Основоположники отечественной педагогики о роли семьи в воспитании детей
учебно-методический материал на тему

Чичерина Ирина Дмитриевна

Как известно, семья - это первый социальный институт воспитания детей, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация, включающая в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. Именно в семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно для ребенка.

Согласно ФЗ РФ №273 "Об образовании в Российской Федерации" ст. 44 пп. 1-2, родители "обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка...", именно они являются первыми педагогами для своих детей, и на них лежит ответственность в воспитании личностных качеств ребенка.

О роли семейного воспитания в развитии личности ребенка писали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В своей работе я остановилась на мыслях основоположников отечественной педагогики: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко.

Буду рада, если Вас заинтересует моя работа! Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Реферат

«Основоположники отечественной педагогики о роли семьи в воспитании детей»

Чичериной Ирины Дмитриевны,

воспитателя МБДОУ д/с №35 комбинированного вида,

курс «Дошкольное образование: содержание и методика работы с детьми старшего дошкольного возраста»

г. Железнодорожный

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

К.Д. УШИНСКИЙ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ………………….4

Н.И. ПИРОГОВ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ………….6

Л.Н. ТОЛСТОЙ МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ………………9

П.Ф. ЛЕСГАФТ О ЗНАЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……11

П.Ф. КАПТЕРЕВ О ДОШКОЛЬНОМ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………………………….13

А.С. МАКАРЕНКО О ВОПРОСАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...18

ВВЕДЕНИЕ

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. [1, с.4]

 Ещё до революции говорили о роли семьи в познании ребёнком окружающего мира. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Согласно ФЗ РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 пп. 1-2, родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка...», в то время как «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Таким образом, именно родители являются первыми педагогами для своих детей, и с них не снимается ответственность за формирование личностных качеств ребенка.

Конечно, семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребёнка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребёнку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.

     Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты - педагоги дошкольных учреждений.

     Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания, объясняя свою позицию тем, что семья подаёт детям дурной пример, в рамках её – они не могут включаться в труд, становятся избалованными. [1, с.5]

     Таким образом, можно сказать, что проблема семейного воспитания считалась крайне важной и актуальной во все времена, так как данная форма воспитания поистине оказывает огромное влияние на развитие и формирование каждой личности. Семейное воспитание можно сравнить с  фундаментом, на котором зиждется жизнь человека.

К.Д. УШИНСКИЙ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

     Имя Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870) занимает особое место в истории отечественной педагогики. Он построил педагогическую систему, творчески переработав современные ему достижения не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики.

    Особое значение Ушинский придавал воспитанию детей в дошкольном детстве и рассматривал этот период как ступень в общей системе воспитания и обучения. [2, с.184]

      Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства,— писал Ушинский,— приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,— право на правильное и доброе воспитание”.  

     Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.

     Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. [1, с.169]

     Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, “вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но, имея в виду высокую цель — провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”.

     В условиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие «Родное слово» (часть I) и «Руководство к преподаванию «Родного слова» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8—10-летнего возраста.

          Можно сделать заключение, что  для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К.Д. Ушинского. В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей.

Н.И. ПИРОГОВ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Николай Иванович Пирогов (1810—1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале “Морской сборник со статьей “Вопросы жизни”, в которой поставил ряд важных вопросов семейного и общественного воспитания детей. Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в прессе, учебных заведениях, среди педагогов и родителей.

В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, “самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества”, спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ранней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образование. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Однако в педагогических высказываниях Пирогова отразилась и его классовая ограниченность. Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь — воспитание: “Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества”.

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование.

Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опубликования статьи “Вопросы жизни”. Они были высказаны им в письмах к своей будущей жене еще в 1850 г. Главное назначение матери, - утверждал Пирогов,— “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности.

Более того Пирогов полагал, что, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они (женщины.— И. Ч.) делаются главными зодчими общества». Н.И. Пирогов настаивал на том, чтобы мать была окружена особым вниманием и уважением со стороны общества

Отметив, что в руках матерей “лежит будущность человечества”, Пирогов указывал на необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, - подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: “Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности,— вот ее труд”.

В семейном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Н.И. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н. И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке.

Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Видные педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов.

Л.Н. ТОЛСТОЙ МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ

    Гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой (1823 – 1910) известен и как выдающийся педагог. Начало педагогической деятельности Толстого относится к 60-м гг. XIX столетия, когда он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и начал издавать одноименный журнал «Ясная Поляна». В 70-е гг. на основе богатого практического опыта по обучению детей чтению и письму создал «Азбуку» и «Новую Азбуку». Он полагал, что развитие является процессом спонтанного развертывания качеств, заложенных в ребёнке от природы, и поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы осторожно помогать этому развитию. [2, c.270]

    Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.

   Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми

   Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать. Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию.

   Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

   Л.Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемые естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков.

   В педагогических взглядах Л.Н. Толстого имеются некоторые противоречия, крайности, реакционные мысли, показывающие его исторически классовую ограниченность как идеолога «примитивной крестьянской демократии» (религиозное воспитание, отказ от определения общественной цели воспитания, идеализация природы детей, требование организации примитивных школ для народа и др.). Однако в педагогических высказываниях и педагогической деятельности Л.Н. Толстого было много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской педагогики.

   Его громадная заслуга в том, что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о программе чтений, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как “гражданин земли родной”, мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя... Его влияние, несомненно, наложило свою неизгладимую печать на русскую педагогическую мысль...

Можно сделать вывод, что Л.Н. Толстой оставил нам литературное наследие. Отдельные работы, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которую не будет преувеличением назвать и теорией развития личности.

П.Ф. ЛЕСГАФТ О ЗНАЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

     Петр Францевич Лесгафт  (1837 – 1909) – педагог, общественный деятель, анатом и врач – создал оригинальную для своего времени научно-обоснованную систему физического воспитания, связанную самым тесным образом с умственным, нравственным и эстетическим развитием детей. [2, c.278]

В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей.

     П.Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. “Во время семейного периода жизни ребенка,— писал Лесгафт,— складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании”. [1, с.251-252]

     П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать «нормальный тип» ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. “Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.

     В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. “Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...”. [2, с.284]

     Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип, — писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”.

     Лесгафт П.Ф. удивлялся, почему так часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребенка в детский сад, и считал, что это “можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми”. Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе.

Таким образом,  П.Ф. Лесгафт в своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» сформулировал научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей.

КАПТЕРЕВ П.Ф. О ДОШКОЛЬНОМ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – видный педагог России второй половины XIX – начало XX столетия. Видное место в творчестве П.Ф. Каптерева занимают вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. C 1898 г. под его редакцией стали выходить брошюры “Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению”.

По мнению Каптерева, первые три-четыре года жизни ребенка составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования.

Ощущение - основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен ни к какой более высокой и сложной психической деятельности.

 В 70 гг. прошлого столетия идея создания детских садов в России только начинала обсуждаться в обществе, и Каптерев П.Ф. сумел правильно оценить педагогическое и общественное значение детского сада как воспитательного заведения для малышей. Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, ”лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития”.[3, с. 699]

Товарищество - важнейшее условие детских игр, которые доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием, так как захватывает детскую точность, целиком, в отличии от некоторых физических упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно “общественная” (со сверстниками),- это “серьёзная школа для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности”.[4, с. 55]

Каптерев доказал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, так как они находятся в нём лишь часть времени, проводя основную его часть в семье. Индивидуальность ребёнка в правильно организованном детском саду не подавляет, а наоборот, развивается. В детском саду, который превращён в школу для малышей с введением в ней всех школьных порядков, воспитание целиком извращено. Однако по извращенной форме нельзя судить о самой природе общественных учреждений. В детский сад собираются дети для свободных игр и занятий. Тут нет места принуждению и шаблону, дети по своему вкусу и склонностям группируются в играх и занятиях, в которых им, применяя свой опыт и знания, помогает воспитательница. Воспитательница не “буксир” тянущий за собой всех детей: куда она туда и дети. Каптерев П.Ф. признаёт правильным другое: куда дети, туда и воспитательница. И тогда отпадут упрёки в стадности воспитания, его шаблонности, придавливании индивидуальности ребёнка и т.п. Это не означало, что Каптерев целиком отвергал руководство в дошкольном воспитании или предоставлял детям полную свободу в их занятиях, в выборе игр, их характере. Опыт и знания воспитательницы искусно направляет занятия и игры детей, но не навязчиво, не ради точности правил, системы или распорядка.

        

А.С. МАКАРЕНКО О ВОПРОСАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939) – педагог, писатель. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, всю свою деятельность связывал с воспитательной практикой. Широкую известность получили работы А.С. Макаренко, посвященные проблемам семейного воспитания, в которых педагог убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни. [2, c.465-466]

   А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

   Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным старшим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

   В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

   Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет. А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей.

А.С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

   А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Он разработал многие конкретные вопросы теории воспитания. Он создал замечательные произведения, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового человека.

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор мнений великих педагогов, мастеров своего дела, которые провели тщательный анализ актуальных проблем семейного воспитания, показал, что во все времена огромную роль в семейном воспитании играет фон в семье, умение родителей поддерживать любовь и теплоту  друг к другу и детям.

    Из этого можно сделать вывод, что влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем связанных со здоровьем, обучением, общением, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

   Таким образом, для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Семья наряду с общественным воспитанием влияет на правильное развитие и формирование личности ребёнка. Семья имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. И только в здоровой семье могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуев Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.

2.        История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.В.Лыков, Л.М.Волобуева; Под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 520с.

3.        История русской педагогии 2-е изд. Пг., 1915.

4.        Энциклопедия семейного воспитания и обучения, 1898, вып. IV.



 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

спасибо за Ваш материал Советую в будущем обсудить с родителями книгу Уте Краузе "Принцессы и разбойники" к развитию Вашей темы о семье.

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Я. Корчак
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. ТЫ дал ему жизнь, как он может от- благодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности. Я. Корчак

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Януш Корчак