладают хорошими трудовыми умениями, а только командуют. Дети, со временем, начнут отказываться с ними дежурить, выполнять трудовые поручения, участвовать в коллективном труде.

Необходимо учить таких детей понимать и оценивать значимость своего труда для всего коллектива, в процессе трудовой деятельности воспитывать сдержанность, уважение к товарищам по труду. Можно пригласить родителей в детский сад понаблюдать, как трудятся дети. Это может оказать положительный эффект, т.к. родители могли быть не равнодушными к поведению своего ребенка, но занять неверную позицию. Скорее всего, ребенок по своему обыкновению сразу же захватит лидерство в группе, начнет давать всем указания в резкой форме, что, естественно, приведет к ссорам. Я считаю, что наблюдение окажется для родителей полезным, они увидят различие в поведении детей и своего ребенка. 

Думаю, что с этого дня отношение родителей к советам педагогов изменится, они станут чаще вовлекать дошкольника в совместную трудовую деятельность, приглашать сверстников в гости и организовывать совместную деятельность. Важно обратить их внимание, чтобы при этом они обращали на воспитание у ребенка сдержанности, умения считаться с интересами партнеров по труду.

 Совместно с родителями надо стараться влиять на чувства ребенка, добиваться, чтобы он радовался тому, что его труд нужен другим детям, чтобы такие чувства ребенок пережил многократно, и они стали устойчивыми.

Привлекайте таких ребят к наблюдениям за трудом детей, умеющих дружно работать, сохранять доброжелательный тон во взаимоотношениях, обращайте их внимание на поведение руководителя группы, предлагайте оценить их взаимоотношения. Убеждайте ребят в том, что и они тоже смогут дружно работать. Старайтесь поддерживать у них устойчивое желание изменить свое поведение. Для осуществления поставленной цели включайте их и для работы в небольшие трудовые группы с теми детьми, которые умеют не только трудиться, но и являются хорошими организаторами. В этих случаях такие дети оказываются в подчиненном положении. Работая рядом с ними, ребенок становится таким же спокойным, не спорит. При этом педагог должен обращать внимание других детей на то, что ребенок трудится для всей группы. Дошкольник станет радоваться похвале и будет доволен, что помог товарищам.
По истечении определенного периода ребенок станет более сдержанным, а срывы в поведении будут наблюдаться очень редко, возможно даже сойдут на нет.

Практикуйте в старшем дошкольном возрасте систематическое проведение бесед о результатах коллективного труда, о том, как дети дежурили в течение недели. Это будет способствовать формированию у них общественного мнения, установлению правильных взаимоотношений. Однако высказывания некоторых детей носят иногда слишком категоричный характер, что не может не вызывать беспокойство. Резкое суждение не только не помогает исправлению недостатков, а даже озлобляет некоторых детей. Поэтому в беседах важно обращать внимание на некоторые, пусть даже незначительные, успехи детей, чаще других подвергавшихся критике.

Постепенно, шаг за шагом мы добьемся отсутствия резких суждений в оценке труда детей, появится проявление чувства сопереживания, товарищества, желание помочь тому, кто еще не совсем справляется с поручением.

Индивидуальный подход в трудовом воспитании необходим в отношении всех детей, в том числе и тех, которые уже хорошо владеют трудовыми навыками и умениями! Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется тесный контакт детского сада с семьей.

 



Литература.

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2005.

Кононко Е.Л. Трудовое воспитание детей в семье. – Киев, 1988.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. М.А. Васильевой. – М, 1984.