Консультация для педагогов «Выявление профессиональных достижений и дефицитов в рамках профессионального стандарта педагога, их освоение и распространение»
консультация

Мяльчина Галина Васильевна

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Сейчас уже  профстандарты из рекомендаций стали обязательными нормами. Давайте вспомним, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какими компетенциями должен обладать педагог дошкольного образования.

Профстандарт - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации (слайд 2)

Профессиональная компетентность педагога – это способность успешно действовать, решать профессиональные задачи развития воспитанников в разных формах образовательного процесса. (Слайд 3)

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

658200 Алтайский  край  г.  Рубцовск, пер. Гражданский, 14-А

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

Консультация для педагогов

«Выявление профессиональных достижений и дефицитов в рамках профессионального стандарта педагога, их освоение и распространение»

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной  категории

Мяльчина Г.В.

2021 г.

 «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Сейчас уже  профстандарты из рекомендаций стали обязательными нормами. Давайте вспомним, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какими компетенциями должен обладать педагог дошкольного образования.

Профстандарт - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации (слайд 2)

Профессиональная компетентность педагога – это способность успешно действовать, решать профессиональные задачи развития воспитанников в разных формах образовательного процесса. (Слайд 3)

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. (Слайд 4)

Воспитатель 21 века – это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога.

Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: (слайд 5)

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической.

          Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

  • Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы;

критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

  • Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
  • Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Оценивание профессиональной деятельности педагогов на основе требований профессионального стандарта позволяет определить профессиональные дефициты в обеспечении оптимальных психолого-педагогических условий для созидательного, творческого труда членов педагогического коллектива.(слайд 4)

       Профессиональные затруднения или дефициты – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.(слайд 6)

В настоящее время отмечаются общие профессиональные дефициты - недостаток базовых профессиональных знаний, умений, а из поведенческих – коммуникативные навыки (неумение работать,в команде), также навыки исполнителя (профессиональная ответственность, самостоятельность, ориентированность на саморазвитие). Кроме того, современная образовательная ситуация в дошкольных организациях определяет необходимость формирования недостающих профессиональных умений: выполнения нескольких профессиональных задач одновременно; умение достаточно оперативно переучиваться и перестраивать свою педагогическую деятельность одновременно с возрастающими требованиями к профессиональной компетентности.

      Как показывает практика, существуют следующие профессиональные дефициты, затрудняющие достижение целей  ФГОС:

  1. Не умеют использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития.
  2. Не умеют разрабатывать совместно со специалистами ДОУ индивидуальные образовательные маршруты с учетом психофизиологических и личностных особенностей детей с ОВЗ.
  3. Не владеют приемами организации образовательной деятельности, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ, с разными типами нарушений.
  4. Не умеют выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
  5. Не умеют проектировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО (группы) с учетом требований ФГОС ДО.
  6.     Не владеют методикой организации непрерывной образовательной деятельности в ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

( слайд 7)

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития  профессиональной компетентности педагога:

  • повышение квалификации: в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях и т.д.;

-          работа в методических объединениях, творческих группах;

  • исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
  • обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которое затем интегрируются в педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Консультация для родителей "Особенности музыкально - художественного развития дошкольников в рамках Федерального Стандарта дошкольного образования»

В данном материале содержится перзентация по организации работы музыкальнго руководителя в соответствии с наормативными документами, а также рабочей программой и прациальными технологиями и методиками...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...