Консультация для педагогов «Выявление уровня одарённости ребёнка»
консультация

Мальцева Марианна Сергеевна

Выявить  уровень одарённости ребёнка не просто, но без информации об этом невозможно правильно выстроить образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._konsultatsiya_dlya_pedagogov_vyavlenie_odarennosti.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для педагогов

«Выявление уровня одарённости ребёнка»

Подготовила

педагог-организатор

Мальцева Марианна Сергеевна

г.Покачи, 2015

Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от ДОУ.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача детского сада - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. 

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший  из полученных человеком природных даров.  Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одарённых детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка.

        Выявить  уровень одарённости ребёнка не просто, но без информации об этом невозможно правильно выстроить образовательный процесс.  При определении уровня одарённости принято оценивать три параметра: мотивацию, интеллект и креативность. В диагностике одарённости должны участвовать не только психологи и педагоги, но и обязательно родители. более надёжна разносторонняя оценка. Важно помнить, что выводы специалистов (психологов и педагогов) не следует воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибаться, особенно в прогнозе развития. Главные, кто ответственен за судьбу ребёнка, а следовательно, и за диагностику, и за развитие, - родители.

Каждой из этих групп участников диагностического процесса соответствует свой инструментарий. Наиболее интенсивно разрабатываются методики для психологов: тесты, опросники и др. Значительно меньше методик для педагогов и родителей.

Проведение диагностирования.

Есть один очень важный аспект в деятельности профессионалов (психологов и педагогов), о котором, родителям следует знать обязательно. характер организации диагностического обследования  при поступлении в образовательное учреждение ( детский сад, школу, гимназию и пр.) – один из важнейших индикаторов профессионализма работающих в нём психологов и педагогов.

Рассмотрим ряд важных и основных принципов организации диагностики.

Принцип долговременности. Психодиагностическое обследование, направленное на выявление уровня одарённости ребёнка, должно быть долговременным. Диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей, разовым быть не может. Этого не позволяют сделать современный уровень теоретического и методического обеспечения этого процесса. Продолжительность его измеряется не часами и даже не днями. Для этого требуется гораздо более продолжительное время.

Принцип использования тренинговых методов и заданий.  Диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребёнком серий специальных, стандартизированных задач. По результатам решения производится оценка. Тренинговые методики делаются обычно с другими целями - цели коррекции и развития. в процессе этого развития можно реализовать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при разовых обследованиях. Ребёнок, благодаря заданиям тренингового типа, включенный в длительное обследование, может постепенно избавившись от стрессов, проявить свои истинные способности.

Принцип комплексного оценивания. Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Необходимо изучить, кроме уровня развития интеллектуальных, уровень развития творческих способностей, уровень психосоциального и физического развития.

Принцип участия разных специалистов. Если в обследовании участвуют только одни психологи, его итог не заслуживает полного доверия. В диагностическом обследовании должны принимать участие, как уже отмечено выше, кроме психологов педагоги, родители и дети (причем не только в роли «подопытных»).

Этими принципами, не исчерпывается набор требований, предъявляемых к профессионалам, но знание именно этих наиболее важно для родителей.

Организация обследования.

В качестве примера организации диагностического обследования детей на уровень одарённости представлен один из вариантов организации.

Вся работа условно поделена на четыре этапа.

Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребёнке. Из пяти основных источников: от родителей, врачей, практических психологов, воспитателей и самих детей.

Для  родителей использовались следующие методики: «карта одарённости», «интеллектуальный портрет» и др.

Воспитателям предлагались «методика определения склонностей ребёнка», «карта интересов для  дошкольников» и «методика интеллектуальный портрет».

В комплект для практических  психологов входили, ставшие уже традиционными методики для определения  уровня интеллектуального  развития: это, прежде всего, тесты Д.Векслера, ДЖ. Равена и др. Для оценки творческого мышления – адаптированные варианты краткого теста творческого мышления П.Торренса, а также методики выявления уровня психосоциального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучалась также и сфера физического развития.

Участие детей в диагностике собственной одарённости на этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий.

Собранная таким образом информация позволяла создать первое представление о каждом ребёнке.

Этап оценочно-коррекционный. этот этап в диагностической схеме ориентировании на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия по специальным программам. Они направлены на развитие продуктивного мышления.  В результате дети оказываются включенными в специальные занятия, направленные на их психосоциальное, интеллектуально-творческое и физическое развитие с параллельной целью диагностического обследования. Занятия были обязательными для всех воспитанников.

Этап самостоятельной оценки. Дети участвовавшим в экспериментальной работе, было предложено посещать эти специальные занятия самостоятельно. Проявление склонности к повышенным, для дошкольника, интеллектуальным нагрузкам, по свидетельству многих ученых, - одна из важных отличительных черт одарённого ребёнка.

Анализ данных, полученных на первых двух этапах работы, показал, что основная масса детей, решивших продолжить занятия, имеет высокие уровни логического и творческого мышления.

Упоминавшаяся выше система одномоментного, разового обследования - традиционная система выявления одарённы - таких детей обнаружить не в состоянии.

Этап заключительного отбора. Основывается на данных, полученных в ходе работы из четырёх источников (родители, воспитатели, психологи и сами дети), мы получили информацию, которая позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одарённости детей, что служит довольно надёжным основанием для построения прогноза развития каждого из них.